Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Скачать документ)

Модуль 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

 

Если в предыдущем модуле рассматривалась совершенная конкуренция, то монополия представляет  первую рыночную структуру с несовершенной конкуренцией. На совершенно-конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным, чтобы повлиять на цену. На рынках несовершенной конкуренции отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они получат за свою продукцию. Эту способность они учитывают при максимизации прибыли. Монополия представляет крайний случай несовершенной конкуренции,  так как при ней предложение продукта концентрируется в руках единственной фирмы, что  дает ей особую власть нал рынком.

 

4.1. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ

1. Чистая монополия – это такая рыночная структура, когда единственная фирма производит и поставляет на рынок продукт, у которого нет близких заменителей. У фирмы нет конкурентов, так как существуют барьеры, препятствующие входу в отрасль других фирм. Основными барьерами являются: а) эффект масштаба; б) естественная монополия; в) собственность на патенты и лицензии; г) владение или контроль над источниками сырья; д) нечестная конкуренция. В отличие от краткосрочного, в долгосрочном периоде барьеры могут быть преодолены.

2. Различают 3 вида монополий: 1) закрытые монополии, которые юридически защищены от конкурентов; 2) естественные монополи, которые защищены эффектом масштаба производства; 3) открытые  монополии, которые не защищены от конкурентов.

3. Благодаря своему положению на рынке фирма-монополист сама определяет цену на продукт и его объем производства. Она знает, что сможет продать больше продукта, если будет снижать цену на него. Поэтому кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, так как простая монополия, снижая цену на последующую единицу продукта, вынуждена понижать цену и на все предыдущее единицы. Взаимосвязь между ценой и предельным доходом зависит от ценовой эластичности спроса на товар. Монополист не устанавливает наивысшую цену на продукт, ибо его задачей является максимизация общей прибыли, а не прибыли на единицу продукции.

4. Монопольная фирма в краткосрочном периоде максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, приносящего максимум прибыли. Сокращение спроса и другие причины могут привести к тому, что в краткосрочном периоде фирма будет нести убытки. В этом случае монопольной фирме следует продолжать производство, если цена будет больше или равна средним переменным издержкам (тогда она будет минимизировать убытки) и нужно остановить производство, если цена будет меньше средних переменных издержек.

5. В долгосрочном периоде монополия, не сталкивающаяся с конкуренцией, максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукта, при котором долгосрочный предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. Поскольку спрос в этот период более эластичен, то фирма устанавливает в долгосрочном периоде более низкую цену на продукт, нежели в краткосрочном периоде.

6. При прочих равных условиях фирма-монополист устанавливает более высокую цену на продукт, чем это сделала бы конкурентная фирма и производит меньший объем выпуска, чем производил  бы в таких же условиях совершенный  конкурент. Цена на продукт монополии выше предельных издержек и монополия, как правило, производит продукцию с издержками, превышающими минимальные долгосрочные средние общие издержки. Это свидетельствует о том, что в условиях монополии не достигается ни эффективного распределения ресурсов, ни производственной (технологической) эффективности.

7. Монополист, не являясь фирмой принимающей цену, может прибегнуть к ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация имеет место, если одинаковый продукт продают разным покупателям по различным ценам. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий: 1) фирма должна быть  монополистом; 2) перепродажа продукта невозможна; 3) фирма  в состоянии разбить покупателей на группы в соответствии с эластичностью предъявляемого ими спроса. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией, если могут с ее помощью увеличить прибыль.

8. Монополия может стать причиной фиаско рынка, если выпуск окажется меньше того, при котором предельные издержки равны предельному доходу. В результате может возникнуть такая ситуация, когда покупатели готовые заплатить монопольную цену, не смогут купить продукт у фирмы-монополиста. Поскольку в условиях монополии полностью не реализуются излишки потребителя и излишки продавца, образуются чистые потери, происходящие из-за монопольной власти на рынке. Это – социальная цена монополии.

 

4.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ  СХЕМЫ И ГРАФИКИ

 

 

               ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ

                                 Монополия


 

 

 


 

 

 

 

 

 

                                        ВИДЫ МОНОПОЛИИ


 

 


 



 

 

 

 

 

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА

 

 

Покупатели

 

 

 

Продавцы

 

Множество покупателей

Единственный покупатель

Множество продавцов  однородного товара

Двухсторонняя совершенная конкуренция

Монопсония

Единственный продавец

Монополия

Двухсторонняя монополия


 

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ

 

Совершенная конкуренция

Чистая монополия

1. Цена

Задана и фирмой не определяется (фирма - «прайс-тэйкер»)

Должна быть определена фирмой (фирма - «прайс-мэйкер»)

2.Спрос для фирмы

Абсолютно эластичен  при заданной цене

Может быть разной эластичности

3. Изменение выпуска

Не влияет на рыночный объем и  цену

Изменяет рыночный объем и цену

4. Предельный доход

Определяется ценой и остается постоянным

Падает быстрее цены

5. Общий доход при росте объемов выпуска

Растет

Может расти и падать в зависимости  от эластичности спроса

5. Задачи фирмы

Найти объем, максимизирующий  прибыдь

Определить объем и цену


 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ

 

                             МОДЕЛЬ МОНОПОЛИИ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОНОПОЛИЯ И  ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 


 

Рис. 4. 1. Влияние увеличения объема выпуска на величину дохода.


