Тема 3
- Рыночное поведение конкурентных фирм
План:
- 1. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной рыночной экономике.
- 2. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукт конкурентной фирмы.
- 3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
- 4. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
- 5. Совершенная конкуренция и эффективность.
Литература
- 1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. – СПБ., 1999. – 496 с.
- 2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 972 с.
- 3. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 224 с.
Литература
- 4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 808 с.
- 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер с англ. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Вопрос первый
- Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной рыночной экономике.
Рыночная структура
Число фирм
Характер продукции
Условия
вступления
в отрасль
Доступность информации
Примеры отрасли, рынка
Совершенная конкуренция
Очень большое
Однородная
Очень
легкие
Равный
доступ
Рынок пшеницы, ценных бумаг
Монополия
Одна
Уникальная
Жесткие барьеры
Некоторые ограничения
Местные
предприятия общественного значения
Монополистическая
конкуренция
Много
Разнородная
Сравнительно легкие
Некоторые ограничения
Сеть ресторанов, сфера банковских
услуг
Олигополия
Несколько
Однородная или дифференцированная
Отдельные препятствия
Некоторые ограничения
Производство алюминия, телевидение
Монополистическая конкуренция
- Тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Монополия
- Тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного блага, не имеющий близкого заменителя.
Олигополия
- Рыночная структура, при которой продажей товара занимается несколько продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
- В условиях олигополии функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция
Совершенная конкуренция
- Тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Совершенно конкурентный рынок
- Рынок, на котором много продавцов и покупателей, каждый из них покупает и продает незначительную долю товара и поэтому не может существенно повлиять на спрос, предложение.
Вопрос второй
- Признаки совершенной конкуренции.
- Спрос на продукт конкурентной фирмы
Признаки совершенной конкуренции
- Свободный вход и выход
- Покупатели могут свободно переключаться от одного продавца к другому.
- Производители могут легко входить и выходить с рынка.
Установление цены на отраслевом конкурентном рынке
Р
Q
D
S
12
D , MR =P
Q
P
а)
b)
Третий вопрос
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Краткосрочный период
- Производственный период, в течение которого фиксированные факторы производства не могут измениться, но может измениться уровень использования переменных факторов производства. Это понятие было введено Альфредом Маршаллом.
Правило максимизации прибыли
- Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
Убыточная фирма
- Фирма, которая не покрывает все свои издержки и несет убытки, когда цена ее продукции ниже минимальных и возможных средних издержек.
Вопрос четвертый
- Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Долгосрочный период
- Долгосрочный период – это такой период, в течение которого можно варьировать все факторы производства, но которого недостаточно для замены используемого технологического процесса. Первоначально этот термин был введен Альфредом Маршаллом. В течение очень долгосрочного периода можно полностью заменить и используемую технологию
Равновесие конкурентной фирмы
в долгосрочном периоде
Отрасль с неизменными издержками
- Это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема производства или количества фирм в отрасли. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли – горизонтальная линия.
Отрасль с возрастающими издержками
- Это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются в результате выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли "растет" вверх.
Отрасль с убывающими издержками
- Это отрасль где цены на некоторые факторы производства снижаются в результате расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз.