Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...

43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….

43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...


59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………

83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….

94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ гелик.doc

— 658.00 Кб (Скачать документ)

      Реализация  данного этапа определяет реальность выполнения поставленных целей, возможность  оценки их реализации и, в конечном итоге, формирует стратегию социально-экономического развития муниципального образования. 

      1.3рМониторинг как инструмент стратегического  планирования  социально-экономического развития муниципальных образований 

      В настоящее время проблемам организации  мониторинга как необходимой составляющей процесса стратегического планирования социально-экономического развития уделяется недостаточно внимания. Разрабатываемые планы муниципального развития не основываются на данных точного анализа уровня и перспектив развития муниципального образования и, как правило, имеют мало шансов на успешное их выполнение [4].

      Проблем социально-экономического мониторинга  муниципальных образований приобрела  в настоящее время особую актуальность. Так, еще в 1994 г. Правительством РФ были приняты постановления «Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 06.10.94 г. [25], «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» от 14.12.94 г. [26], специальным распоряжением Правительства РФ от 15.03.93 г. № 426-р была введена система показателей для оценки хода экономических реформ. Отмеченные и другие нормативные акты возлагают решение задач мониторинга социально-экономического развития на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, администрации городов и районов [27].

      В естественных науках термин «мониторинг» применяется достаточно длительно  и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т.д.). Под социально-экономическим  мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории [27].

      Вследствие  этого возникает необходимость  в создании специализированного  механизма мониторинга, основной целью  которого будет являться сбор и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

      Предлагается  использования термина «стратегический  мониторинг», для четкого определения  целей, в которых проводится сбор и анализ данных. Стратегический мониторинг - это деятельность по периодическому сбору и анализу информации на основе специально разработанной системы показателей, достаточной для разработки стратегических планов и последующей оценки их реализации [21].

      Другими словами стратегический мониторинг должен дать информацию о существующей ситуации в муниципальном образовании, определить существующие проблемы в области социально-экономического развития и позволить отследить происходящие изменения в результате выполнения планов развития муниципального образования и, в то же время обеспечить население муниципального образования и все заинтересованные стороны достоверной, достаточной, однозначной и понятной информацией. В этом определении особенно важны указания на периодичность мониторинга (не спонтанные действия, а протекающая на постоянной основе деятельность) и на систему показателей, разработанную для указанных целей.

      Носителем информации, необходимой для осуществления  эффективного планирования развития муниципального образования являются люди, проживающие на его территории [21]. Для эффективного планирования и управления необходима полная, точная, оперативная информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить мониторинг социально-экономического развития территории, который как механизм выявления и учета потребностей, является ядром системы социально-экономического муниципального планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки стратегического плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.

      Особенно  важно проведение предплановых исследований в административных районах столиц, крупных городах как территорий с особо высокой плотностью населения  и повышенными требованиями к факторам социальной инфраструктуры [21].

      Необходимо  отметить, что с помощью мониторинга  общественного мнения можно определить реакцию общества на действия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

      В системе управления социально-экономическим развитием муниципального образования мониторинг может рассматриваться с двух позиций. С одной стороны, мониторинг выступает в качестве инструмента для получения объективной информации в целях муниципального управления. Между тем, сам термин мониторинг предполагает не разовое или эпизодическое действие, а постоянный процесс по сбору и анализу информации. Таким образом, в качестве другой позиции стратегический мониторинг является функцией органов местного самоуправления [9].

      Двойственная сущность стратегического мониторинга в системе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований представлена на рисунке 1 [21].

      Контроль  над выполнением принятых решений - является одной из основных функций  управления. Он подразумевает наблюдение и оценку ключевых показателей или конечных результатов деятельности организации или выполняемых работ. Периодически проводимый мониторинг промежуточных результатов позволяет своевременно выявить потребность в корректировке конечных целей и направлений развития [9].

      Информационный  фонд мониторинга представляет собой  систематизированные многолетние  данные об экономической и социальной ситуации в регионе. Укрупнено информационный фонд стратегического мониторинга  может состоять из данных, характеризующих:

  1. здоровье населения;
  2. уровень жизни населения;
  3. социально-экономический потенциал региона, муниципального образования [9].

