Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ:
Рынки ресурсов выполняют две основные функции в рыночной экономике: они помогают определить, как производятся товары и услуги и для кого они производятся. Они определяют, как производятся товары и услуги потому, что большинство товаров и услуг может быть произведено несколькими способами, и выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. В то же время рынки ресурсов помогают определить, для кого производится продукция, поскольку большинство людей получает доходы путем продажи своего труда или других ресурсов, которыми они располагают. Так как на рынке определяются цены на ресурсы, устанавливается соответственно и то, какая часть совокупного продукта достанется людям, которые предлагают труд, капитал и прочие ресурсы.
Во многом рынки ресурсов похожи на рынки товаров. Теории спроса и предложения и категориальный аппарат предельного анализа применимы к рынкам ресурсов так же, как к товарным рынкам. Спрос на рынках ресурсов подчиняется одним и тем же закономерностям. Предложение же каждого ресурса имеет свои особенности
1. Сначала необходимо рассмотреть общую характеристику спроса на ресурсы. Для характеристики спроса на ресурсы используются следующие категории:
2. На рынке ресурсов возможны различные ситуации: фирма может быть "прайс-тейкером" на рыке производимого продукта, либо она может оказывать влияние на цену. У фирм "прайс-тейкеров" предельная доходность ресурса и стоимость предельного продукта равны. У фирм, самостоятельно устанавливающих цену на свою продукцию, предельная доходность ресурса всегда меньше стоимости предельного продукта. Фирма может быть также совершенным конкурентом на рынке ресурсов, она может оказывать влияние на их цену как покупатель (монопсония) и как продавец. Эти будут рассмотрены и ситуации применительно к рынку труда.
3. Чтобы максимизировать прибыль фирма должна выбрать оптимальное количество ресурса. Для этого она будет сравнивать предельную доходность ресурса с предельными издержками ресурса. Если предельная доходность ресурса превышает его предельные издержки, то потребление фирмой еще одной единицы ресурса увеличит в большей степени доход, чем издержки, а, следовательно, повысит прибыль. Если предельные издержки ресурса превосходят его предельную доходность, то сокращение потребления ресурса на единицу сократит издержки в большей степени, нежели доходы, и тем самым увеличит прибыль. Только тогда, когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны, невозможно увеличить доход, изменив потребление ресурса. Это правило можно записать в виде равенства:
4. Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем необходимых фирме услуг ресурса при изменении цен на эти услуги и неизменных прочих факторах, влияющих на спрос. Кривая спроса фирмы на ресурс совпадает с предельной доходностью ресурса. Она имеет отрицательный наклон вследствие действия закона убывающей предельной производительности фактора производства.
5. Изменения в спросе фирмы на ресурс есть сдвиг всей кривой спроса на ресурс как результат изменения следующих факторов:
6. Отраслевой спрос на ресурс есть сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм при каждой возможной цене на него. Любая фирма в отрасли может приобрести больше ресурса и производить больше продукта без воздействия на цену. Но если все фирмы в отрасли купят больше услуг ресурса, возросшее предложение продукции вызовет снижение цены. Это приведет к тому, что кривые дохода от предельного продукта ресурса у каждой фирмы данной отрасли сместятся вниз.
7. Для ресурсов, как и для готовых товаров, важное значение имеет определение зависимости уровня потребления от изменения цен. С этой целью используется концепция ценовой эластичности спроса. Ценовая эластичность спроса на ресурсы есть отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цены (при прочих равных условиях).
8. На величину ценовой эластичности спроса на ресурс оказывают влияние следующие факторы:
9. Рыночный спрос на ресурс есть сумма объемов спросов на ресурс со стороны всех отраслей при любой цене на него. Например, рыночный спрос на неквалифицированных работников. Все отрасли конкурируют за рабочих на одном региональном рынке рабочей силы. При любой заработной плате количество рабочих часов, используемых всеми отраслями должно быть равно объему предложения. При любой заработной плате чем больше рабочих занято в одной отрасли, тем меньше их может работать в других отраслях.
Рыночный спрос на ресурс мы получаем тем же способом, что и рыночный спрос на продукт. При каждой цене объемы спроса отраслей суммируются для получения рыночного спроса.
Эластичность рыночного спроса по цене связана с эластичностью спроса по цене в каждой отрасли, которые составляют рынок. При любой заданной цене эластичность рыночного спроса на ресурс зависит от пропорции, в которой ресурсы используются в различных отраслях и эластичности спроса на ресурс в каждой их этих отраслей.
10. Фирма, действующая на конкурентном рынке ресурсов, может получить любое количество ресурса по рыночной цене. Отрасль с постоянными издержками может получить все необходимые ресурсы по данной цене. Кривые предложения ресурса для такой отрасли всегда совершенно эластичны при их рыночной цене. Такие отрасли покупают только малую долю общего рыночного предложения ресурсов.
Отрасли с растущими при увеличении масштабов производства издержками покупают значительное количество ресурсов. С расширением этих отраслей растут цены на ресурсы. Кривые предложения ресурсов такими отраслями имеют положительный наклон.
