Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой плана развития муниципальных образований в его современном понимании. Подготовка сегодняшних планов социально-экономического развития обычно заключается в механическом сведении различных, мало связанных между собой программ, подготовленных отраслевыми подразделениями администрации. Эта работа проводится «снизу вверх», без разработанной концепции развития, без обоснованных приоритетов очередности выполнения и финансирования отдельных программ [20].

      Зачастую  приступая к формированию документов, раскрывающих стратегический замысел развития муниципального образования, участники этого процесса приблизительно представляют себе, какие цели и задачи должны быть решены, какова методика и технология стратегического территориального планирования, что именно должно получиться в результате работ [20].

      Стратегическое  планирование социально-экономического развития муниципального образования  имеет сходство со стратегическим планированием  в бизнесе и включает в себя несколько этапов. В муниципальных структурах применяются несколько алгоритмов по созданию плана социально-экономического развития муниципальных образований [14]:

      а) американский специалист Р. Бейли выделяет следующие шесть ступеней стратегического планирования, применяемого как в частных фирмах, так и в государственных структурах:

           1) первая – определение целей организации. В муниципальных структурах такого единого критерия, как прибыль для частных организаций, нет, что затрудняет выбор цели;

           2) вторая - описание и прогноз тенденций динамики численности населения, экономического развития и других факторов, влияющих на деятельность данной организации. На этом этапе у плановиков местных структур возникают трудности с поиском требуемой информации. Их собственные возможности сбора информации весьма ограничены, поэтому приходится полагаться на данные Госкомстата, а также экспертные оценки.

    Получаемые  таким образом данные не всегда соответствуют  требованиям стратегического планирования на местах;

           3) третья - оценка внутренних активов данной организации. Следует отметить частую недооценку значения качества человеческих ресурсов как потенциального источника повышения эффективности деятельности государственной организации;

           4) четвертая - адаптация структуры данной организации к плану. Структура муниципальных организаций отличается меньшей гибкостью, чем частных фирм, поскольку она отражает сложившийся баланс политических сил;

           5) пятая - осуществление плана. Это не просто конкретизация шагов по его реализации. Если местное правительство использует определенные рычаги воздействия на частные фирмы (например, предоставление им налоговых льгот), то осуществление плана превращается в политический процесс;

           6) шестая - оценки влияния плана на экономические и социальные процессы и внесение в него определенных корректив. Если цели плана не были достигнуты, следует определить, какие изменения должны быть предусмотрены, чтобы добиться их осуществления [14];

      б) многоступенчатое планирование, используемое агентствами городского развития США [23]:

           1) ступень - проведение инвентаризации ресурсов и анализ тенденций;

  1.   вторая - прогноз спроса, оценка того, что произойдет при определенных условиях (метод сценариев, построение имитационных моделей);
  2. третья - определение целей и задач. Во многих сообществах при их формулировке учитывается мнение не только руководителей, но также местных жителей и представителей делового мира;
  3. четвертая - сопоставление и оценка альтернативных планов с учетом таких показателей, как финансовые возможности, степень соответствия целям местного сообщества, приемлемость для местных жителей, правовые и социальные препятствия осуществлению плана, дополнительная нагрузка на ограниченные мощности местной инфраструктуры;
  4. пятая - выбор наиболее приемлемого плана;
  5. шестая - подготовка детальных планов для различных составляющих общего плана, мощностей местной инфраструктуры и программ;
  6. седьмая - осуществление планов;
  7. восьмая ступень - постоянная оценка всего процесса в целом [23];

      в) большинство планов экономического развития в США составляются с учетом модели, предложенной в 50-х годах К. Мейерсоном [23]:

  1. в процессе опроса жителей выявляются наиболее актуальные проблемы общины;
  2. анализируются материалы, полученные от местных консультативных групп и предложенные ими показатели, касающиеся занятости, уровня зарплаты, объема продаж, собираемости налогов и других;
  3. определяются общие цели экономического развития;
  4. собираются данные, которые затем анализируются, для общей оценки имеющихся в сообществе ресурсов;
  5. корректируются цели после полученных более точных данных;
  6. готовятся альтернативные планы развития;
  7. оценивается каждый предложенный план и стратегия с точки зрения эффективности его осуществления (общей стоимости, затрат времени, технических трудностей реализации и влияния данной стратегии на другие сферы деятельности местного правительства и имеющиеся у него ресурсы);
  8. принятие окончательного плана развития;
  9. выполнение плана;
  10. наблюдение за результатами выполнения плана и их оценка;
  11. анализ результатов и их сравнение с целями, поставленными в плане;

      г) в Канаде получила распространение методология метрополитенского планирования, предложенная Ф. Хейвудом, состоящая из 6 ступеней [23]:

  1. общественная и политическая дискуссия о целях;
  2. профессиональный анализ целей и возможностей;
  3. выработка общественного и политического методов оценки;
  4. выбор целей и возможностей;
  5. принятие избранной политики;
  6. совместное (политиками и специалистами по планированию) приведение в исполнение [23].

