Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 
ТЕМА  6: ОЛИГОПОЛИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

План лекции:

 

 

          • 1. Основные признаки олигополии. Типология моделей олигополии. 
          • 2. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений.
          • 3. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений.
          • 4. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).

 

 

 

 

План лекции:

 

          • 5. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель  с ломаной кривой спроса. 
          • 6. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
          • 7. Олигополия и эффективность. Рыночная власть, ее источники. Показатели монопольной власти.
          • 8. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

 

 

          • Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М., 1998. – Гл. 4, 8.
          • Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.– Гл. 9.
          • Курс экономической теории / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд. – М..: Дело и Сервис, 2001. – Гл. 18.
          • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.1992. – Т. 2. Гл. 27–28.
          • Пиндайк Р. С, Рубинфелъд Д.Л. Микроэкономика. – М.: Дело, 2001.– Гл. 11–13.

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

 

          • 50 лекций по микроэкономике. – М., 2000. – Гл. 26.
          • Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. –  М.: Дело и Сервис, 2001. – Гл. 10.6.
          • Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993. – Гл. 12-13.
          • Франк Р. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл. 12.
          • Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и приме­нение. – М., 1992. – Т.2. – Гл. 11–12.

 

 

 

 

 

За разработку проблем  теории игр и анализ стратегического  взаимодействия фирм Премию памяти  А.Нобеля в области экономики  получили: 

 

 

          • ДЖОН ХАРСАНИ, ДЖОН НЭШ, РАЙНХАРД ЗЕЛТЕН (1994) – за анализ равновесия в теории некоалиционных игр.
          • РОБЕРТ АУМАНН, ТОМАС ШЕЛЛИНГ (2005) – за углубление понимания сути конфликта и сотрудничества путем анализа теории игр.

 

 

 

 

Вопрос первый:

 

 

 

 

 Основные признаки олигополии. Типология моделей олигополии

 

 

 

 

Основные понятия:

 

  • Олигополия (от греческих слов «oligos» – несколько и «poleo» – продаю) – это тип рыночной структуры, для которого характерен контроль со стороны нескольких фирм  над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли

 

 

 

 

Основные понятия:

 

   Различают однородную (чистую)  и дифференцированную олигополию.

  • Однородная олигополия существует в отраслях, в которых производится стандартизированная продукция (обычно сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент, технический спирт, сахар и т.п.
  • Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции (большинство потребительских товаров) – автомобилей, телевизоров, сигарет и др.

 

 

 

 

  • Олигополия характеризуется следующими основными чертами:
  • 1. Контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска, затрагивает интересы своих конкурентов. Поэтому она должна учитывать их ответную реакцию на свои действия.
  • 2. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль, связанных с эффектом масштаба, существующей системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу. Кроме этого, олигополистические фирмы могут преднамеренно возводить так называемые «барьеры стратегического сдерживания» на пути вхождения новых фирм в отрасль: создавать резервные мощности, увеличивать расходы на НИОКР, резко снижать цены или изменять свою маркетинговую политику.
  • 3. Преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия:

 

   Если фирмы не договариваются друг с другом, а принимают решения самостоятельно, то стратегия взаимодействия может быть представлена в виде либо:

  • последовательной игры (фирмы принимают решения поочередно, ориентируясь на предыдущие действия друг друга), либо
  • одновременной игры (фирмы принимают решения, ориентируясь на ожидаемые, а не уже совершенные действия конкурента).

 

 

 

 

Стратегии взаимодействия  фирм-олигополистов

 

Варианты взаимодействия фирм 

в условиях олигополии

 

Кооперативная стратегия

(сговор фирм о разделе рынка,  картель)

 

Некооперативная стратегия

 

Последовательная игра

 

Одновременная игра

 

Лидерство 

по объему продаж

 

Лидерство 

по цене

 

Одновремен-ное установление объемов  продаж

 

Одновремен-ное установление цен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос второй:

 

 

 

 

  Модели олигополии, основанные

  на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений.

