Методы и модели анализа конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание

Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Содержание

Введение 3
Показатели, характеризующие конъюнктуру
рынка ценных бумаг
Основные индикаторы конъюнктуры рынка 4

2. Основные методы анализа конъюнктуры рынка, их алгоритм
2.1 Основные методы конъюнктурного анализа 6
2.2 Технический анализ 8
2.2.1 Особенности технического анализа конъюнктуры
биржевого рынка 9
3. Прогнозирование конъюнктуры рыка, методы
3.1 Виды прогнозов 10
3.2 Методика прогнозирования 15
4. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка ценных бумаг
4.1. Макроэкономические показатели деловой активности 19

Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

Уральский институт экономики управления и прав1.docx

— 61.89 Кб (Скачать документ)

Уральский институт экономики управления и права

 

(УИЭУиП)

 

 

 

Курсовая работа

по теме:


«Методы и модели анализа конъюнктуры рынка»

 

 

 

 

 

Кафедра                                                                                     «Экономики предприятий»                                                                                                                                                                                                         Специальность                                              080502.65  - Экономика и управление на      предприятии                            предприятии,  торговли и общественного питания

Группа                                                                                                                               ЭП – 302

Исполнитель                                                                                                        Кулигина Л.А.

Научный руководитель                                                                                 Щиголева Т.И.

Оценка

 

 

 

 

 

 

Н. Тагил 2010

Содержание

          Введение                                                                                                                      3

  1. Показатели, характеризующие конъюнктуру

          рынка ценных бумаг                                                                                         

    1. Основные индикаторы конъюнктуры рынка                                    4

 

          2. Основные методы анализа конъюнктуры рынка, их алгоритм                 

          2.1 Основные методы конъюнктурного анализа                                                6

          2.2 Технический анализ                                                                                        8

          2.2.1 Особенности технического анализа конъюнктуры

биржевого  рынка                                                                                                 9

          3.  Прогнозирование конъюнктуры рыка, методы

          3.1 Виды  прогнозов                                                                                            10           

3.2 Методика  прогнозирования                                                                        15

          4. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка ценных бумаг

          4.1. Макроэкономические показатели деловой активности                           19

 

Заключение             20     

Список  использованных источников            21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

   Одно  из  определений слова "конъюнктура" - это связь различных,

сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни.

   Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.

   Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в  технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

   Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

   Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру  рынка.

   Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой

Конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

   Конъюнктурные исследования - один из методов оперативного изучения рынка,

который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на

данный момент, выявляет причины  изменения спроса и предложения, а также

ожидающиеся  направления развития рынка в ближайшие месяцы.

   Основу конъюнктурных исследований составила концепция У. Митчела о системе статистического изучения экономических показателей.

   По данным данной модели исследовались рынки различных товаров, ценных бумаг, валют и.т.д.

   Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали теорию

маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных

странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования

развития крупных корпораций. В  наше время эти исследования сформировали

отдельное научное направление  – исследование рынка.

 

3

  1. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка ценных бумаг

 

1.1 Основные индикаторы конъюнктуры рынка

   К основным индикаторам конъюнктуры биржевого рынка ценных бумаг относятся следующие:

 

   1. Торговое сальдо, т.е. разница между объемом продаж и покупок ценных

      бумаг – свидетельствует  об уровне покупательской способности;

  2. Объем реализации, т.е. общий объем продаж  ценных  бумаг – служит

      индикатором стабильности  рынка  ценных  бумаг  и   общей  экономической

      активности;

  3. Объем промышленного производства – даёт  представление об  уровне

      выпуска продукции  предприятиями  в  предыдущем  периоде  и  показывает

      степень интенсивности  экономических спадов и бумов;

   4. Валовой национальный продукт (ВНП) – отражает совокупную  стоимость

      конечных товаров  и услуг, произведённых за конкретный  период  времени

      (обычно за год),  и  подтверждает  данные  о   направлении  и  размерах

      экономических изменений;

   5. Индекс потребительских цен – определяет уровень инфляции и является

      решающим фактором  для установления цен на  боны,  облигации  и  другие

      ценные бумаги.

 

   Обычно цены рассматриваются в качестве первичного индикатора

конъюнктуры биржевого рынка, а  объем торговли и открытая позиция  – как

вторичные индикаторы. Объем торговли представляет  собой  число  контрактов,

заключенных за определенный период. Обычно он включается в дневные  графики, иногда  в  недельные,  но  не  используется  в  месячных  графиках.

  Каждая заключенная сделка увеличивает этот  показатель.  Пока  сделки  отсутствуют, показатель не меняется. Объем торговли  считается  индикатором,  усиливающим ценовые  тенденции. Высокий  объем  торговли  показывает,  что  существующая тенденция имеет инерцию и, вероятно, сохраняется.  Падение  объема  торговли может быть сигналом того, что тенденция теряет силу.

   Открытая позиция есть общее число неликвидных контрактов на конец дня.

Заключение сделки может увеличить  этот показатель, сохранить  без  изменения

или уменьшить. Открытая позиция как  бы показывает приток денег  на  рынок  и

их отток с рынка. Когда она  увеличивается, деньги притекают на рынок:  новые

продавцы открывают позиции  с новыми покупателями. Это  повышает  вероятность того, что существующая тенденция сохранится. Уменьшающаяся открытая  позиция отражает ликвидирующийся рынок и возможное изменение тенденции.

 

 

 

4

 

  В табл.1 дана интерпретация рынка по  трём  показателям  (цена,  объем

торговли и открытая позиция).

