Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Скачать документ)

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;

в) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

г) только одна крупная  фирма;

д) только один крупный  покупатель.

(а)

 

2. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) члены соглашения имеют  одинаковые  издержки;

б) фирмы не в состоянии  определить нарушителя условий соглашения;

в) картель регулирует производство одного продукта;

г) ни один из ответов  не верен.

(б)

 

3. Общая черта олигополистического рынка и рынка с монополистической конкуренцией заключается в том, что:

а) действует незначительное количество продавцов;

б) для фирм характерно стратегическое поведение;

в) фирмы обладают рыночной властью;

г) действует незначительное количество покупателей;

д) ни один из ответов  не верен.

(в)

 

4. Ценовая война может  быть характерна одной из перечисленных  рыночных структур:

а) совершенная конкуренция;

б) монополия;

в) монополистическая  конкуренция;

г) олигополия

(г)

 

5. Ломаная кривая спроса означает:

а) разрыв в кривой предельного  дохода;

б) сговор в определении  цены;

в) разрыв в кривой предельных издержек;

г) поведение фирмы  не оптимально.

(а)

 

6. При лидерстве в  ценах ценовой лидер устанавливает  цену:

а) по принципу МС=Р, а остальные фирмы определяют цену по принципу MR=MC;

в) только для себя, а  остальные фирмы определяют цену по принципу MR=MC;

г) по принципу MR=MC, а остальные фирмы определяют цену по принципу МС= PL.

(г)

 

7. Из моделей дуополии  ближе всего к условиям совершенной конкуренции:

а) модель Курно;

б) модель Штакельберга;

в) модель совместной монополии;

г) модель Бертрана.

(г)

 

8. Что из нижеперечисленного  является примером равновесия  Курно:

а) «дилемма заключенного»;

б) картель;

в) совершенная конкуренция;

г) рынок труда.

(а)

 

9. Источником монопольной  власти является:

а) количество фирм в отрасли  и их взаимодействие;

б) государственное вмешательство  в рыночное ценообразование;

в) отсутствие барьеров для  вступления в отрасль;

г) ни один из ответов  не верен.

(а)

 

10. Олигополистическая  модель Курно предпочтительней  модели Бертрана, когда:

а) фирмы готовы удовлетворять  весь спрос при определенных ценах;

б) фирмы борются за долгосрочные контракты;

в) продукция однородна;

г) фирме понадобится  больше времени, чтобы установить свой объем выпуска, нежели цену.

(г)

 

11. Принцип «издержки  плюс» описывается формулой:

а) AVC + AFC;

б) AFC (1+k);

в) AVC (1+k);

г) AVC + AFC(1+k).

(в)

 

12. Целями государственной антимонопольной политики являются:

а) снижение уровня рыночных цен;

б) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке;

в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;

г) ни один из ответов  не верен.

(а)

 

 

 

 

13.  Известна матрица  результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:

 

Цены фирмы А

12 руб./шт.

10 руб./шт.

Цены фирмы В

12 руб./шт.

              700

          700

                      1000

          100

10 руб./шт.

              100

          1000

                      300

          300


 

Доминирующей стратегией фирмы В будет:

а) назначить цену 12;

б) назначить цену 10;

в) следовать поведению  фирмы А;

г) назначить цену, отличную от цены фирмы А.

(б)

 

14. Ломаная кривая спроса  в условиях олигополии показывает, что:

а) спрос выше установленной  цене эластичен, ниже – неэластичен;

б) предельная выручка  в точке перегиба кривой спроса имеет  разрыв;

в) конкуренты не реагируют  на повышение цены, но отвечают на ее понижение;

г) все указанное верно.

(г)

 

15. На олигополистическом  рынке фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию при:

а) снижении цены товара конкурирующей фирмы;

б) увеличение цены товара конкурирующей фирмы;

в) увеличении цен на дополняющие  товары;

г) увеличении расценок на рекламу.

(б)

 

16. Олигополия скорее  всего возникнет на рынке:

а) зубной пасты;

б) шоколада;

в) ржи;

г) самолетов.