      
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 

Рисунок 1 - Место стратегического мониторинга  в системе управления социально-экономическим  развитием муниципального образования 

      Функционирование  социально-экономического мониторинга  должно осуществляться на соответствующей  правовой основе. Например, должно быть специальное положение, принятое на уровне субъекта Федерации или местного самоуправления, где должны регламентироваться [27]:

  1. правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, организации уполномоченными на его ведение;
  2. правовые формы защиты информации;
  3. гарантии информационной безопасности [27].

      Информационной основой стратегического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе международных; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и среды обитания человека и т.п., ведение которых осуществляется некоторыми министерствами и ведомствами России и подведомственными им организациями и учреждениями в регионах; данные государственной статистики, материалы обследований, проектов, и т.п. [27].

      Социально-экономический  мониторинг проводится в следующих  целях:

  • получение объективной информации о ситуации в местной экономике и социальной сфере;
  • учет наличных ресурсов;
  • выявление сильных и слабых сторон территории;
  • прогнозирование социально-экономической ситуации;
  • принятие и корректировка стратегических планов развития;
  • принятие частных управленческих решений;
  • контроль со стороны местного сообщества за исполнением принятых решений [27].

      В зависимости от объекта мониторинг может быть поделен на:

    1. мониторинг социально-экономического положения муниципального образования;
    2. мониторинг хода выполнения муниципальных программ.

      Задачами  стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований  являются:

  1. организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;
  2. оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;
  3. обеспечение в установленном порядке муниципальных органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
  4. разработка прогнозов социально-экономической ситуации;
  5. подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденции, доведения их до соответствующих органов управления [27].

      Проведение  мониторинга должно учитывать: оптимальную периодичность снятия информации о происходящих изменениях; сопоставимость применяемых показателей; развитие системы социально-экономического мониторинга на основе совершенствования, используемого инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов [27].

      Важным  вопросом является выбор приоритетных направлений, на основании данных которого органы муниципального управления могли бы принимать обоснованные решения, касающиеся социально-экономического развития соответствующего образования [27].

      К числу таких приоритетных направлений  относятся:

  1. мониторинг качества жизни населения;
  2. мониторинг вклада муниципального образования, региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем;
  3. мониторинг хода реформ на территории, в рамках муниципального образования;
  4. мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования [27].

      Выбор перечисленных направлений социально-экономического мониторинга авторы книги «Информационные  основы регионального социально-экономического мониторинга» Рохчин В.Е, Когут А.Е  обосновывают следующим образом [27].

      Регионы, края, области, города выступают в качестве относительно самостоятельных целостных систем, в тоже время они являются подсистемами народного хозяйства, выполняющими закрепленные за ними функциями в системе обще-территориального разделения труда. Поэтому в развитии любого муниципального образования существует две установки: первая - обеспечение необходимого качества жизни населения, вторая - обеспечение вклада в решение межтерриториальных и федеральных проблем [3].

      Стратегический  мониторинг следует рассматривать  неотделимо от процесса стратегического планирования, так как мониторинг является его неотъемлемой частью. Поэтому целесообразно проанализировать основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития и определить место мониторинга в этом процессе.

      Результатом процесса стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования является документ, содержащий в себе цели развития, полученные на основе анализа внутренних закономерностей  и внешних условий, оказывающих  воздействие на муниципальное образование, стратегию достижения поставленных целей, механизм реализации и т.д. [29].

      Необходимым условием научного обоснования стратегии  социально-экономического развития муниципального образования, как стратегического  документа, является знание внутренних закономерностей его развития. Соединение этих знаний с результатами анализа стартовых условий его социально-экономического развития и оценкой внешних условий создают достаточные условия для формирования научно обоснованной стратегии его социально-экономического развития.

      Главным целевым ориентиром всех работ в  области стратегического планирования местного развития является повышение  качества жизни населения до уровня, нижняя граница которого определяется системой государственных социальных стандартов, соответственно необходимы измеримые индикаторы, отражающие существующий и желаемый уровни качества жизни и система мониторинга, позволяющая проводить оперативную оценку качества жизни населения [29].

Информация о работе Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО г. Геленджик)