 

   Таблица 1

   Интерпретация рынка ценных бумаг по показателям

 

Цена

Объем торговли

Открытая позиция

Интерпретация рынка

Повышается 

Повышается      

Повышается      

Прочный

Повышается 

Снижается  

Снижается  

Ослабевающий

Снижается

Повышается

Повышается

Слабый

Снижается

Снижается

Снижается

Укрепляющий


 

   В таблице нашли отражение следующие принципы:

 

      - объем торговли  имеет тенденцию к увеличению, когда цены  движутся  в

      направлении тенденции.  При повышательной тенденции объем торговли

      увеличивается   при  взлёте  цен   и   снижается   при   падении.   При

      понижательной тенденции  происходит обратное;

      -  противоположное   сезонному   увеличение   открытой   позиции   при

      повышательной  тенденции  свидетельствует  о  растущем  рынке:   новые

      покупатели выходят  на рынок. При  понижательной   тенденции  увеличение

      открытой позиции   есть  результат  деятельности  “медведей”:  продавцы

      уходят с рынка;

      - при повышательной  тенденции уменьшение открытой  позиции указывает на

      рынок “медведей”.

      - при понижательной  тенденции уменьшение открытой  позиции указывает на

      рынок ”быков”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

  1. Основные методы анализа конъюнктуры рынка, их алгоритм

 

    1. Основные методы конъюнктурного анализа

 

   Основными методами изучения конъюнктуры биржевого рынка являются: мониторинг, или текущее наблюдение; статистический анализ; фундаментальный анализ; технический анализ; рейтинговый анализ; экспертный анализ. 
   Конъюнктура оценивается с помощью системы показателей. Отбор показателей для оценки конъюнктуры производится с учётом целей анализа и особенностей избранного метода. Показатели должны отражать на каждый данный момент направление и степень изменения характеристик рынка ценных бумаг по сравнению с предшествующим периодом. 
   Текущее наблюдение (мониторинг) основано на фиксации любых сведений, происходящих на рынке ценных бумаг. Аналитик изучает сообщения средств массовой информации, мнения специалистов, биржевые бюллетени, события экономической и политической жизни, которые имеют отношение или могут оказать какое-либо воздействие на развитие рынка ценных бумаг. 
   Статистический анализ изучает средние цены, минимальные и максимальные цены покупки и продажи, количество сделок по видам ценных бумаг, средние объемы сделок, фондовые индексы. Фондовые индексы справедливо считают основными индикаторами российского финансового рынка. Наиболее значимыми из них являются фондовые индексы “Интерфакс-РТС”, сводный фондовый индекс ММВБ. Определение сводных фондовых индикаторов (bench marks) создаёт дополнительные экономические ориентиры для участников финансового рынка, способствует эффективному ценообразованию на этом рынке. 
   Фундаментальный анализ – это традиционный экономический анализ. Он основан на следующем принципе: Любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведёт к повышению цены, и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос на товар, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе прогнозируется цена, которая, исходя из прошлого опыта, соответствует данному соотношению спроса и предложения. В последнее время фундаментальный анализ осуществляется с применением моделей развития рынка, которые могут включать в себя до нескольких тысяч показателей. 
  Технический анализ – специфический экономический внутренний анализ, наиболее широко используемый на биржах. Он применяется для наиболее всестороннего исследования колебания цен. Технический анализ изучает динамику соотношения спроса и предложения, т. е. прежде всего сами ценовые изменения. Его часто называют графическим анализом, или чартизмом (от англ. сhart - график ), поскольку он основан на построении различных видов графиков, диаграмм, изучении показателей открытых позиций и объема торговли, а также других факторов.

 

 

 

6

   Технический анализ может быть использован для:

          - установления основных тенденций развития биржевого рынка ценных

бумаг на  основе  изучения  динамики  цен, зафиксированной на графиках;

          - прогнозирования  изменения цен;

          - определения  времени открытия и закрытия  позиции.

   Рейтинговый анализ предполагает составление  рейтингов  (ранжированных по

определенным признакам рядов) и определение на их основе места эмитента,

инвестора, ценной бумаги на рынке  ценных бумаг.

   Экспертный анализ выполняется высококвалифицированным специалистом на

заданную тему. Это может быть анализ отдельной проблемы или общий  обзор.

   Все  вышеназванные  методы, как правило, основаны на следующей

методике:

          - установление  границ и временных интервалов  анализа;

          - определение  основных критериев;

          - выявление  основных событий анализируемого  периода;

          - оценка  степени насыщения рынка;

          - фиксация  соотношения  спроса и предложения;

          - анализ  индексов цен, объемов покупки  и продажи;

          - оценка  состояния конкурентной среды;

          - исследование  причин  роста  или  падения   уровня  цен,  объемов

            спроса и предложения.

   Обычно исследования проводятся или по определённому  сегменту   рынка,

или по сравнимым элементам рынка ценных бумаг и чаще всего не одним, а

несколькими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

    1. Технический анализ

 

   Технический анализ в  целом можно определить, как   метод

прогнозирования цены, основанный на математических, а не экономических

выкладках. Этот метод был создан для чисто прикладных целей, а именно

получения доходов при игре вначале на рынках ценных бумаг, а затем и на

фьючерсных. Все методики технического анализа создавались отдельно друг от

друга  и  лишь  в  70-е годы были объединены в единую теорию с общей

философией, аксиомами и основными  принципами.

   Технический  анализ  –  это метод прогнозирования цен с помощью

рассмотрения графиков движений рынка  за предыдущие периоды времени.

   Под термином движения  рынка  аналитики  понимают три основных вида

информации:  цена,  объем,  и  открытый  интерес. Ценой может  быть как

действительная цена товаров на биржах, так  и  значения  валютных  и  других

индексов. Объем торговли  –  количество  позиций,  не  закрытых  на  конец

торгового дня. Не все три индикатора равноценны. Главный из них – цена, на

Информация о работе Методы и модели анализа конъюнктуры рынка