Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ
6.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Осуществленный ранее анализ совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции достаточно стандартен, предполагает использование общей модели анализа процесса определения фирмами цен и объемов выпуска продукции. В случае с олигополией построение такой общей модели затруднено, так как олигополистической фирме при определении цены и объема выпуска, максимизирующих ее прибыль, необходимо учитывать ответную реакцию конкурентов, которая не является однозначной. Как ведут себя фирмы-олигополисты, вынужденные осуществлять стратегическое взаимодействие со своими конкурентами? Каковы принципы установления цен и объемов продаж олигополистическими фирмами? Насколько эффективна олигополистическая структура рынка с точки зрения общественного благосостояния? На эти вопросы предполагается ответить при анализе данной темы.
Олигополия (от греческих слов «oligos» – несколько и «poleo» – продаю) – это тип рыночной структуры, для которого характерен контроль со стороны нескольких фирм над основным объемом производства и реализации продукции в отрасли. Олигополия, как тип рыночной структуры, имеет следующие основные черты: а) несколько крупных фирм производят основную массу продукции в отрасли; б) контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью фирм, что предполагает наличие стратегического поведения фирм; в) существование высоких барьеров для вступления в отрасль; г) преимущественное использование методов неценовой конкуренции.
Различают однородную (чистую) и дифференцированную олигополию. Однородная олигополия существует в тех отраслях, в которых производится стандартизированная продукция (обычно сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент, технический спирт, сахар и т.п. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции (большинство потребительских товаров) – автомобилей, телевизоров, сигарет и др.
Причиной широкого распространения олигополистических структур является прежде всего экономия на издержках, обусловленная действием эффекта масштаба производства. В тех отраслях, где эффект масштаба значителен, рентабельное производство возможно только при небольшом числе фирм.
Не существует общей модели олигополии, характеризующей поведение олигополистической фирмы в отношении цен и объемов выпуска продукции. Все разнообразие олигополистических рынков можно формализовать путем построения частных моделей формирования цен и объемов выпуска, каждая из которых имеет место только при определенных обстоятельствах. Фирмы могут между собой сотрудничать (назовем это кооперативной стратегией, или игрой), и тогда налицо будет сговор о разделе рынков. В другом варианте фирмы могут между собой конкурировать (некооперативная игра).
Если фирмы не договариваются друг с другом, а принимают решения самостоятельно, то стратегия взаимодействия может быть представлена в виде либо последовательной игры (фирмы принимают решения поочередно, ориентируясь на предыдущие действия друг друга), либо одновременной игры (фирмы принимают решения, ориентируясь на ожидаемые, а не уже совершенные действия конкурента). Для упрощения анализа целесообразно предположить, что фирмы принимают решения только относительно двух важнейших переменных – объемах или ценах продаж.
При анализе стратегии с последовательным принятием решений одна фирма делает выбор раньше другой. Фирма, принимающая решения первой, называется лидером, а фирма, принимающая решения во вторую очередь – ведомым.
Модели, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятии решений.
В модели лидерства по объему выпуска (равновесие Штекельберга) фирмы принимают решения относительно объемов производства товаров.
Фирма-лидер решает, сколько
продукции производить и
Логика рассуждений такова: чем больше объем продаж, тем ниже рыночные цены. Чем больше выпустит товара на рынок фирма-лидер, тем меньше возможности (и желания) продавать товар фирме-ведомому. Если фирма 1 принимает решение ничего не производить, то фирма 2 становится монополистом и получает максимальный объем прибыли. Соответственно, чем больше решит произвести и продать фирма 1, тем меньше будет доля фирмы 2.
Анализ ведется с помощью изопрофитных кривых, т.е. кривых, показывающих все возможные комбинации объемов продаж фирмы, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли.
Фирма-лидер понимает, что ведомый будет реагировать на ее действия. Задача лидера – выбрать такой объем производства и продаж, чтобы максимизировать собственную прибыль, но при этом необходимо учитывать реакцию ведомого.
Равновесие по Штекельбергу (в иной транскрипции – Стекельбергу) формулируется следующим образом: фирма 1 (лидер) выбирает такой объем производства, чтобы кривая реакции фирмы 2 (ведомого) коснулась максимально низкой (т.е. отражающей максимально высокую прибыль) изопрофитной кривой фирмы 1.
Модель лидерства по ценам. Фирма может в первую очередь обращать внимание не на объем продаж, а на установление цены. Так как фирмы в нашем анализе производят однородный товар, то на рынке фирма-лидер и фирма-ведомый будут продавать товары по одинаковой цене. Лидер устанавливает цену, и эта цена является заданной для ведомого, который оптимизирует свой объем продаж, стремясь максимизировать свою прибыль (уравнивая предельный доход и предельные издержки).
Лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2=f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1=Q–Q2, где Q – общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса, а Q2 – объем предложения фирмы-ведомого. Таким образом, спрос на товар фирмы 1 является разницей между общим рыночным спросом и предложением фирмы 2. Фирма-лидер выберет такое сочетание цены и объема производства, чтобы уравнять свои предельные издержки и предельные доходы и таким образом максимизировать прибыль.
