Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, научное обеспечение проведения мониторинга качества жизни жителей  объединяет две группы критериев. Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. Вторая группа состоит из оценок, основанных на социологических опросах. Подбор статистических и социальных показателей производится, исходя из сущности основных элементов качества и уровня жизни [15].

     Международная статистика качества жизни (ООН, 1978 г.) включает 12 основных групп показателей [16]:

  • рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
  • санитарно-гигиенические условия жизни;
  • потребление продовольственных товаров;
  • жилищные условия;
  • образование и культура;
  • условия труда и занятость;
  • доходы и расходы населения;
  • стоимость жизни и потребительские цены;
  • транспортные средства;
  • организация отдыха;
  • социальное обеспечение;
  • свобода человека [16].

     В 1992 г. в Центре экономической конъюнктуры  и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из семи разделов и 39 показателей [17].

     Наиболее  важные 12 показателей из перечисленных 39 входят в систему показателей  для оценки хода экономической реформы  в России, в раздел «Социальная сфера, жизненный уровень населения», подраздел «Уровень жизни» [17].

     Система показателей подраздела «Уровень жизни» введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих  показателей:

  1. средняя оплата труда работников;
  2. покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией;
  3. минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения;
  4. прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения;
  5. численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума;
  6. потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода;
  7. денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения;
  8. показатели дифференциации населения;
  9. соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;
  10. индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини);
  11. структура потребительских расходов социально-демографических групп населения;
  12. распределение населения по размеру среднедушевого дохода [17].

     Вместе  с тем, следует отметить, что качество жизни гораздо более широкое  понятие, чем уровень жизни, и  включает в себя также образ жизни, характеризующий положение и развитие личности, ее социальную активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака, к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т.п. [15]. 

      1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования 

      В результате проведения реформы управления государством в начале 90-х годов существовавшая система директивного планирования, существовавшая в рамках командно-административной системы управления экономикой, оказалась практически разрушена. Был выдвинут тезис о несовместимости одновременного развития свободных рыночных отношений и использования методов планового регулирования при построении рыночного механизма.

      На  локальном (муниципальном) уровне это выразилось, в ослаблении целенаправленной и постоянной работы по комплексному анализу складывающейся на территории социально-экономической ситуации; в отказе от работ по формированию плановых документов стратегического и программного характера, контроля над ходом их реализации и т.п. В результате были преобразованы или полностью сокращены плановые органы, разрушена информационная база расчетов прогнозно-аналитического характера, произошел отток квалифицированных кадров из сферы муниципального планирования [10].

      Между тем, в последние годы, вопросам планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований  уделяется все больше внимание.

      Согласно 17 статье закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления» [18] к полномочиям органов местного самоуправления в области собственного развития относится принятие и реализация планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

      Вместе  с тем, очевидно, что современная система муниципального планирования не является клоном существовавшей системы директивного планирования. Прежде всего, отличие проявляется в отказе от традиционного (административного) иерархического планирования и переходе стратегическому планированию. Традиционное планирование имело краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и, как правило, не требовало и не получало поддержки со стороны граждан. Проблемно-ориентированный подход, используемый при традиционном планировании, эффективно применим в условиях, когда возможна процедура редукции: если каждая отдельная проблема может быть решена абсолютно изолированно от влияния других элементов системы или внешней среды, между тем, когда взаимозависимости и взаимное влияние имеют место - проблемно-ориентированная техника становится гораздо менее эффективной [10].

      Новые планы коренным образом отличается от тех, которые были в ходу в период плановой социалистической экономики.

      Рассмотрим  основные элементы системы стратегического  территориального планирования.

      Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - прогнозно-аналитический  документ, содержащий систему представлений  о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития, основные положения местной социально-экономической политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей [19]. Под стратегическим выбором понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его социально-экономического развития [20]. Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве «полюсов роста» (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции стратегического развития муниципального образования. Цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

      Стратегия рассматривается как средство для  достижения стратегических целей развития [20].

