Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
МОДУЛЬ 3. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ФИРМ
3.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ
1. Место данной темы
в курсе микроэкономики
2. Типы конкуренции и основные рыночные структуры изложены в таблице.
Характеристика рыночных структур
Рыночная структура |
Число фирм |
Характер продукции |
Условия вступления в отрасль |
Доступность информации |
Примеры отрасли, рынка |
Совершенная конкуренция |
Очень большое |
Однородная |
Очень легкие |
Равный доступ |
Рынок пшеницы, ценных бумаг |
Монополия |
Одна |
Уникальная |
Жесткие барьеры |
Некоторые ограничения |
Местные предприятия общественного значения |
Монополистическая конкуренция |
Много |
Разнородная |
Сравнительно легкие |
Некоторые ограничения |
Сеть ресторанов, сфера банковских услуг |
Олигополия |
Несколько |
Однородная или дифференцирован |
Отдельные препятствия |
Некоторые ограничения |
Производство алюминия, телевидение |
3. Совершенная конкуренция
– это такой вид рыночной
структуры, где рыночное
Чистая монополия - рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара, не имеющего заменителей, и существуют барьеры, которые делают невозможным проникновение на данный рынок новых конкурентов. В этих условиях фирма - монополист имеет возможность диктовать свои условия при совершении рыночных сделок.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества фирм, производящих разнородную продукцию, и характеризующаяся сравнительно легкими условиями для проникновения других фирм в данную отрасль.
Олигополия - рыночная структура,
состоящая из небольшого числа фирм
обладающих значительной долей рынка
и имеющих возможность препятст
4. В условиях совершенной конкуренции на рынке существует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.
Принципы рынка совершенной конкуренции :
а) одновременное существование множества малых фирм на рынке.
б) так как фирм много и они небольшие по размеру, то ни одна из них не занимает значительной доли рынка и поэтому не влияет на рыночную цену. Эти фирмы называются price-taker - фирмы, принимающие цены.
в) на рынке продаются однородные (идентичные и взаимозаменяемые) товары
г) покупатели и продавцы имеют полный доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и услуги, о ценах на ресурсы и поэтому ни одна фирма не может быть монополистом на приобретение более дешевого ресурса
д) вступление фирм на рынок (отрасль) и выход из нее не имеют препятствий.
5. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции определяется ее целью - получение максимальной прибыли. Однако поведение конкурентной фирмы, определяется двумя особенностями. Первая особенность – все фирмы имеют одинаковый доступ к технологии и поэтому не могут использовать более совершенную технологию. Кроме того, все фирмы имеют одинаковый доступ к ресурсам и поэтому должны приобретать их по одинаковой цене.
Второе ограничение связано со спросом. Спрос отдельной фирмы, поскольку она не влияет на цену и вынуждена принимать рыночную цену, отличается от рыночного спроса. Спрос отдельной фирмы - есть совершенно эластичный спрос. Это значит, как бы отдельная фирма не увеличила бы объем своего производства, то это не повлияет на совокупный спрос. Поэтому спрос на продукцию отдельной фирмы здесь является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы будет иметь вид горизонтальной прямой, что свидетельствует о том, что цена спроса на продукцию конкурентной фирмы является величиной постоянной и заданной рынком. Что же касается кривой спроса всей отрасли, то она будет иметь обычный "нисходящий" вид.
6. Есть особенности
в определении предельного,
7. Цель фирмы – максимизация
прибыли. Поскольку фирма
8. В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:
При первом подходе экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Оптимальным объемом выпуска будет тот, при котором прибыль максимальна. В случае, когда цена не покрывает всех затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий минимизировать убытки. При этом компания будет осуществлять производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет фирмы. Если валовой доход не позволяет возместить даже переменные затраты, лучшим выходом для фирмы является временная остановка производства.
Второй подход к определению оптимального объема выпуска предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам. На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т.е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и в конце концов превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где MR = MC. Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек.
9. При использовании данного правила при втором подходе для определения оптимального объема выпуска выделяют три случая:
1) Максимизация прибыли. Следует отметить, что продолжение производства с целью минимизации убытков оправдано исключительно для краткосрочного периода времени функционирования фирмы. Ведь в этом периоде она может еще рассчитывать на получение прибыли в будущем по мере роста цены или снижения издержек. Если же она прекратит свою деятельность, то она понесет потери в размере постоянных издержек. Однако в долгосрочном периоде фирма не может продолжать свою хозяйственную деятельность, если рыночная цена на ее продукцию ниже средних общих издержек. Она вынуждена будет уйти из отрасли.
2) Минимизация убытков;
3) Закрытие фирмы.
10. В долгосрочном периоде фирмы располагают достаточным временем для изменения масштаба производства. Может измениться и число фирм в отрасли.
Считается, что долгосрочное равновесие достигнуто, когда выполняются три условия:
Обобщив все три условия, получим
уравнение долгосрочного равнов
P = MR = MC = min ATC.
Если цена превысит минимальные средние общие издержки, фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет на рынок конкурентов. В результате предложение повысится до уровня равновесного. И, наоборот, при падении цены ниже равновесной, фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет их отток от отрасли. Предложение понизится, а цена возрастет до уровня равновесной.
Следовательно, можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль является временным явлением.
11. Экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов. В-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.
В то же время существуют некоторые
ограничения эффективности
1) не решаются проблемы
2) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования;
3) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.
3.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ
P
D S
Рис. 1. а — установление цены на отраслевом конкурентном рынке;
б — кривая спроса и цена для отдельной фирмы
TR TR
TC
В TC
прибыль
А
0 Q1 Q2 Q3 Q
. Максимизация прибыли (