      Коротко эту схему можно сформулировать как «Обзор - анализ - план». Последствием принятия такой методологии стал процесс, диалога, в котором участвовали политики, определяющие цели и приоритеты, население, на чью жизнь стратегические планы оказывают непосредственное воздействие, и специалисты-профессионалы, призванные собрать и проанализировать информацию и сделать соответствующие рекомендации [23];

      д) Департамент развития жилищного строительства и городов США в гиде по стратегическому планированию [23], рассматривающему (отличную от Р.Бейли в части привлечения общественности) последовательность шагов:

  1. пуск или инициация процесса (организация инициативной группы, сбора данных, анализ потребностей и ресурсов, помощь в образовании участников);
  2. понимание сообщества или обучение друг друга (анализ слабых и сильных сторон, возможностей и тенденций);
  3. конструирование будущего или создание видения сообщества (формирование целей, достижение согласия);
  4. бизнес или разработка стратегического плана (формирование стратегии, проектов и программ, построение структуры местного правительства, разработка системы измеримых показателей результатов);
  5. совместные действия или построение для внедрения (создание оргструктуры, процесс принятия решения, определение ключевых партнеров);
  6. от плана к действию или реализация (план изменений и улучшений, обеспечение гибкости, мотивация, обеспечение сообщества информацией о плане, внедрение плана) [23].

      Алгоритм  стратегического планирования, разработанный  экспертам РНЦГМ и Института  социально-экономического проектирования РАН и реализованный при формировании стратегического плана г. Тольятти Самарской области [24], включает в себя:

        а) анализ внутренних закономерностей развития города (причины возникновения городского поселения, выполняемых им традиционных функций, исследование комплекса отраслей, специализации, экономических связей города; выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших направление социально-экономического развития города);

      б) анализ стартовых условий развития города, обусловленных факторами местного характера:

    1. качество жизни населения (продолжительность жизни населения и состояние общественного здоровья, уровень жизни и образ жизни);
    2. величина и эффективность использования накопленного (стартового) на территории социально-экономического потенциала, в т.ч.: базовые ресурсные потенциалы развития (природно-ресурсный, экономико-географический, демографический); потенциалы, обеспечивающие развитие города (трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный, экспортно-импортный); потенциалы готовности к социально-экономическим преобразованиям (социально-психологический, нормативно-правовой, научно-методический);
    3. экологическая обстановка на территории города;
    4. экономическая ситуация (структура экономики, институциональные преобразования в экономической сфере, функционирование рыночных механизмов и инфраструктурное обеспечение, формирование конкурентной среды и благоприятного хозяйственного климата; выявление основных тенденций в указанных направлениях развития экономической сферы);

           5) состояние системы городского самоуправления (правовое обеспечение деятельности, диспропорции в организационных структурах управления, уровень профессиональной подготовки персонала, регламентированность взаимодействия различных ветвей городской власти и отдельных звеньев аппарата исполнительной власти) [24];

      в) анализ внешних факторов, определяющих перспективное социально-экономическое развитие города (классифицируются по иерархическим уровням управления: межмуниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный; предполагает выявление интересов у субъектов управления различных уровней к роли конкретного города в системе территориального разделения труда, исследование влияния новой геополитической и геоэкономической обстановки на процессы развития города);

      г) разработка системы государственных минимальных социальных стандартов и их оценка:

           1)   система минимальных муниципальных социальных стандартов;

           2) предложения по системе муниципальных стандартов качества жизни (целей социального развития);

      д) интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации (сводная таблица, включающая основные факторы внутреннего характера, которые определяют сложившуюся ситуацию в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города);

      е) выявление и систематизация предпосылок и ограничений перспективного развития города (на основе результатов исследований пп.1, 3);

      ж) генерация вариантов стратегического выбора города (информационной базой являются пп. 4, 6).

      и) комплексная оценка вариантов стратегического выбора города (экспертная оценка);

      к)   определение варианта (вариантов) стратегического выбора города [24].

      В качестве другого примера рассмотрим алгоритм стратегического планирования, реализованный в ходе подготовки стратегического плана развития Санкт-Петербурга [21]:

      1) формирование методического подхода и выявление приоритетных направлений развития города: совещания по отдельным отраслевым проблемам; интервью со специалистами; опросы населения; анкетирование специалистов; инвентаризация разработок в области планирования и материалов технической помощи; анализ зарубежного опыта;

      2) формирование организационных структур разработки стратегического плана и проведение аналитических работ по диагностике и постановке целей развития: анализ конкурентных возможностей города; обоснование главной цели и стратегических направлений; создание тематических комиссий;

      3) подготовка частных стратегий в отраслевых комиссиях: формирование системы задач и мер стратегического плана; подготовка первой редакции базовой версии стратегического плана;

      4) обсуждение плана с участием населения, комитетов администрации, комиссий законодательного собрания, профессиональных ассоциаций, общественных организаций, профсоюзов. Доработка и согласование текста в тематических комиссиях [21].

      В результате анализа вышеперечисленных алгоритмов стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования можно сделать вывод о существовании определенного набора шагов, повторяющегося практически во всех применяемых методиках. Начальным этапом, формирующим информационную базу и определяющим основные направления развития, является этап сбора и анализа информации.

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)