      Территориальное стратегическое планирование, понимаемое как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде, получило распространение в восьмидесятых годах  прошлого века.

      Один  из первых в России Стратегический план Санкт-Петербурга, нацеленный на повышение конкурентоспособности  города и разработанный на новых  принципах широкого общественного  участия, был принят в конце 1997г. Он получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты Российской Федерации к началу подобных разработок. Эта деятельность стала особенно активной с 1999 г. благодаря поддержке ряда проектов программы ЕС Тасис, Фонда Евразия, Фонда Сороса. Сейчас уже около 15% муниципальных образований России имеют или разрабатывают те или иные документы, определяющие их стратегические перспективы развития. Многие из них созданы с элементами стратегического планирования [21].

      По  мнению В.Е. Рохчина и К.Н. Знаменской [22], стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды [22].

      Авторы  выделяют следующие характерные  черты, присущие стратегическому планированию и отличающим его от существовавшей системы директивного планирования:

  • адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;
  • учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние [22].

      С.А. Логвинов также выделяет два главных  признака, позволяющих определить специфичность  стратегического планирования, они  выражаются двумя ключевыми словами - конкурентоспособность и диалог [19].

      Применительно к местному развитию конкурентоспособность и означает наилучшее приспособление, адаптацию к внешней и внутренней среде, тем факторам, которые определяют развитие муниципального образования. Одним из основных положений по данному вопросу автор указывает, что стратегический план должен затрагивать только самое главное для выживания, адаптации и устойчивого развития в конкурентной рыночной среде. Он касается лишь тех отраслей и сфер жизни (разных в разных городах), которые имеют критическое значение для его существования, могут дать сильный импульс его развитию. Предметом стратегического плана является, прежде всего, конкурентоспособность, а) муниципального образования в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, и б) отдельных сторон или отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы [19].

      В соответствии с определенными ранее  понятием и целями стратегическое планирование, применительно к муниципальным  образованиям, должно опираться на следующие принципиальные положения [6].

      Во-первых, долгосрочность, которую многие часто  определяют как основной признак, сама по себе не делает план стратегическим: цели, проекты, мероприятия, действия могут  быть стратегическими и при этом краткосрочными. В качестве примера  можно привести опыт Чеховского района, когда стратегической целью было определено развитие муниципального образования как спортивного центра Московской области. В течение короткого промежутка времени (порядка 2-3 лет) на территории города Чехова были построены несколько спортивных сооружений мирового уровня и соответствующая инфраструктура, созданы или приглашены спортивные команды, в результате муниципальное образование получило поддержку региональной и федеральной власти.

      Во-вторых, одной из главных задач стратегического планирования является снижение неопределенности будущего, что достигается, путем артикуляции, обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников местного развития. Поэтому стратегический план может быть разработан только в многостороннем диалоге бизнеса, власти и общества [6].

      Исходя  из этого, необходимо отметить, что  не проблемы являются предметом стратегического  планирования и развития муниципального образования, а выделение направлений  и целей развития, комплекса реализующих  их мероприятий. В результате планирование является не инструментом «латании дыр», а позволяет обеспечивать решения ключевых задач развития территории. В этом смысле по своему содержанию стратегическое планирование уже больше, чем совокупность проблем и способов их решений, между тем играет ключевую роль в их решении, исходя из той значимости и эффекта, которыми сопровождаются мероприятия, реализуемые в рамках стратегического плана [20].

      Разрабатываемая стратегия развития должна основываться на объективной оценке социально-экономического развития муниципального образования, определения перспектив его развития, существующих возможностях и угрозах.

      Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит  в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к муниципальному образованию, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления (жители, предприниматели и др.), имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта стратегического планирования социально-экономического развития, то в его качестве должны выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы [20].

      В настоящее время в большинстве  российских муниципальных образований работа по планированию социально-экономического развития обычно ведется местной администрацией, чаще всего комитетом по экономике или отделом социально-экономического развития. Планирование развития силами местной администрации имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, нередко недостаточной квалификацией специалистов.

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)