Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
Структура организации
ассоциируется с
Многомерные организации
Матричная структура использовала 2-хмерную модель как комбинацию ресурсов и результатов. При таком подходе не учитывались территория, рынок и потребитель. При добавлении этого 3-го измерения появляются многомерные организации (1974 г.). Их основа– автономная рабочая группа, одновременно выполняющая 3 задачи:
1.обеспечение производства ресурсами
2.производство продукции
для конкретного рынка,
3.обслуживание конкретного потребителя, проникновение на конкретный рынок.
Преимущества:
1)отсутствие необходимости реорганизации
2)максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий
3)создание или
4)эффективность каждого
Партисипативные организации
Это организации, построенные на участии рядовых рабочих в управлении. Организационно это осуществляется через создание органов самоуправления (совет трудовых коллективов). Самостоятельность рабочих в принятии решений повышает качество этих решений, у рабочих развивается чувство собственности и появляется творческое отношение к труду. На практике результативность таких организаций низкая.
Предпринимательские организации
Ориентированы на рост и возможности, а не на контролируемые ресурсы. Структура характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением, индивидуальная компетентность рабочих важнее организационной.
Организации, ориентированные на рынок
По характеру взаимодействия с внешней средой (т. е. с рынком) это органический тип организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией это индивидуалистская организация. Все части организации группируются вокруг рынка или рынков.
Организационная культура предприятия
Организационная культура – философия и идеология организации, предполагающие ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий внутри организации и вне ее.
Факторы формирования организационной культуры:
1.базовые представления
членов организации об
2.ценности, которых придерживаются члены организации (ориентация на то, какое поведение считается допустимым, а какое – нет)
3.символика организации, посредством которой передаются ценности (гимны, альбомы, музеи).
Организационная культура отличает одну организацию от другой. Процесс ее формирования связан с установлением определенного типа отношений между членами организации – процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования. При создании организации происходит формирование ценностей, традиций, норм поведения, ритуалов, системы мотивации.
Ценностные установки вырабатываются в следующих направлениях:
- поощрение и наказание
- участие в управлении
- демократичность
- жизнь – работа – свободное время
- открытость организации и ее членов
- помощь другим
- равенство полов
- возраст.
Для поддержания организационной культуры часто используется кредо организации – документ, в котором зафиксированы ценности, нормы и ответственность всех ее членов. Изменение организационной культуры влечет за собой формирование новых критериев работы и ценностей, это сложный и болезненный процесс. При изменении организационной культуры менеджер должен информировать рабочих о том, почему это важно для организации, с помощью следующих 4-х механизмов:
1.механизм участия – привлекать людей к решению вопросов, важных для организации
2.механизм взаимопонимания – постоянно информировать о переменах
3.механизм символьного управления – демонстрировать наглядными действиями изменение стратегии
4.механизм поощрений рабочих.
Модель Хофстида
Модель изучения национальной
организационной структуры осно
1)дистанция власти – степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной (низкая степень – относительное равенство в обществе, высокая степень – неравенство в обществе);
2)индивидуализм –
степень, с которой люди
3)мужественность-
4)стремление избежать
неопределенности – степень,
с которой люди данной страны
оказывают предпочтение
5)долгосрочная или
краткосрочная ориентация в
Заключение
1.Любая организация
для реализации своей миссии
и целей создает организационну
1)получает ресурсы из внешней среды
2)перерабатывается ресурсы в продукцию
3)передает продукцию во внешнюю среду.
Регулируются эти процессы с помощью управления.
2.Основа организации, ее главная переменная – люди, поэтому важно не только создать структуру, но и организовать взаимодействие в ней с помощью централизации и децентрализации, масштаба управления, делегирования полномочий, специализации, стандартизации и т. д.
3.Организация как сообщество людей формирует свой собственный облик – организационную структуру, в основе которой понимание своих целей в обществе, своих ценностей и поведения, наилучшее удовлетворение потребителей в соответствии со спецификой выпускаемой продукции
Мотивация
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотив - то, что вызывает определенное действие человека, находится внутри него.
В основе мотива лежит потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Первичные потребности – физиологические потребности (пища, вода и т.д.). Вторичные потребности – психологические потребности (власть, успех).
Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя и ради чего работает. Внутреннее вознаграждение – вознаграждение, которое дает работа (результат, содержание). Внешнее вознаграждение – вознаграждение, которое дается организацией и возникает не от процесса труда, но связано с ним.
Связь мотивации с типологией личности
Впервые 4 класса темперамента описал Гиппократ в 5 в. до н. э.:
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный.
Меланхолик – слабый, неуравновешенный, слабо подвижный.
Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, но проявляется определенная тенденция. Успехов в работе может добиться человек с любым темпераментом, но знание типа личности позволяет менеджерам дать ему такую работу, где эффективно раскроются его положительные качества.
В середине 20 века разработана теория типологии личности Майерс–Бриггс, в которой выделяется 8 типов личности: 2 по 4 шкалам.
1 шкала. Где и как человек черпает энергию?
Экстраверт |
Интроверт |
Черпает энергию из общения с другими людьми. Любит быть в центре внимания. Сначала действует, потом думает. Обычно думает вслух. С ним легко познакомится, он легко делится информацией. Говорит больше, чем слушает. Общается с удовольствием. Быстро откликается на предложения, любит быстрые действия. Широта подхода лучше глубины. |
Использует энергию собственной личности.
Избегает быть в центре внимания. Сначала думает, потом действует. Обычно думает про себя. Более скрытен, он делятся информацией с избранными. Слушает больше, чем говорит. Не выражает эмоции открыто. Отвечает, когда подумает.
Глубина подхода, лучше широты. |
2 шкала. Как
человек воспринимает
Сенсор |
Интуитивист |
Верит во вполне определенные конкретные вещи. Ценит новые идеи в том случае, если они имеют практическое значение. Ценит реализм и здравый смысл. Предпочитает использовать и совершенствовать уже освоенные навыки. Предпочитает быть конкретным и буквальным, дает исчерпывающее описание. Представляет информацию в последовательной форме.
Ориентирован на настоящее. |
Доверяет вдохновению и интуиции. Любит новые идеи ради них самих. Ценит воображение и инновации.
Любит приобретать новые умения. Быстро начинает скучать, когда навыки доходят до совершенства. Предпочитает выражать мысли в общем виде, используют метафоры и аналогии. Представляет информацию в расплывчатом виде, легко перескакивая с одной мысли на другую. Ориентирован на будущее. |
3 шкала. Как человек общается?
Аналитический тип |
Нормативный тип |
Меняет свое мнение. Производит безличный анализ проблем. Ценит логику, право, справедливость. Не допускает исключения из правил. В первую очередь замечает недостатки. Настроен критично. Может казаться бессердечным, равнодушным. Считает, что важнее быть правдивым, чем тактичным. Считает, что чувства имеют смысл, если они логичны. Мотивированы желанием достичь результата. |
Не меняет свое мнение. Учитывает эффект своих действий на других, ценит эмпатию и гармонию. Ищет исключения из правил. Любит делать другим приятное. Легко высказывает одобрение. Может казаться избыточно эмоциональным. Считает, что быть правдивым важно так же, как и быть тактичным. Считает, что любы чувства оправданы, осмысленны они или нет. Мотивированы желанием получить высокую оценку. |
4 шкала. Какой образ жизни ведет человек?
Человек типа «суждение» |
Человек типа «ощущение» |
Счастлив, когда решения приняты.
Исповедует рабочую этику (сначала работа, удовольствие потом, если останется время).
Определяет цели работает для их достижения в срок.
Ориентирован на результат, на выполнение задания. Получает удовлетворение от завершения проекта. Рассматривает время как ограниченный ресурс. |
Счастлив, если сохраняется возможность выбора. Исповедует эпикурейскую этику (сначала удовольствие, закончим работу потом, если останется время). Меняет цели при поступлении новой информации. Любят адаптироваться к новым ситуациям. Ориентирован на процесс, на то, как достичь результата. Получает удовлетворение от начала проекта.
Относится ко времени как к восполнимому ресурсу. |
Процесс мотивации
Процесс мотивации состоит из следующих этапов:
1. Возникновение потребности.
2. Поиск путей устранения потребностей.