Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций
Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;
в) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;
г) только одна крупная фирма;
д) только один крупный покупатель.
(а)
2. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:
а) члены соглашения имеют одинаковые издержки;
б) фирмы не в состоянии определить нарушителя условий соглашения;
в) картель регулирует производство одного продукта;
г) ни один из ответов не верен.
(б)
3. Общая черта олигополистического рынка и рынка с монополистической конкуренцией заключается в том, что:
а) действует незначительное количество продавцов;
б) для фирм характерно стратегическое поведение;
в) фирмы обладают рыночной властью;
г) действует незначительное количество покупателей;
д) ни один из ответов не верен.
(в)
4. Ценовая война может
быть характерна одной из
а) совершенная конкуренция;
б) монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) олигополия
(г)
5. Ломаная кривая спроса означает:
а) разрыв в кривой предельного дохода;
б) сговор в определении цены;
в) разрыв в кривой предельных издержек;
г) поведение фирмы не оптимально.
(а)
6. При лидерстве в
ценах ценовой лидер
а) по принципу МС=Р, а остальные фирмы определяют цену по принципу MR=MC;
в) только для себя, а остальные фирмы определяют цену по принципу MR=MC;
г) по принципу MR=MC, а остальные фирмы определяют цену по принципу МС= PL.
(г)
7. Из моделей дуополии
ближе всего к условиям соверше
а) модель Курно;
б) модель Штакельберга;
в) модель совместной монополии;
г) модель Бертрана.
(г)
8. Что из нижеперечисленного является примером равновесия Курно:
а) «дилемма заключенного»;
б) картель;
в) совершенная конкуренция;
г) рынок труда.
(а)
9. Источником монопольной власти является:
а) количество фирм в отрасли и их взаимодействие;
б) государственное вмешательство в рыночное ценообразование;
в) отсутствие барьеров для вступления в отрасль;
г) ни один из ответов не верен.
(а)
10. Олигополистическая модель Курно предпочтительней модели Бертрана, когда:
а) фирмы готовы удовлетворять весь спрос при определенных ценах;
б) фирмы борются за долгосрочные контракты;
в) продукция однородна;
г) фирме понадобится больше времени, чтобы установить свой объем выпуска, нежели цену.
(г)
11. Принцип «издержки плюс» описывается формулой:
а) AVC + AFC;
б) AFC (1+k);
в) AVC (1+k);
г) AVC + AFC(1+k).
(в)
12. Целями государственной антимонопольной политики являются:
а) снижение уровня рыночных цен;
б) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке;
в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;
г) ни один из ответов не верен.
(а)
13. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:
Цены фирмы А | |||
12 руб./шт. |
10 руб./шт. | ||
Цены фирмы В |
12 руб./шт. |
700 700 |
1000 100 |
10 руб./шт. |
100 1000 |
300 300 |
Доминирующей стратегией фирмы В будет:
а) назначить цену 12;
б) назначить цену 10;
в) следовать поведению фирмы А;
г) назначить цену, отличную от цены фирмы А.
(б)
14. Ломаная кривая спроса
в условиях олигополии
а) спрос выше установленной цене эластичен, ниже – неэластичен;
б) предельная выручка в точке перегиба кривой спроса имеет разрыв;
в) конкуренты не реагируют на повышение цены, но отвечают на ее понижение;
г) все указанное верно.
(г)
15. На олигополистическом рынке фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при:
а) снижении цены товара конкурирующей фирмы;
б) увеличение цены товара конкурирующей фирмы;
в) увеличении цен на дополняющие товары;
г) увеличении расценок на рекламу.
(б)
16. Олигополия скорее всего возникнет на рынке:
а) зубной пасты;
б) шоколада;
в) ржи;
г) самолетов.
(г)
17. По своей сути
природа олигополии ближе
а) совершенной конкуренции;
б) монополистической конкуренции;
в) чистой монополии;
г) двусторонней монополии
(б)
18. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:
а) отсутствуют барьеры для проникновения в отрасль;
б) действует незначительное количество продавцов;
в) фирмы способны организовать картель;
г) фирмы обладают большей или меньшей рыночной властью
(г)
19. На рынке, где
фирмы обладают абсолютной
а) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
б) в краткосрочном, но не в долгосрочном периоде;
в) в долгосрочном, но не в краткосрочном периоде;
г) только при конкуренции Бертрана, но не Курно.
(б)
20. Термин «олигополия» ввел в оборот:
а) Т. Мор;
б) А.Курно;
в) Дж. Нэш;
г) Э. Чемберлин
(а)
6.6. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Исследование рынка однородного товара, на котором функционируют две фирмы-продавца, показало функции реакции обоих фирм: Q1 = 200 – 4Q2, Q2 = 200 – 4Q1, где Q1, Q2 – объемы выпуска обеих фирм. Фирмы выбирают стратегию одновременного установления объемов выпуска. Изобразите функции реакции фирм и определите параметры равновесия Курно (пропорции раздела рынка).
Решение: решив систему из двух представленных уравнений, можно найти Q1=Q2. Дуополисты имеют одинаковые функции реакции и разделят рынок товара пополам.
2. Известна матрица прибылей двух фирм, действующих в условиях дуополии слева внизу в ячейках прибыли фирмы А, справа вверху прибыли фирмы В). Какая из стратегий (высокие или низкие цены) будет доминирующей для фирмы А? В какой ячейке матрицы отражено равновесие Нэша?