Кривая рыночного предложения ресурсов в краткосрочном периоде обычно имеет положительный наклон.
11. Одним из важнейших ресурсов является труд. Его предлагают работники. Несмотря на обезличенную продажу трудовых услуг на рынке, труд остается человеческим ресурсом. Труд в отличие от других факторов производства не может стать собственностью его покупателя, т.е. работодателя. Альтернативной стоимостью услуг труда, предлагаемых на рынке, является стоимость свободного времени.
12. Для исследования выбора работника между денежным доходом и свободным временем может быть использован анализ кривых безразличия и линии бюджетных ограничений "доход-досуг". Применение этого анализа может быть расширено для получения кривой предложения труда отдельным работником. Чтобы полностью понять характер индивидуального предложения труда, необходимо учесть эффект дохода и эффект замещения.
13. Рыночное предложение труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Суммирование предлагаемых часов труда всех людей при каждой возможной заработной плате дает рыночное предложение трудовых услуг. Общее предложение труда в экономике зависит от численности и готовности работников продавать свой труд работодателям. Численность населения зависит от уровней рождаемости, смертности, миграции. Участие своей рабочей силой в рынке труда – частично вопрос личного выбора. Это зависит от физической способности быть работником, альтернативной стоимости наемного труда, доступности других источников дохода помимо заработной платы.
14. На рынке труда могут иметь место ситуации совершенной конкуренции, монополии покупателя и монополии продавца, а также двусторонней монополии.
На совершенно конкурентном рынке труда, зарплата, выплаченная за труд равной квалификации при одинаковых условиях труда будет одинакова во всех местах и при любом направлении использования этого труда. Различия в заработной плате на конкурентных рынках могут быть объяснены ограниченной мобильностью трудовых ресурсов, неполнотой информации и различиями в условиях и качестве труда.
Чистая монопсония – это единственный покупатель услуг ресурса, которые не могут быть предложены другим покупателям, он может контролировать цену ресурса. Фирмы, обладающие властью монопсонии, нанимают услуги ресурса до тех пор, пока предельные издержки фирмы не станут равными доходу от предельного продукта ресурса. Способность фирмы контролировать цены приводит к меньшему объему найма, чем в случае конкуренции, и работники получают зарплату, меньшую, чем доход от предельного продукта их труда. Разница между зарплатой и предельным продуктом труда обеспечивает получение дополнительной прибыли монопсонистом. Чистая монопсония – редкое явление, например, при олигополии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.
Продавцы ресурса могут обладать властью монополии на рыке этого ресурса. Профсоюзы могут использовать свой контроль над предложением труда для того, чтобы увеличить зарплату работникам. Когда зарплата становится выше конкурентного уровня, возникает избыток работников. Этот избыток поддерживается более высокой требуемой профсоюзами зарплатой или соглашениями фирм с профсоюзами о "закрытом рынке", предусматривающем, что работодатели могут использовать только рабочую силу членов профсоюза.
Когда единственный продавец должен иметь дело только с единственным покупателем, возникает двусторонняя монополия. На таких рынках нет предсказуемого равновесия. И продавец, и покупатель могут контролировать цену. Цена, при которой прибыль максимальна для продавца, будет выше, чем цена, обеспечивающая максимум прибыли для покупателя.
15. Независимо от структуры рынка на нем формируется цена труда, или ставка заработной платы. Она может устанавливаться за час работы (почасовая, или повременная) и за объем произведенной работы (сдельная). Фирма выплачивает работнику номинальную заработную плату. Реальная заработная плата представляет собой количество благ, которое можно купить за номинальную заработную плату.
16. Если работники с одинаковой производительностью получают разную заработную плату, то на рынках труда имеет место дискриминация. Дискриминация препятствует свободному доступу на рынок труда всех желающих. Она ведет к увеличению зарплаты, выплачиваемой категориям работников, не подверженным ей. Это способствует повышению цен на одни товары, понижению цен на другие и диспропорциям в распределении ресурсов.
17. Качественный и количественный состав трудовых ресурсов, нанятых фирмой, определяет эффективность ее поведения на рынке, очевидным является то, что это некоторая долгосрочная данность, с которой фирме приходится иметь дело. Таким образом, совокупность занятых на фирме людей с их знаниями и опытом, умением координировать действия и желанием работать на благо компании рассматривается как человеческий капитал фирмы.
Величине человеческого капитала достаточно сложно дать четкую стоимостную оценку, но можно выделить факторы, влияющие на размеры человеческого капитала: 1) общая численность персонала; 2) квалификация, профессиональная подготовка и степень слаженности работы; 3) степень лояльности занятых к интересам фирмы. Чем выше каждый из этих показателей, тем больше и человеческий капитал фирмы. Увеличить человеческий капитал можно, вложив деньги в улучшение названных показателей.
Структурно- логические схемы:
Схема 1: Взаимодействие на рынке ресурсов.
Схема 2: Поведение фирмы на рынке ресурсов.