Модели, основанные на некооперативной стратегии с одновременным принятием решений. В данных моделях фирмы действуют не по принципу лидер-ведомый, а одновременно принимают решения об установлении объемов продаж или цен.
Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно). В данном варианте стратегии каждая из двух фирм должна предположить, какое количество товара выставит на продажу другая фирма. Допустим, Qo1, Qo2 – ожидаемые объемы продаж фирм. Если фирма 1 выпустит количество товара Q1, она ожидает, что фирма 2 выпустит количество товара Qo2, и наоборот, фирма 2 ожидает, что если она выпустит Q2, то фирма 1 выпустит Qo1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1=f(Qo2), Q2=f(Qo1). Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе этих двух уравнений реакции фирм. Графически это равновесие (равновесие Курно) интерпретируется как соответствующее точке пересечения кривых функций реакции. В точке равновесия объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.
Модель с
одновременным установлением
Изопрофитные кривые
выпуклы к оси цены
Зная функции реакции обеих фирм, можно определить параметры равновесия Бертрана. Логика анализа та же, что и для равновесия Курно: равновесие дуополистов наступит в точке пересечения кривых функций реакции
Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Так как фирмы не знают, а лишь предполагают действия конкурентов, то для победы на рынке они будут снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае – до уровня предельных издержек. Примером такого взаимодействия фирм могут являться аукционы, тендеры.
Рыночные цены, близкие к издержкам, могут установиться в условиях олигополии не только при одновременной стратегии установления цен, но и при последовательной игре. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец желает увеличить свою долю на рынке, или даже завоевать весь рынок, снижая цену. Однако его конкуренты зачастую думают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока не упадет до уровня средних издержек, или до уровня предельных издержек. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену Р=АС=МС, т.е. отрасль придет в состояние, близкое к совершенной конкуренции. Ниже данного уровня фирмы не смогут установить цену, так как это приведет к разорению, а повысить цену они не смогут, так как будут опасаться потери рынка.
Картель – это оформленное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованных цен. Соглашение может предусматривать объемы выпуска для всех участников, цены на продаваемый товар, раздел рынков сбыта, а также цены на покупаемые ресурсы (например, условия найма рабочей силы). В последнем случае, если фирмы объединяются с целью регулирования цен и раздела рынка ресурсов, идет речь о монопсонии.
Если фирмы-олигополисты объединяются в организацию картельного типа для раздела рынка, то анализ их рыночного равновесия становится аналогичным анализу равновесия фирмы-монополиста.
Вариантов равновесия в ситуации с картелем может быть несколько. Если одна из фирм будет полагать, что другая фирма поддержит свой объем продаж постоянным, то она пожелает увеличить собственный объем продаж, перейдя на более низкую изопрофитную кривую. Таким образом, у фирм есть стимул смошенничать и нарушить правила раздела рынков. Поскольку каждая из фирм видит возможность мошенничества, она постарается первой нарушить договор, и картель, чтобы существовать, должен иметь возможности наказывать подобное поведение своих участников.
Еще одним препятствием
для сговора между
Наконец, антимонопольное законодательство различных стран так или иначе пытается препятствовать монополизации рынков и сговору между фирмами. Однако существует возможность тайного сговора – взаимодействия фирм-олигополистов с целью раздела рынка и установления согласованных цен, не афишируемого и не оформляемого официальными соглашениями. Тайный сговор между участниками отрасли государству конечно, труднее проконтролировать, однако в случае тайного сговора меньше и надежность данных соглашений, у фирм есть больше возможностей смошенничать, меньше возможность наказать мошенничество других.
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса. Эта модель исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Такое предположение отражает практику ценообразования в олигополистических отраслях.
Допустим, что на рынке присутствуют две фирмы – А и В, которые имеют приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта, и не существует сговора между фирмами о разделе рынка.
Когда при изменении цены одной фирмой другая фирма в точности повторяет ее стратегию, то график спроса для первой фирмы имеет достаточно крутой наклон. Доля рынка для обеих фирм практически не изменяется, общий объем продаж изменяется лишь за счет других отраслей. Однако рост валового дохода, связанный с увеличением продаж, будет полностью перекрыт его снижением, связанным с уменьшением цены.
Когда при изменении цены одной фирмой другая не реагирует на ее действия, то график спроса для первой имеет более пологий наклон. Если фирма увеличивает цены, то она теряет часть рынка (так как некоторые клиенты перейдут к конкурентам), но не весь рынок, так как товар дифференцирован. Если фирма снижает цены, то она отвоевывает часть рынка у конкурентов.
В реальности конкуренты не будут выбирать чистую стратегию поведения из двух описанных выше – скорее всего, они будут снижать цены при снижении цен первой фирмой, чтобы не потерять рынок, но не будут повышать цены при повышении цен рассматриваемой фирмой.
Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы будет ломаной, состоящей из эластичного и неэластичного отрезков. Кривая предельного дохода фирмы также будет ломаной. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже равновесной цены существует разрыв между эластичным отрезком предельного дохода и его неэластичным отрезком предельного дохода. Этот разрыв можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода рассматриваемой фирмы. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмой: MR=MC.