Цены фирмы В | |||
5 руб./шт. |
4 руб./шт. | ||
Цены фирмы А |
5 руб./шт. |
500 500 |
800 100 |
4 руб./шт. |
100 800 |
250 250 |
Решение: Для фирмы А (также как и для В) доминирующей будет стратегия установления низких цен. Равновесие Нэша установится в нижней правой ячейке.
3. Рыночный спрос на орехи отображается функцией QD = 195 - 2,5Р. Орехи продают две фирмы А и В; известны их уравнения реакции на выпуск своего конкурента:
qA = 60 - 0,4qB;
qB = 80 - O,5qA.
По какой цене будут продаваться орехи?
Решение: из пересечения линий реакции найдем выпуск каждой фирмы
qA = 60 - 0,4qB
qB = 80 - O,5qА
qA = 35, qB = 62,5.
Подставив суммарный выпуск в уравнение спроса, найдем цену Р=39.
4. В отрасли функционируют 80 мелких фирм с одинаковыми функциями затрат TCj - 2 + 8qj2, и еще одна крупная фирма, выступающая в роли лидера, с функцией затрат ТСл = 20 + 0,275qл2. Отраслевой спрос представлен функцией QD = 256 - ЗР.
Какая цена сложится на рынке и как он будет поделен между лидером и аутсайдерами?
Какой % спроса удовлетворит лидер?
Какой % спроса удовлетворят аутсайдеры?
Решение: поскольку для аутсайдеров цена является экзогенным параметром, то условием максимизации прибыли для них служит равенство МСj = Р. Выведем с его учетом функцию предложения отдельного аутсайдера: I6 qj = Р = qjS = Р/16. Тогда суммарная функция предложения аутсайдеров QaS = 80Р/16 = 5Р. Теперь определим функцию спроса на продукцию лидера как разность между отраслевым спросом и предложением аутсайдеров: QлD = QD – QaS = 256 – ЗР- 5Р = 256 - 8Р. В соответствии с этой функцией MRл - 32 -0,25Qл. Прибыль лидера максимальна при MR = МС: 32 - 0,25Qл= 0,55Qл; Qл = 40; Р = 32 - 0,125х40 = 27. По такой цене аутсайдеры предложат 5х27 = 135 ед. продукции. Объем спроса составит (256 – 3х27) = 175; таким образом, 22,8% спроса удовлетворит лидер и 77,2% - аутсайдеры.
5. В отрасли работает одна крупная фирма лидер и группа аутсайдеров. Суммарное предложение аутсайдеров отображается функцией: QAS = - 1 + 2Р; при цене Р = 13 аутсайдеры полностью удовлетворяют отраслевой спрос без лидера. В отрасли установилось равновесие при Р = 10; Q = 28.
Выведите функцию отраслевого спроса и функцию спроса на продукцию лидера и по ним рассчитайте общий объем продаж и объем продаж лидера при Р = 10. Чему будет равен общий объем продаж, объем продаж лидера?
Решение: одна из точек отраслевой линии спроса задана в условии. Вторая определяется посредством подстановки Р = 13 в функцию предложения аутсайдеров Q = -1 + 2х10 = 19. По двум точкам строится отраслевая функция спроса: QD = 38 - Р. Вычитая из нее функцию предложения аутсайдеров, получаем функцию спроса на продукцию лидера QлD = 39 - ЗР.
6. В дуополии с дифференциацией
продукта предприятия 1 и 2
имеют соответственно следующие функции
спроса:
q1 = 100 - 2Р1 + Р2;
q2 = 100 + 2Р1 - 2 Р2;
и следующие функции общих издержек:
TC1 = 5q1
TC2 = 2q2.
1. Определите функцию реакции двух предприятий, а также равновесные цену и объем.
2. Предположив, что на производителя 1 наложен налог, равный t на ед. продукции, определите стоимость t, которая обеспечивает равенство равновесной цены двух благ.
Решение:
1) Р1 = 27,5 + 0,25 Р2; Р2 = 51 + 0,25 Р1; Р1 = 42,9; Р2 = 61,75; q1 = 75,9; q2 = 119,4;
2) t= 47; Р1=Р2=68.
7. В дуополии Курно с обратной функцией спроса Р = 100 – q1- q2 предприятие 1 представляет функцию общих издержек ТС1 = 10 q1, в то время как функция общих издержек предприятия 2 имеет вид: ТС2 = q22.
Решение:
1) q1 = 45 - 0,5q2; q2 = 25 - 0,25 q1; q1 = 37,2; q2 = 15,7; Р= 47,15; р1
= 1379,4;
р2 = 493,77.
2) qt = 49,5 – 0,5q2, q2 = 25 - 0,25q1; q1= 42,29; q2 = 14,43; P= 43,29; р1 = 1788,4;
р2 = 416,45.
3) При снижении издержек предприятия
равновесный объем продукции возрастет, равновесная
цена снизится; таким образом прибыль
предприятия 1
увеличится, а предприятия 2 – упадет;
4) Случай 1: q1
= 40; q2 = 5; Р = 55 компенсация — 243
и 420.
Случай 2: q1
= 49, q2 = 0,5; Р = 50,5;
компенсация — 391,3 и 637.
6.7. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
1. Существует точка
зрения, согласно которой крупные
предприятия, действующие в
2. В каких отраслях
возможны дуопсония и