 

Рис.4.2. Спрос и предельный доход монополиста.

Рис.4.3. Спрос для монополиста, предельный доход, общий доход и эластичность.

Рис. 4.4. Определение объема выпуска и цены чистой монополией.


 

Рис. 4.5. Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде.

 

Рис. 4.6. Минимизация убытков чистым монополистом в краткосрочном периоде.

Рис. 4.7. Максимизация прибыли чистым монополистом в долгосрочном периоде.

Рис. 4.8. Неэффективность  монополии. Монополия производит объем  выпуска меньше конкурентного и поэтому является неэффективной по Парето.

 

 

Рис. 4.9. Социальные издержки монополии.

Рис. 4.10. Влияние увеличения объема выпуска монополиста на выигрыш потребителя.

 

Рис. 4.11. Совершенная ценовая  дискриминация.

 

 

Рис. 4.12. Монопольное равновесие в отсутствие регулирования.

 

 

Рис. 4.13. Регулирование  объема выпуска.

 

 

 


 

 

4.3. КЛЮЧЕВЫЕ  ПОНЯТИЯ

Барьер для  входа в отрасль – это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на монопольном рынке.

Естественная  монополия – монополия, которая обеспечивает весь рыночный спрос на какой-либо товар с меньшими долгосрочными средними издержками, чем те, которые были бы в случае поставки такого же количества товара двумя и более фирмами.

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Монопольная власть – способность фирмы воздействовать на цену товара посредством изменения объема его предложения на рынке.

Монопсония – монополия со стороны покупателя.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Простая монополия – монополия, которая продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.

Социальная  цена монополии – потери обществом чистой полезности, обусловленные уменьшением доступности товара для потребителей в результате максимизации прибыли монополией.

Ценовая дискриминация – практика установления разных цен на различные единицы одного и того же продукта, не оправданная никакими различиями в издержках производства и качестве.

Ценовая дискриминация второй степени – продажа монополистом различных количеств товара по разным ценам (например, оптовые скидки).

Ценовая дискриминация  первой степени (совершенная ценовая  дискриминация)  – продажа монополистом различных единиц продукции по разным ценам. Монополист продает каждую единицу товара по той цене, которую готов заплатить за нее потребитель.

Ценовая дискриминация  третьей степени – продажа монополистом одного и того же товара различным группам потребителей по разным ценам (например, скидки различным категориям граждан).

Чистая монополия – фирма, являющаяся единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей.

 

4.4. БИНАРНЫЕ  ТЕСТЫ

Верны ли следующие  утверждения:

1. Монополист устанавливает  цену, равную предельным издержкам.  НЕТ

2. Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной кривой спроса.

НЕТ.

3. Монополия, как и  конкурентная, фирма максимизирует  прибыль, выбирая объем выпуска  в соответствии с правилом  МС = Р. 

НЕТ.

4. В долгосрочном периоде  монополия получает максимум прибыли, когда ее предельный доход максимален.

НЕТ

5. Любая ценовая дискриминация  незаконна. 

НЕТ.

6. Монополия отличается  от фирмы, действующей в условиях  совершенной конкуренции, тем,  что она выбирает такой объем  производства, при котором ее предельный доход равен предельным издержкам.

НЕТ

7. Монополист получает  экономическую прибыль только  в краткосрочном периоде. 

НЕТ.

8. Когда отрасль является  естественной монополией, общество  часто требует ее регулирования  со стороны правительства.

ДА.

9. Монополия может  увеличить общую прибыль, устанавливая  на свой продукт разные цены  на разных рынках.

ДА.

10. Монополист будет  производить и продавать дополнительный  объем продукции, если MR › MC.

ДА.

11. Кривая спроса монополиста  менее эластична, чем кривая спроса конкурентной фирмы.

ДА.

12. При увеличении объема  продаж при линейной функции  спроса предельный доход монополии  сокращается в два раза быстрее  цены.

ДА.

13. Чистые потери общества  от естественной монополии исчезают, когда регулируемая цена при заданном уровне спроса устанавливается равной средним общим издержкам производства.

НЕТ.

14. Монополия получает  сверхприбыль, так как она более  эффективная рыночная структура,  чем совершенная конкуренция. 

НЕТ.

15. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным спросом.

НЕТ.

16. Совершенная ценовая  дискриминация – это установление  цен выше предельных издержек.

НЕТ.

17. Если монополист  не максимизирует прибыль на единицу выпуска, он не обеспечивает равенства предельного дохода и предельных издержек. НЕТ.

18. При дискриминации второй  степени монополист продает разные  количества товара по разным  ценам. 

ДА.

19. Чистая монополия  – это любой рынок, для которого характерен отрицательный наклон кривой спроса.

НЕТ.

20. Естественная монополия  возникает в том случае, когда  средние общие издержки возрастают  по мере увеличения объема  выпуска. 

НЕТ.

21. В условиях монополии  ресурсы распределяются наиболее эффективно.

НЕТ.

22. Чтобы естественная  монополия не несла убытки, цена  на ее продукт должна быть  не ниже средних общих издержек. 

ДА.

 

4.5. МНОЖЕСТВЕННЫЙ  ВЫБОР

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"