Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
5.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Совершенная конкуренция и монополия
представляют собой идеальные рыночные
структуры. Их анализ дает основу для
рассмотрения реальных рыночных структур,
к которым относится монополист
На основе модели монополистической конкуренции можно объяснять многие процессы, происходящие в реальной действительности. Модель монополистической конкуренции является инструментом, применяемым при выборе ассортимента производимой продукции. Так как слишком дорого выпускать всевозможные товары, то обществу приходится решать, на каких товарах следует сконцентрироваться производителям. Модель монополистической конкуренции помогает понять, как рыночная система способствует производству "требуемого" ассортимента товаров и услуг.
1. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию, и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монополистическая конкуренция относится к реальным рыночным структурам, она характерна для банковского дела, пищевой промышленности, производства одежды, обуви, книгоиздания, мебельного производства, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. В реальной действительности ни в каких других рыночных структурах не наблюдается такого множества мелких производителей. Именно поэтому государство обычно направляет усилия на сохранение механизма функционирования тех рынков, где сложилась монополистическая конкуренция, проводя антимонопольную политику.
Монополистическая конкуренция содержит в себе черты как совершенно конкурентного (много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено), так и монопольного (каждая фирма продает свой особый тип или вариант товара и является монопольным производителем своей марки товара) рынка.
2. Для того, чтобы построить модель монополистической конкуренции необходимо сделать ряд предположений: 1) продавцы могут влиять на цену; 2) действия продавцов нельзя назвать стратегическими; 3) вход на рынок свободный; 4) покупатели не влияют на цену. Эти предположения позволяют выявить основные черты поведения фирм на таком рынке. Это: 1) малые размеры и многочисленность фирм; 2) низкие барьеры входа и выхода; 3) несовершенство информации; 4) дифференциация продукта.
3. Наиболее важной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Она представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров- аналогов.
Основными факторами дифференциации выступают: 1) различия в качестве; 2) различия в сервисе; 3) различия в рекламе.
Дифференциация характеризуется следующими моментами: во-первых, она превращает производителя в своеобразного мини-монополиста и у него появляется возможность влиять на цены, что делает возможным получение экономической прибыли, во-вторых, она может служить барьером для вступления в отрасль, в-третьих, дифференциация продукта, выступает стратегией фирмы.
4. Кривая спроса на продукт монополистического конкурента имеет отрицательный наклон. Причиной этого выступает дифференциация продукта. Объем производства фирма выбирает, исходя из предельных издержек и предельного дохода, а цену находит на кривой спроса. Точно также делает монополия. Однако в данном случае кривые спроса и предельных издержек являются более эластичными, чем у монополии, так как велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель.
В краткосрочном периоде для фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут иметь место ситуации: а) максимизации прибыли, б) минимизации убытков, в) закрытия предприятия.
5. Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как рыночной структуры проявляется в долгосрочном периоде. В состоянии устойчивого долгосрочного равновесия точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам. Фирма функционирует безубыточно. Однако, находясь на кривой АТС, точка долгосрочного равновесия всегда находится выше минимума средних издержек, Несовпадение точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат обусловливает две важных особенности монополистической конкуренции: во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде выше равновесной цены, которая имела бы место при совершенной конкуренции, во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее количество товара, чем при LAТCmin. Разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью.
6. Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой из них. На этом основании можно построить кривую зависимости прибыли каждой фирмы от количества фирм в отрасли, и определить равновесное количество фирм.
Если углубить анализ долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции, то можно сказать, что нулевые экономические прибыли типичны для фирм монополистических конкурентов, только если рассматривать их поведение в статике. Но у этой проблемы есть и динамический аспект. В реальной действительности фирма, проведя удачную дифференциацию продукта, начинает работать над дальнейшим его совершенствованием. Поэтому в динамическом аспекте на рынке монополистической конкуренции существуют предпосылки для получения экономической прибыли в долгосрочном периоде.
7. Анализ эффективности монополистической конкуренции показывает, что с точки зрения эффективности рынки монополистической конкуренции значительно уступают совершенно конкурентным рынкам.
Одной из причин неэффективности рынка монополистической конкуренции является то, что цена оказывается выше предельных издержек, и рынок монополистической конкуренции характеризуется типичной безвозвратной потерей монопольного ценообразования, что ведет к нерациональному использованию ограниченных ресурсов.
Другая причина
Однако эффективность рынка монополистической конкуренции – субстанция весьма тонкая, не поддающаяся точному измерению, поэтому не существует простых и однозначных методов экономической политики, направленной на повышение эффективности рынка монополистической конкуренции.
8. Ценовая конкуренция - действия фирм, направленные на привлечение покупателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Целью снижения цен является вытеснение конкурента с рынка или увеличение доли фирмы на рынке. Ценовая конкуренция была господствующей формой конкурентной борьбы до второй половины ХХ века.
9. Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.
Методами, используемыми при неценовой конкуренции, являются улучшение качества товара, его приспособление к нуждам конкретной группы потребителей, создание принципиально нового вида продукта, совершенствование сервиса, реклама.
10. Рассмотрение улучшения качества в условиях монополистической конкуренции, показывает, что оно должно рассматриваться в экономическом, а не в техническом значении. Это значит, субъективные представления, сложившиеся у потребителя о товаре, являются таким же компонентом качества, как и физико-химические характеристики. Качество товара в экономическом смысле означает комплекс свойств данного продукта и представлений потребителя о нем. С этой точки зрения в условиях монополистической конкуренции большое значение имеет образ товара в глазах потребителя. Закрепление определенного образа в сознании потребителя превращает товар, с которым этот образ неразрывно связан, так называемый бренд. Другими словами, бренд – это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя. Если этот образ положительный, то покупатель готов платить больше и фирма получает экономическую прибыль.
11. Огромное значение рекламы в дифференциации продукта делает уместным рассмотрение этого экономического феномена в рамках изучения рынка монополистической конкуренции.
Реклама выполняет две основных функции: информационную – она в условиях многообразия товаров информирует потенциального потребителя о качествах товара, о том, где можно его купить, и побудительную, поскольку производителю важно убедить потребителя в необходимости приобретения данного товара.
Реклама позволяет фирме продать
большее количество продукции, увеличивая
при этом цены. Однако на экономику
в целом это влияние двояко:
реклама имеет как
5.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ:
Схема 1: Признаки и характеристика монополистической конкуренции.
Схема 2: Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном периоде.
а) максимизация прибыли
Схема 3:Источники получения прибыли
при монополистической
Схема 4: Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде.
Схема 5: Неэффективность монополистической конкуренции.
Эффективное количество фирм в отрасли, где p(n) – прибыль фирмы; n´p(n) – прибыль отрасли.
а) на рынке слишком мало фирм б) на рынке слишком много фирм
в) общественно оптимальное
количество фирм равно
Схема 7: Формы конкурентной борьбы
при монополистической
5.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Безубыточность фирм - состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когда точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.
Бренд - это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя.
Демпинг – продажа товара ниже бухгалтерских издержек.
Дифференциация продукта - представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров- аналогов.
Избыточная мощность - разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой.
Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию, и имеющих свободный вход и выход с рынка.
Неценовая конкуренция - действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.