Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра государственного и  муниципального управления КубГУ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Мониторинг  социально-экономического развития муниципального образования

(на  примере МО г.  Геленджик)

Содержание

 
      Введение………………………………………………………………... 4
      1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….  
8
      1.1рПонятие и  сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...  
8
      1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….  
18
      1.3рМониторинг как инструмент стратегического  планирования  социально-экономического развития муниципальных образований………  
31
      2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...  
 
43
      2.1рФормирование     информационной     базы     мониторинга     социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….  
 
43
      2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...  
51
      2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...  
 
 
59
      3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………  
 
83
      3.1 Организационный   механизм   стратегического   мониторинга   социально-экономического развития муниципальных образований………  
83
      3.2 Совершенствование системы показателей  оценки деятельности муниципальных  образований и системы сбора  информации о состоянии местного  сообщества………………………………………………………….  
 
94
      3.3 Общие основы качества статистической  информации………….. 117
      Заключение……………………………………………………………... 122
      Список  использованных источников…………………………………. 127
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования. Развитие местного самоуправления как одного из основных атрибутов демократического процесса приводит к повышению роли российских муниципальных образований в вопросах собственного социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, муниципальные образования были ответственны за «комплексное социально-экономическое развитие», которое было определено как один из главных вопросов местного значения. Согласно редакции нового закона 2003 года развитие муниципальных образований осуществляется путем принятия и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития территории.

     Для эффективного решения этой задачи в  муниципальных образованиях необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной и систематизированной информации. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить стратегический мониторинг социально-экономического развития территории, который является ядром системы социально-экономического стратегического планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.

     Необходимость организации стратегического мониторинга  диктуется отсутствием адекватной системы муниципальной статистики, соответствующей потребностям и задачам современного муниципального развития. Ситуация такова, что сегодняшнее состояние муниципальной статистики не удовлетворяет возрастающие потребности в ней - как в количественном, так и в качественном отношении. Нарушается методическая основа сбора информации, что выражается в ошибках, неоднозначной трактовке одних и тех же показателей, несопоставимости данных по различным муниципальным образованиям.

     В настоящее время проблемам организации  мониторинга как необходимой составляющей процесса стратегического планирования социально-экономического развития уделяется мало внимания, что подтверждает актуальность выбранной темы дипломного исследования. В этой ситуации должны быть приняты усилия по созданию интегрированной системы сбора, накопления, анализа и интерпретации социально-экономической и социальной информации о ходе и тенденциях развития процессов в различных сферах муниципального образования, отличной от традиционной системы статистической информации и отвечающей задачам стратегического развития местного сообщества.

     Степень разработанности проблемы. Значительный научный вклад в разработку проблем  развития муниципальных образований  внесли такие авторы, как Т.Т.Авдеева, Р.В.Бабун, В.Б.Зотов, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, О.М.Рой, Ю.В.Филиппов, А.Н.Швецов, А.Н.Широков, С.Н.Юркова и др.

     Разработке  инструментария стратегического планирования, комплексной оценки и мониторинга  социально-экономического развития муниципальных  образований посвящены работы В.А.Гневко, Б.С.Жихаревича, К.Н.Знаменской, И.В.Картышова, А.В.Пенюгаловой, В.Е.Рохчина и др.

     Практическая  значимость, недостаточная степень  разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования.

     Цель  исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.

     Реализация  указанной цели предопределила необходимость  постановки и решения следующих  задач:

  • раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
  • исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
  • проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
  • предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
  • исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

     Объектом  исследования является управление и  организация социально-экономического развития муниципального образования  в контексте стратегического  планирования.

     Предмет исследования - организация процесса мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.

     Теоретико-методическую основу исследования составляют положения  и исследования российских, в том  числе Кубанских специалистов в  области муниципального управления и стратегического планирования развития территории.

     Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел – «Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований»; второй раздел – «Анализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края», третий раздел – «Формирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования»), заключение, список использованных источников.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1ррТеоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

     1.1рПонятие и  сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований 

     В период существования советского Союза  социально-экономическое развитие страны осуществлялось на основе государственных  планов, составной частью которых  были планы развития отраслей народного  хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев, областей и отдельных локальных территорий. Директивный характер разработки планов, финансирование их реализации по каналам соответствующих министерств и ведомств, обеспечивал баланс по срокам, объемам выделяемых средств, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т.д. Плановым инструментом на местном уровне являлись генеральные планы развития, разрабатываемые и утверждаемые на срок до 15-20 лет. Не смотря на зачастую неэффективное использование ресурсов и преобладание ведомственных интересов (например, военный комплекс), данные планы служили определенными ориентирами развития [1].

     При переходе к рыночной экономике и  многообразию форм собственности прежняя  система всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена [1].

     В настоящее время управление социально-экономическим  развитием России регулируется Федеральным  законом «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития. Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства [2].

     Политика  социально-экономического развития государства  должна быть основана на взаимосвязи  и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований [3].

     Механизмом  реализации задач социально-экономического развития страны и отдельных территорий являются федеральные, региональные и муниципальные программы социально-экономического развития.

     В настоящее время в связи с  принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» существенно изменился состав и структура территориальной организации местного самоуправления. Появление новых видов муниципальных образований, обладающих разнообразным перечнем местных вопросов, а соответственно и целями развития, потребовало пересмотра существующей практики стандартизированного подхода к управлению развитием муниципальных образований. К полномочиям органов местного самоуправления закон № 131-ФЗ относит принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Тем не менее, само понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» Федеральным законом не определено [4].

     Существо  расхождений по вопросу понимания  термина «развитие» относительно муниципальных образований. По сути, сегодня существует два противоположных взгляда на этот термин как некоторою функцию по отношению к муниципальному образованию. Сторонники одного подхода утверждают, развитие муниципального образования как целостной социально-экономической системы заключается в решении текущих проблем, формировании инфраструктуры, а развитие будет осуществляться на основе объективных закономерностей, по пути органично соответствующему особенностям данного муниципального образования и региона [5].

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)