 

 

 

 

Основные понятия:

 

 

  • В варианте стратегии с последовательным принятием решений одна фирма делает выбор раньше другой. Такая модель поведения характерна для отраслей, где несколько более мелких фирм ожидают информации о решениях крупной фирмы-лидера относительно производства новых товаров и (или) установлении цен, а затем принимают решения об ответных действиях. Фирму, принимающую решения первой, называют лидером, а фирму, принимающую решения во вторую очередь – ведомым.

 

 

 

 

Q1

 

Q2

 

А

 

В

 

С

 

D

 

F

 

0

 

Q2=f(Q1)

 

R2=const

 

Рост прибыли фирмы 2

 

Рис. 1. Модель Штекельберга.

Изопрофитные кривые и функция  реакции фирмы 2 (ведомого)

 

 

 

 

Рис. 2. Модель Штекельберга.

Изопрофитные кривые и функция  реакции фирмы 1 (лидера).

 

Q2

 

0

 

Q1

 

Q1=f(Q2)

 

R1=const

 

Рост прибыли фирмы 1

 

 

 

 

Рис. 3. Модель Штекельберга. Равновесие  в ситуации дуополии при последовательной  игре с некооперативной стратегией  установления объемов продаж

 

Q2

 

0

 

Q1

 

R1=const

 

Q2=f(Q1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Равновесие в ситуации  дуополии при последовательной  игре 

с некооперативной стратегией  установления цен 

(лидерство в ценообразовании). 

 

Q

 

Р

 

0

 

D

 

D1

 

MR1

 

S2

 

MC1

 

P0

 

Q1

 

Q

 

Q2

 

 

 

 

Вопрос третий:

 

 

 

    Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Равновесие в ситуации  дуополии при одновременной игре  с некооперативной стратегией  установления объемов производства (модель Курно).

 

Q1

 

Q2

 

0

 

Q1=f(Q2o)

 

Q2

 

Q1

 

Q2=f(Q1o)

 

3

 

5

 

4

 

2

 

1

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Изопрофитные кривые и  функция реакции 

фирмы 1 в модели Бертрана 

 

Р2

 

Р1

 

Р1=f(Pº2)

 

Снижение прибыли фирмы 2

 

1

 

3

 

4

 

2

 

 

 

 

Рис. 7. Изопрофитные кривые и  функция реакции 

фирмы 2 в модели Бертрана 

 

Р2

 

Р1

 

Р2=f(Pº1)

 

Рост прибыли фирмы 2

 

1

 

3

 

4

 

2

 

 

 

 

Рис. 8.Модель Бертрана 

 

Р2

 

Р1

 

Р1=f(Pº2)

 

Р2=f(Pº1)

 

Р'1

 

Р'2

 

45º

 

1

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос четвертый:

 

 

 

    Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Получение экономической  прибыли картелем.

 

Р

 

Q

 

Р2

 

Р1

 

Q2

 

Q1

 

MR

 

D

 

MC=LRAC

 

 

 

 

Рис. 10. Рыночная цена и предельные  издержки 

фирм-дуополистов.

 

Q1

 

Q2

 

Q

 

Р

 

0

 

1

 

MC2

 

P0

 

 

 

 

Рис. 11. Возможные точки равновесия  в ситуации дуополии при игре  с кооперативной стратегией установления  объемов производства 

 

Q2

 

0

 

Q1

 

А

 

В

 

С

 

D

 

π1

 

π2

 

π3

 

π4

 

π'1

 

π'2

 

π'3

 

π'4

 

 

 

 

Рис. 12. Мошенничество фирм в  картельных соглашениях

 

Р2

 

Р

 

Р1

 

Р3

 

Q

 

q

 

Р

 

Q1

 

Q2

 

Q3

 

q2

 

q1

 

q3

 

Db

 

MR

 

MCb

 

MCf

 

ACf

 

Отрасль

 

Фирма

 

 

 

 

Вопрос пятый:

 

 

 

  Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель  с ломаной кривой спроса.

    

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Ломаная кривая спроса.

 

Р

 

Q

 

D1

 

D2

 

E

 

D1

 

D2

 

MR1

 

F

 

G

 

MR2

 

MR1

 

MR2

 

Р0

 

 

 

 

Вопрос шестой:

 

 

 

  Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

 

 

 

 

Платежная матрица игры с  доминирующей стратегией

 

                      2

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"