Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
Реализация
данного этапа определяет реальность
выполнения поставленных целей, возможность
оценки их реализации и, в конечном
итоге, формирует стратегию социально-экономического
развития муниципального образования.
1.3рМониторинг
как инструмент стратегического планирования
социально-экономического развития муниципальных
образований
В
настоящее время проблемам
Проблем
социально-экономического мониторинга
муниципальных образований
В естественных науках термин «мониторинг» применяется достаточно длительно и систематично (экологические исследования, исследования технологических процессов, медицина и т.д.). Под социально-экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории [27].
Вследствие этого возникает необходимость в создании специализированного механизма мониторинга, основной целью которого будет являться сбор и анализ информации, необходимой для стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
Предлагается
использования термина «
Другими словами стратегический мониторинг должен дать информацию о существующей ситуации в муниципальном образовании, определить существующие проблемы в области социально-экономического развития и позволить отследить происходящие изменения в результате выполнения планов развития муниципального образования и, в то же время обеспечить население муниципального образования и все заинтересованные стороны достоверной, достаточной, однозначной и понятной информацией. В этом определении особенно важны указания на периодичность мониторинга (не спонтанные действия, а протекающая на постоянной основе деятельность) и на систему показателей, разработанную для указанных целей.
Носителем информации, необходимой для осуществления эффективного планирования развития муниципального образования являются люди, проживающие на его территории [21]. Для эффективного планирования и управления необходима полная, точная, оперативная информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить мониторинг социально-экономического развития территории, который как механизм выявления и учета потребностей, является ядром системы социально-экономического муниципального планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки стратегического плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность.
Особенно важно проведение предплановых исследований в административных районах столиц, крупных городах как территорий с особо высокой плотностью населения и повышенными требованиями к факторам социальной инфраструктуры [21].
Необходимо отметить, что с помощью мониторинга общественного мнения можно определить реакцию общества на действия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В системе управления социально-экономическим развитием муниципального образования мониторинг может рассматриваться с двух позиций. С одной стороны, мониторинг выступает в качестве инструмента для получения объективной информации в целях муниципального управления. Между тем, сам термин мониторинг предполагает не разовое или эпизодическое действие, а постоянный процесс по сбору и анализу информации. Таким образом, в качестве другой позиции стратегический мониторинг является функцией органов местного самоуправления [9].
Двойственная сущность стратегического мониторинга в системе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований представлена на рисунке 1 [21].
Контроль над выполнением принятых решений - является одной из основных функций управления. Он подразумевает наблюдение и оценку ключевых показателей или конечных результатов деятельности организации или выполняемых работ. Периодически проводимый мониторинг промежуточных результатов позволяет своевременно выявить потребность в корректировке конечных целей и направлений развития [9].
Информационный
фонд мониторинга представляет собой
систематизированные
Рисунок
1 - Место стратегического
Функционирование социально-экономического мониторинга должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Например, должно быть специальное положение, принятое на уровне субъекта Федерации или местного самоуправления, где должны регламентироваться [27]:
Информационной основой стратегического мониторинга могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, в том числе международных; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физического развития населения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия и среды обитания человека и т.п., ведение которых осуществляется некоторыми министерствами и ведомствами России и подведомственными им организациями и учреждениями в регионах; данные государственной статистики, материалы обследований, проектов, и т.п. [27].
Социально-экономический мониторинг проводится в следующих целях:
В зависимости от объекта мониторинг может быть поделен на:
Задачами
стратегического мониторинга
Проведение мониторинга должно учитывать: оптимальную периодичность снятия информации о происходящих изменениях; сопоставимость применяемых показателей; развитие системы социально-экономического мониторинга на основе совершенствования, используемого инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов [27].
Важным вопросом является выбор приоритетных направлений, на основании данных которого органы муниципального управления могли бы принимать обоснованные решения, касающиеся социально-экономического развития соответствующего образования [27].
К числу таких приоритетных направлений относятся:
Выбор
перечисленных направлений
Регионы, края, области, города выступают в качестве относительно самостоятельных целостных систем, в тоже время они являются подсистемами народного хозяйства, выполняющими закрепленные за ними функциями в системе обще-территориального разделения труда. Поэтому в развитии любого муниципального образования существует две установки: первая - обеспечение необходимого качества жизни населения, вторая - обеспечение вклада в решение межтерриториальных и федеральных проблем [3].
Стратегический мониторинг следует рассматривать неотделимо от процесса стратегического планирования, так как мониторинг является его неотъемлемой частью. Поэтому целесообразно проанализировать основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития и определить место мониторинга в этом процессе.
Результатом процесса стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования является документ, содержащий в себе цели развития, полученные на основе анализа внутренних закономерностей и внешних условий, оказывающих воздействие на муниципальное образование, стратегию достижения поставленных целей, механизм реализации и т.д. [29].
Необходимым условием научного обоснования стратегии социально-экономического развития муниципального образования, как стратегического документа, является знание внутренних закономерностей его развития. Соединение этих знаний с результатами анализа стартовых условий его социально-экономического развития и оценкой внешних условий создают достаточные условия для формирования научно обоснованной стратегии его социально-экономического развития.
Главным
целевым ориентиром всех работ в
области стратегического