(г)

 

17. По своей сути  природа олигополии ближе всего:

а) совершенной конкуренции;

б) монополистической  конкуренции;

в) чистой монополии;

г) двусторонней монополии

(б)

 

18. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют барьеры  для проникновения в отрасль;

б) действует незначительное количество продавцов;

в) фирмы способны организовать картель;

г) фирмы обладают большей  или меньшей рыночной властью

(г)

 

19. На рынке, где  фирмы обладают абсолютной информацией,  нет барьеров для отраслевого входа и выхода, картель может создать совместную монополию:

а) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

б) в краткосрочном, но не в долгосрочном периоде;

в) в долгосрочном, но не в краткосрочном периоде;

г) только при конкуренции  Бертрана, но не Курно.

(б)

 

20. Термин «олигополия» ввел в оборот:

а) Т. Мор;

б) А.Курно;

в) Дж. Нэш;

г) Э. Чемберлин

(а)

 

 

 

 

6.6. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Исследование рынка однородного товара, на котором функционируют две фирмы-продавца, показало функции реакции обоих фирм: Q1 = 200 – 4Q2, Q2 = 200 – 4Q1, где Q1, Q2 – объемы выпуска обеих фирм. Фирмы выбирают стратегию одновременного установления объемов выпуска. Изобразите функции реакции фирм и определите параметры равновесия Курно (пропорции раздела рынка).

Решение: решив систему из двух представленных уравнений, можно найти Q1=Q2. Дуополисты имеют одинаковые функции реакции и разделят рынок товара пополам.

 

2. Известна матрица прибылей двух фирм, действующих в условиях дуополии слева внизу в ячейках прибыли фирмы А, справа вверху прибыли фирмы В). Какая из стратегий (высокие или низкие цены) будет доминирующей для фирмы А? В какой ячейке матрицы отражено равновесие Нэша?

 

 

Цены фирмы В

5 руб./шт.

4 руб./шт.

Цены фирмы А

5 руб./шт.

              500

   500

                      800

   100

4 руб./шт.

              100

    800

                      250

  250


 

Решение: Для фирмы А (также как и для В) доминирующей будет стратегия установления низких цен. Равновесие Нэша установится в нижней правой ячейке.

 

3. Рыночный   спрос   на   орехи   отображается   функцией QD = 195 - 2,5Р.   Орехи   продают две фирмы А и В; известны их уравнения реакции на выпуск своего конкурента:

qA = 60 - 0,4qB;

qB = 80 - O,5qA.

По какой  цене будут продаваться орехи?

Решение: из пересечения линий реакции найдем выпуск каждой фирмы

qA = 60 - 0,4qB

qB = 80 - O,5qА

qA = 35, qB = 62,5.

Подставив суммарный  выпуск в уравнение спроса, найдем цену Р=39.

 

4. В    отрасли     функционируют    80 мелких     фирм     с     одинаковыми     функциями     затрат TCj - 2 + 8qj2, и еще одна крупная фирма, выступающая в роли лидера, с функцией затрат ТСл = 20 + 0,275qл2. Отраслевой спрос представлен функцией QD = 256 - ЗР.

Какая цена сложится на рынке и как он будет поделен  между лидером и аутсайдерами?

Какой % спроса удовлетворит лидер? 

Какой % спроса удовлетворят аутсайдеры?

 

Решение: поскольку для аутсайдеров цена является экзогенным параметром, то условием максимизации прибыли для них служит равенство МСj = Р. Выведем с его учетом функцию предложения отдельного аутсайдера: I6 qj = Р = qjS = Р/16. Тогда суммарная функция предложения аутсайдеров QaS = 80Р/16 = 5Р. Теперь определим функцию спроса на продукцию лидера как разность между отраслевым спросом и предложением аутсайдеров: QлD = QD – QaS = 256 – ЗР- 5Р = 256 - 8Р. В соответствии с этой функцией MRл - 32 -0,25Qл. Прибыль лидера максимальна при MR = МС: 32 - 0,25Qл= 0,55Qл; Qл = 40;     Р = 32 - 0,125х40 = 27.     По    такой     цене    аутсайдеры предложат 5х27 = 135 ед. продукции. Объем спроса составит (256 – 3х27) = 175; таким образом, 22,8% спроса удовлетворит лидер и 77,2% - аутсайдеры.

