Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

2. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

Рассмотрение такого важнейшего элемента рыночного механизма как спрос, предполагает более глубокое его  объяснение с позиций отдельного потребителя. Теория, развитая в данной теме, обосновывает построение экономической модели потребительского поведения, показывающей, каким образом сопоставляются варианты потребительского выбора и как достигается потребительское равновесие.

В ней показывается, как  отдельные люди совершают свой выбор под воздействием их предпочтений, доходов и цен на товары. В данной теме обобщается  теория выбора, которая может быть использована более широко – для объяснения решений об использовании производственных ресурсов и обоснования реализации вариантов экономической политики в области благосостояния населения.

1.Потребительские предпочтения  изучаются с помощью кардиналистского и ординалистского подходов. Кардиналистский подход основан на теории предельной полезности. В его рамках предполагается, что полезность, величину которой в состоянии измерить потребитель,  является главным фактором его выбора; полезности отдельных товаров независимы; потребитель может сравнивать разницу в полезности различных товаров. Подход базируется на законах Госсена. Первый из них постулирует убывание степени удовлетворения от потребления каждой последующей единицы блага. Второй закон утверждает, что при потреблении нескольких товаров общий уровень полезности от их потребления будет максимальным при равенстве их предельных полезностей. 

2.При ординалистском  подходе индивидуальные предпочтения  товаров строятся на способности  покупателей сравнивать наборы  товаров. Предполагается, что каждый набор товаров состоит из разного количественного соотношения двух товаров. Основные аксиомы порядкового подхода: сравнимость наборов товаров; транзитивность потребительских предпочтений; ненасыщаемость потребностей потребителей.

3. Предпочтения потребителя  в потреблении товаров выражаются  с помощью кривых безразличия – линий, каждая точка которых представляет собой наборы двух товаров, равноценных  для потребителя по их полезности. Множество кривых безразличия составляют карту кривых безразличия, где более высокая кривая отражает относительно большую полезность и более предпочитаема для потребителя. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы к началу координат и не пересекаются. Предельной нормой замещения называется количество одного товара, которое должно  быть сокращено в обмен на увеличение другого товара на единицу, при условии  неизменной полезности набора. Она убывает по мере движения вдоль кривой безразличия. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве двух товаров.

4. Финансовые возможности  потребителя исследуются с помощью  бюджетных линий, демонстрирующих возможные варианты выбора между двумя товарами при полном расходовании фиксированного бюджета потребителя. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, угол которого изменяется в случае непропорционального изменения цен на товары. Изменение дохода потребителя или пропорциональное изменение цен товаров  смещает бюджетную линию, не изменяя ее наклона.

5. Положение равновесия  потребителя соответствует оптимальной  комбинации благ, достигаемой в точке касания бюджетной линии с наиболее высокой из возможных кривых безразличия. В точке оптимума потребителя наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии.

6. Линия «доход –  потребление» проходит через  все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. При этом потребление нормальных товаров возрастает по мере роста дохода потребителя, а низших – снижается. Покупки  некоторых товаров, занимающих небольшой удельный вес в расходах потребителей или товаров первой необходимости, не зависят от дохода потребителя и остаются постоянными при всех его уровнях.

  7. Линия «цена – потребление» проходит через все точки потребительского равновесия при изменении цены одного из товаров, если доход потребителя и цены других товаров неизменны. На ее основе строится кривая спроса.

8. Изменение цены товара вызывает реакцию потребителя на объем закупок  в виде эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют совместно. Эффект замещения – это изменение в потреблении товара, обусловленное изменением его цены относительно цен на другие товары.  Он проявляется в сокращении покупок подорожавшего товара и увеличении покупок благ, которые могут заменить подорожавшие. Эффект замещения всегда является величиной положительной.

Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении  товара, обусловленное изменением реального дохода потребителя из-за движения цен. В случае нормального товара эффект дохода положителен и  предопределяет увеличение его потребления за счет роста  реального дохода потребителя из-за снижения цены на данный товар и наоборот.  Эффект дохода отрицателен в случае низших товаров: он ослабляет эффект замены, но не полностью его нейтрализует. В случае товаров Гиффена эффект дохода превышает эффект замещения и потребление такого товара увеличивается при росте цены на него.

9. Изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой сумму эффекта замещения и эффекта дохода.

10. Соотношение между  денежным доходом покупателя  и количеством приобретенного блага выражается кривой Энгеля.

2.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ  СХЕМЫ И ГРАФИКИ.


 


 



 


 


 

 

 

 



 






 


 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 



 

 


 

 



 

 



 

 

 

 

 

 

 

 



 



 



 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 





 



 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис.1 Кривая безразличия

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Кривые безразличия для абсолютно  взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Карта кривых безразличия.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 4. Бюджетная линия.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Сдвиг бюджетной линии  под воздействием изменения дохода потребителя или изменения цен двух товаров.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Сдвиг бюджетной линии  под воздействием падения цены товара А (а), под воздействием роста цены товара В (б).

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.7. Графическая иллюстрация  равновесия потребителя.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8. Построение кривой «цена –  потребление».

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Построение кривой индивидуального  спроса на нормальный товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Изменение равновесия потребителя при росте его дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Кривая Энгеля для низшего товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.12. Эффект дохода и эффект замещения  для нормальных товаров  в интерпретации  А.Хикса.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.13. Эффект дохода и эффект замещения для низших товаров в интерпретации Хикса.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Построение кривой рыночного  спроса.

 

2.3. КЛЮЧЕВЫЕ  ПОНЯТИЯ.

 

Бюджетная линия – все возможные варианты комбинаций  из двух товаров при полном расходовании фиксированного бюджета потребителя.

Кардиналистский (количественный) подход  - подход к изучению потребительского поведения, основанный на абсолютном измерении полезности.

Кривые  Энгеля  – графическое изображение соотношений между денежным доходом покупателя и количеством приобретенных благ.

 Кривые  безразличия – линия, каждая точка которых представляет собой наборы двух товаров, равноценных  для потребителя с точки зрения их полезности. Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия для одного набора благ.

Линия «доход – потребление»  – кривая, проходящая через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода.

Линия «цена – потребление» – кривая, проходящая через все точки потребительского равновесия при изменении цены одного из товаров, при условии, что  доход потребителя и цены других товаров неизменны.

Ординалистский (порядковый) подход – подход к изучению потребительского поведения, основанный относительном соизмерении полезности.

Предельная  норма замещения  – это количество одного товара, которое должно  быть сокращено в обмен на увеличение другого товара на единицу, при условии  неизменной полезности набора.

Равновесное положение  потребителя  – состояние потребителя, которому соответствует оптимальная комбинация двух благ, при которой возможности его бюджета равны его потребностям.

Эффект дохода – влияние изменения цены товара на покупательную способность потребителя и соответственно на количество товара, которое купит потребитель, приняв (или не приняв) в расчет эффект замещения.

Эффект замещения – это воздействие изменения цены товара на его относительную дороговизну  и на количество товара, которое купит потребитель при неизменности его реального дохода.

 

4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ

1. Кривые безразличия могут пересекаться.          

(Нет)

2. Наклон бюджетной линии зависит  от соотношения цен двух товаров.      (Да)

3. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия  касается наивысшей из возможных кривой безразличия.           

  (Да)

4.Увеличение дохода потребителя  приводит к сдвигу бюджетной  линии влево.    

(Нет).

5. Кривая безразличия – это комбинация двух благ, равноценных с точки зрения потребителя по полезности.        

(Да)

6. Кривые безразличия имеют положительный  наклон.         

(Нет)

7. Через одну точку можно провести  несколько кривых безразличия.   

(Нет)

8. Предельная норма замещения уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия.   

  (Да)

10. Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы  можно приобрести за данную сумму денег.                    

(Да)

11. Пропорциональное снижение цен  двух товаров сдвигает бюджетную линию вправо.    

(Да)

12. Увеличение цены одного из  товаров сдвигает бюджетную линию  влево.  (Нет)

13. Точки касания кривых безразличия  с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода.              

(Да)

14. Линия «доход – потребление»  наклонена вверх – вправо, если  оба товара являются нормальными.   

(Да)

15. Каждая точка, лежащая на  бюджетной линии, отражает одинаковую  предельную полезность двух товаров.    

(Нет)

16. Если потребитель выбирает  комбинацию, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он максимизирует полезность.                                  

(Нет)

17. Эффект замещения – это  рост объема спроса на товар,  вызванный предложением новых товаров-заменителей.                

(Нет)

18. Принцип рекламы товара основывается  на эффекте сноба.        

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"