Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
Федеральное агентство по образованию
профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Введение………………………………………… |
4 |
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………………………………. | 8 |
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………... | 8 |
1.2рСоциально- |
18 |
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований……… | 31 |
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………... | 43 |
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе……………………………. | 43 |
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………... | 51 |
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………... | 59 |
3ррФормирование
условий использования стратегического
мониторинга в социально-экономическом
развитии муниципального образования………………………………………………… |
83 |
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований……… | 83 |
3.2
Совершенствование системы |
94 |
3.3
Общие основы качества |
117 |
Заключение…………………………………… |
122 |
Список использованных источников…………………………………. | 127 |
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие местного самоуправления как одного из основных атрибутов демократического процесса приводит к повышению роли российских муниципальных образований в вопросах собственного социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, муниципальные образования были ответственны за «комплексное социально-экономическое развитие», которое было определено как один из главных вопросов местного значения. Согласно редакции нового закона 2003 года развитие муниципальных образований осуществляется путем принятия и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития территории.
Для эффективного решения этой задачи в муниципальных образованиях необходимо объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной и систематизированной информации. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить стратегический мониторинг социально-экономического развития территории, который является ядром системы социально-экономического стратегического планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.
Необходимость
организации стратегического
В
настоящее время проблемам
Степень разработанности проблемы. Значительный научный вклад в разработку проблем развития муниципальных образований внесли такие авторы, как Т.Т.Авдеева, Р.В.Бабун, В.Б.Зотов, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, О.М.Рой, Ю.В.Филиппов, А.Н.Швецов, А.Н.Широков, С.Н.Юркова и др.
Разработке инструментария стратегического планирования, комплексной оценки и мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований посвящены работы В.А.Гневко, Б.С.Жихаревича, К.Н.Знаменской, И.В.Картышова, А.В.Пенюгаловой, В.Е.Рохчина и др.
Практическая значимость, недостаточная степень разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования.
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
Объектом
исследования является управление и
организация социально-
Предмет исследования - организация процесса мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Теоретико-методическую основу исследования составляют положения и исследования российских, в том числе Кубанских специалистов в области муниципального управления и стратегического планирования развития территории.
Структура
дипломной работы
обусловлена целью и задачами исследования
и включает в себя: введение, три раздела
(первый раздел – «Теоретические основы
управления социально-экономическим развитием
муниципальных образований»; второй раздел
– «Анализ использования мониторинга
в стратегическом планировании социально-экономического
развития муниципальных образований Краснодарского
края», третий раздел – «Формирование
условий использования стратегического
мониторинга в социально-экономическом
развитии муниципального образования»),
заключение, список использованных источников.
1ррТеоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований
1.1рПонятие
и сущность комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований
В
период существования советского Союза
социально-экономическое
При переходе к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена [1].
В
настоящее время управление социально-экономическим
развитием России регулируется Федеральным
законом «О государственном
Политика
социально-экономического развития государства
должна быть основана на взаимосвязи
и взаимообусловленности
Механизмом реализации задач социально-экономического развития страны и отдельных территорий являются федеральные, региональные и муниципальные программы социально-экономического развития.
В
настоящее время в связи с
принятием новой редакции Федерального
закона «Об общих принципах
Существо расхождений по вопросу понимания термина «развитие» относительно муниципальных образований. По сути, сегодня существует два противоположных взгляда на этот термин как некоторою функцию по отношению к муниципальному образованию. Сторонники одного подхода утверждают, развитие муниципального образования как целостной социально-экономической системы заключается в решении текущих проблем, формировании инфраструктуры, а развитие будет осуществляться на основе объективных закономерностей, по пути органично соответствующему особенностям данного муниципального образования и региона [5].