Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в исследовании содержания, а также возможностей и условий организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация указанной цели предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
раскрыть сущность понятия комплексного социально-экономического развития муниципальных образований как неотъемлемой и законодательно закрепленной задачи местного самоуправления;
исследовать инструментарий социально-экономического развития муниципальных образований и определить место мониторинга в системе стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
проанализировать подходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований в контексте технологии стратегического планирования;
предложить набор показателей стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований;
исследовать подходы к организации оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
Введение………………………………………………………………... 4
1рр Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований…………………………………….
8
1.1рПонятие и сущность комплексного социально-экономического развития муниципальных образований……………………………………...
8
1.2рСоциально-экономическое развитие муниципальных образований на основе стратегического планирования…………………….
18
1.3рМониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований………
31
2ррАнализ использования мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края…………………………………………...
43
2.1рФормирование информационной базы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Источники информации о местном сообществе…………………………….
43
2.2рПодходы к организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований…………………...
51
2.3рИсследование практики организации мониторинга в стратегическом планировании социально-экономического развития города-курорта Геленджика и других муниципальных образований в Краснодарском крае…………………………………………………………...
59
3ррФормирование условий использования стратегического мониторинга в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………………………………………………………
83
3.1 Организационный механизм стратегического мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований………
83
3.2 Совершенствование системы показателей оценки деятельности муниципальных образований и системы сбора информации о состоянии местного сообщества………………………………………………………….
94
3.3 Общие основы качества статистической информации………….. 117
Заключение……………………………………………………………... 122
Список использованных источников…………………………………. 127
Противники такого взгляда на развитие муниципального образования утверждают, что требуется четкое определение целей развития, их обоснование. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и удовлетворять социальные потребности населения по возможно более высоким социальным нормативам и стандартам. Сторонники этого подхода аргументируют его тем, что только целенаправленное движение наилучшим образом дает возможность распорядится ресурсами и достичь минимальных затрат при максимальном положительном эффекте [6].
Данный
подход, называемый также целевым, не
отрицает наличие объективных
В данном вопросе следует предположить существование альтернативы указанным подходам относительно развития муниципальных образований. Говоря о социально-экономическом развитии, следует отметить наличие определенной специфики в развитии различных типов муниципальных образований. Необходимо четкое выделение из всего массива муниципальных образований тех из них, которые обладают достаточными возможностями и ресурсами для собственного развития, а также имеют достаточные способности их реализовать [7].
Рассматривая муниципальные образования с точки зрения наличия возможностей и ресурсов для достижения генеральной цели развития, в качестве целевой группы следует определить муниципальные образования, обладающие развитой инфраструктурой, позволяющей удовлетворять потребности населения и расположенных на его территории предприятий и организаций [6].
В данном качестве следует рассматривать, прежде всего, муниципальные образования, на территории которых находятся городские населенные пункты, то есть в целевую группу включаются городские округа, городские поселения, муниципальные районы, на территории которых расположено как минимум одно городское поселение. Относительно муниципальных образований указанной группы больше подходит целевой подход к развитию.
Вторая группа муниципальных образований, к которой относятся сельские поселения и их объединения в составе муниципальных районов, тяготеют скорее к первому подходу, когда развитие осуществляется без значительного вмешательства органов власти [6].
Термин
«комплексное социально-экономическое
развитие» также можно
Первая заключается в том, что под комплексным социально-экономическим понимаются развитие инфраструктуры муниципального образования хозяйственной деятельности органов местного самоуправления посредством управления муниципальной собственностью и ведением хозяйственной деятельности. В данной позиции развитие муниципального образования как целостной социально-экономической системы по всем направлениям его жизнедеятельности не рассматривается как главная задача социально-экономического развития [8].
Вторая позиция базируется на понимании муниципального образования как целостного социально-экономического явления, обладающего внутренними законами развития. Если жителям законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относится не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию. Включая, таким образом, наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такие как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе:
Широков А.Н. и др. [10] предлагают понимать под «комплексным социально-экономическим развитием поселения - управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения» [10].
Сторонники этой позиции отстаивают мнение, в соответствии с которым, под комплексностью социально-экономического развития понимается масштаб, комплексный характер воздействия на социально-экономическое развитие принимаемых решений [10]. В данном случае реализуемые мероприятия необязательно должны охватывать все сферы жизнедеятельности муниципального образования, но их успешное осуществление будет играть ключевую роль в решении всех вопросов местного значения, определенных в законе «Об общих принципах местного самоуправления».
Муниципальное
образование как сложная
Не менее важный вопрос связан с определением субъекта, от которого поступает управляющее воздействие на систему социально-экономического развития муниципального образования.
По
данному вопросу также
По
другой позиции муниципальное
Третья
точка зрения, заключается в необходимости
разумного сочетания
Принципиальным в этом отношении, по-видимому, следует считать то, что в любом из приведенных выше вариантов мнение жителей муниципального образования должно учитываться. Такая постановка этого вопроса ставит муниципальные образования в совершенно иные (по сравнению с «советским прошлым») условия.
В
соответствии с действующим
Поэтому в настоящее время функция, связанная с разработкой и реализацией планов комплексного социально-экономического развития является одной из главных функций органов местного самоуправления муниципальных образований. Необходимо признать также, что муниципальные образования сегодня не имеют научно обоснованной полноценной концепции своего развития. Это приводит к хаотичности процессов социального и экономического развития, нерационального расходования бюджетных средств, низкой эффективности хозяйствования [9].
Рассматривая понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования, следует более четко обозначить его цели. Генеральной целью является повышение качества жизни жителей муниципального образования, путем наиболее полного удовлетворения его потребностей и гармонизации интересов муниципального образования, государства, общественных и коммерческих организаций и т.д. [12].
Одно из наиболее удачных и полных определений понятия качество жизни предложено Б.М. Генкиным [13] «качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний» [13]. В частности, автор комментирует, что качество любого объекта или процесса может устанавливаться только по отношению к некоторому эталону, который определяется нормами, стандартами, правилами, традициями, обычаями. Качество жизни - это категория, далеко выходящая за пределы экономики, это, скорее, социально-экономическая категория. В то же время, качество жизни не является четко отделенной от других социально-экономических категорий, но и нередко объединяет их, включая их в себя в качественном аспекте. Понятие качество жизни призвано характеризовать качественную сторону жизни людей. При этом качество жизни характеризует не только объективные жизненные условия, но и ценностное отношение людей к условиям их жизни, их субъективное восприятие [13].
Проблема определения и классификации задач, решающих проблему обеспечения и повышения качества жизни, выбор критериев их характеризации относительно задач уровня власти представляет сложную проблему.
Задачи, выполнение которых обеспечивает достижение генеральной цели социально-экономического развития муниципального образования, вытекают из предметов ведения, закрепленных в Федеральном законе 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 2003 г. Предметы ведения разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Общими являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплена вся сумма вопросов местного значения поселений и муниципальных районов [14].
К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных в основном с повседневным жизнеобеспечением населения. Это обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, для развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей и некоторые другие [14].
Значительный
круг вопросов местного значения отнесен
к предметам ведения и
Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К таким вопросам относятся: организация охраны общественного порядка, организация предоставления начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время, основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории и ряд других [14].
В литературе [15], посвященной проблемам классификации и измерения составляющих качества жизни рассматриваются объективные и субъективные критерии, которые, сосуществуя в одной системе, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни и субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ем условиями жизни. Интегральный подход является актуальным еще и потому, что многие составные элементы качества жизни (например, удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «неизмеряемых» элементов относятся также индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п. [15].
Наряду
с обобщающей оценкой качества жизни
с помощью комплексных