Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
2. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Рассмотрение такого важнейшего элемента рыночного механизма как спрос, предполагает более глубокое его объяснение с позиций отдельного потребителя. Теория, развитая в данной теме, обосновывает построение экономической модели потребительского поведения, показывающей, каким образом сопоставляются варианты потребительского выбора и как достигается потребительское равновесие.
В ней показывается, как отдельные люди совершают свой выбор под воздействием их предпочтений, доходов и цен на товары. В данной теме обобщается теория выбора, которая может быть использована более широко – для объяснения решений об использовании производственных ресурсов и обоснования реализации вариантов экономической политики в области благосостояния населения.
1.Потребительские
2.При ординалистском
подходе индивидуальные
3. Предпочтения потребителя
в потреблении товаров
4. Финансовые возможности
потребителя исследуются с
5. Положение равновесия
потребителя соответствует
6. Линия «доход – потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. При этом потребление нормальных товаров возрастает по мере роста дохода потребителя, а низших – снижается. Покупки некоторых товаров, занимающих небольшой удельный вес в расходах потребителей или товаров первой необходимости, не зависят от дохода потребителя и остаются постоянными при всех его уровнях.
7. Линия «цена – потребление» проходит через все точки потребительского равновесия при изменении цены одного из товаров, если доход потребителя и цены других товаров неизменны. На ее основе строится кривая спроса.
8. Изменение цены товара вызывает реакцию потребителя на объем закупок в виде эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют совместно. Эффект замещения – это изменение в потреблении товара, обусловленное изменением его цены относительно цен на другие товары. Он проявляется в сокращении покупок подорожавшего товара и увеличении покупок благ, которые могут заменить подорожавшие. Эффект замещения всегда является величиной положительной.
Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении товара, обусловленное изменением реального дохода потребителя из-за движения цен. В случае нормального товара эффект дохода положителен и предопределяет увеличение его потребления за счет роста реального дохода потребителя из-за снижения цены на данный товар и наоборот. Эффект дохода отрицателен в случае низших товаров: он ослабляет эффект замены, но не полностью его нейтрализует. В случае товаров Гиффена эффект дохода превышает эффект замещения и потребление такого товара увеличивается при росте цены на него.
9. Изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой сумму эффекта замещения и эффекта дохода.
10. Соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретенного блага выражается кривой Энгеля.
2.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ.
Рис.1 Кривая безразличия
Рис. 2. Кривые безразличия для абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров.
Рис. 3. Карта кривых безразличия.
Рис. 4. Бюджетная линия.
Рис. 5 Сдвиг бюджетной линии под воздействием изменения дохода потребителя или изменения цен двух товаров.
Рис. 6. Сдвиг бюджетной линии под воздействием падения цены товара А (а), под воздействием роста цены товара В (б).
Рис.7. Графическая иллюстрация равновесия потребителя.
Рис. 8. Построение кривой «цена – потребление».
Рис. 9. Построение кривой индивидуального спроса на нормальный товар.
Рис. 10. Изменение равновесия потребителя при росте его дохода.
Рис. 11. Кривая Энгеля для низшего товара
Рис.12. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных товаров в интерпретации А.Хикса.
Рис.13. Эффект дохода и эффект замещения для низших товаров в интерпретации Хикса.
Рис. 14. Построение кривой рыночного спроса.
2.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ.
Бюджетная линия – все возможные варианты комбинаций из двух товаров при полном расходовании фиксированного бюджета потребителя.
Кардиналистский (количественный) подход - подход к изучению потребительского поведения, основанный на абсолютном измерении полезности.
Кривые Энгеля – графическое изображение соотношений между денежным доходом покупателя и количеством приобретенных благ.
Кривые безразличия – линия, каждая точка которых представляет собой наборы двух товаров, равноценных для потребителя с точки зрения их полезности. Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия для одного набора благ.
Линия «доход – потребление» – кривая, проходящая через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода.
Линия «цена – потребление» – кривая, проходящая через все точки потребительского равновесия при изменении цены одного из товаров, при условии, что доход потребителя и цены других товаров неизменны.
Ординалистский (порядковый) подход – подход к изучению потребительского поведения, основанный относительном соизмерении полезности.
Предельная норма замещения – это количество одного товара, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение другого товара на единицу, при условии неизменной полезности набора.
Равновесное положение потребителя – состояние потребителя, которому соответствует оптимальная комбинация двух благ, при которой возможности его бюджета равны его потребностям.
Эффект дохода – влияние изменения цены товара на покупательную способность потребителя и соответственно на количество товара, которое купит потребитель, приняв (или не приняв) в расчет эффект замещения.
Эффект замещения – это воздействие изменения цены товара на его относительную дороговизну и на количество товара, которое купит потребитель при неизменности его реального дохода.
4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ
1. Кривые безразличия могут
(Нет)
2. Наклон бюджетной линии
3. Потребитель максимизирует
(Да)
4.Увеличение дохода
(Нет).
5. Кривая безразличия – это комбинация двух благ, равноценных с точки зрения потребителя по полезности.
(Да)
6. Кривые безразличия имеют
(Нет)
7. Через одну точку можно
(Нет)
8. Предельная норма замещения уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия.
(Да)
10. Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
(Да)
11. Пропорциональное снижение цен двух товаров сдвигает бюджетную линию вправо.
(Да)
12. Увеличение цены одного из
товаров сдвигает бюджетную
13. Точки касания кривых
(Да)
14. Линия «доход – потребление»
наклонена вверх – вправо, если
оба товара являются
(Да)
15. Каждая точка, лежащая на
бюджетной линии, отражает
(Нет)
16. Если потребитель выбирает
комбинацию, представленную точкой,
лежащей на плоскости, ограниченной
бюджетной линией, то он максимизирует
полезность.
(Нет)
17. Эффект замещения – это
рост объема спроса на товар,
вызванный предложением новых товаров-заменителей.
(Нет)
18. Принцип рекламы товара