 

5. В   отрасли   работает   одна   крупная   фирма   лидер   и   группа   аутсайдеров.   Суммарное предложение   аутсайдеров   отображается   функцией:    QAS = - 1 + 2Р;    при    цене   Р = 13 аутсайдеры    полностью    удовлетворяют    отраслевой    спрос    без    лидера.    В    отрасли установилось равновесие при Р = 10; Q = 28.

Выведите  функцию отраслевого спроса и  функцию спроса на продукцию лидера и по ним рассчитайте общий объем продаж и объем продаж лидера при Р = 10. Чему будет равен общий объем продаж, объем продаж лидера?

 

Решение: одна из точек отраслевой линии спроса задана в условии. Вторая определяется посредством подстановки Р = 13 в функцию предложения аутсайдеров Q = -1 + 2х10 = 19. По двум точкам строится отраслевая функция спроса: QD = 38 - Р. Вычитая из нее функцию предложения аутсайдеров, получаем функцию спроса на продукцию лидера QлD = 39 - ЗР.

 

6. В дуополии с дифференциацией продукта предприятия 1 и 2 
имеют соответственно следующие функции спроса:

q1 = 100 - 2Р1 + Р2;

q2 = 100 + 2Р1 - 2 Р2;

и следующие  функции общих издержек:

TC1 = 5q1

TC2 = 2q2.

 1. Определите функцию реакции двух предприятий, а также равновесные цену и объем.

 2. Предположив, что на производителя 1 наложен налог, равный t на ед. продукции, определите стоимость t, которая обеспечивает равенство равновесной цены двух благ.

 

Решение:

1) Р1 = 27,5 + 0,25 Р2; Р2 = 51  + 0,25 Р1; Р1 = 42,9; Р2 = 61,75; q1 = 75,9; q2 = 119,4;

2) t= 47; Р12=68.

 

7. В дуополии Курно с обратной функцией спроса Р = 100 – q1- q2 предприятие 1 представляет функцию общих издержек ТС1 = 10 q1, в то время как функция общих издержек предприятия 2 имеет вид: ТС2 = q22.

  1. Определите функцию реакции дуополистов, а также равновесные цены, объем и прибыль.
  2. Определите функцию реакции дуополистов, а также равновесные цены, объем и прибыль в случае, если функция общих издержек предприятия 1 станет: ТС1 = q1.
  3. Прокомментируйте результаты пунктов 1 и 2.
  4. Определите для двух рассмотренных случаев функции издержек предприятия 1, цену и объем продукта каждого предприятия в равновесии в случае сговора, а также компенсацию, которую должно предприятие 1 дать предприятию 2 за реализацию сговора.

 

Решение:

1) q1 = 45 - 0,5q2; q2 = 25 - 0,25 q1; q1 = 37,2; q2 = 15,7; Р= 47,15; р1 = 1379,4; 
р2 = 493,77.

2) qt = 49,5 – 0,5q2, q2 = 25 - 0,25q1; q1= 42,29; q2 = 14,43; P= 43,29; р1 = 1788,4; 
р2 = 416,45.

3)  При снижении издержек предприятия равновесный объем продукции возрастет, равновесная цена снизится; таким образом прибыль предприятия 1 
увеличится, а предприятия 2 – упадет;

4) Случай 1: q1 = 40; q2 = 5; Р = 55 компенсация — 243 и 420. 
Случай 2: q1 = 49, q2 = 0,5; Р = 50,5; компенсация — 391,3 и 637. 

 

6.7. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

1. Существует точка  зрения, согласно которой крупные  предприятия, действующие в условиях олигополии, являются основными производителями высококачественных потребительских товаров и что разукрупнение их с целью усиления ценовой конкуренции приведет к нежелательным последствиям. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Проанализируйте доводы «за» и «против».

 

2. В каких отраслях  возможны дуопсония и монопсония? Следует ли государству регулировать подобные рыночные структуры? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"