Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:08, дипломная работа

Описание

Исходя из этого целью данной работы является выявление основных проблем ОСАГО в РФ на примере конкретной страховой компании и определение возможных путей его дальнейшего развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть особенности расчета страховой премии и формирования страховых резервов по данному виду страхования;
- оценить текущее состояние и динамику развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ОАО «СГ Московская страховая компания» за ряд последних лет;
- выявить основные проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России и возможные пути их решения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ОСАГО.docx

— 112.71 Кб (Скачать документ)

    Резерв  незаработанной премии (РНП), резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) и резерв произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) рассчитывается страховщиками  по ОСАГО в общем порядке. При  этом согласно внесенным изменениям по учетной группе 13.1 страховщики  вправе производить расчет РНП как  методом "рro rata temporis", так и методами "1/24" и "1/8".[10]

    При определении базовой страховой  премии для расчета РНП по ОСАГО  из начисленной страховой премии наряду с суммой комиссионного вознаграждения за заключение договора, признанного  в учете в качестве расхода, вычитаются отчисления в резервы для финансового  обеспечения компенсационных выплат (резерв гарантий и резерв текущих  компенсационных выплат).

    Правилам  и формирования страховых резервов предусмотрено создание по учетной  группе 13.1 наряду с РНП, РЗУ и РПНУ двух дополнительных страховых резервов - резерва выравнивания убытков (РВУ) и стабилизационного резерва (СР).

    Расчет  обоих резервов производится страховщиками, осуществляющими ОСАГО, в обязательном порядке.

    Резерв  выравнивания убытков по своей экономической  сути близок к стабилизационному  резерву, который страховщик вправе создавать по всем учетным группам, кроме тех, по которым формирование стабилизационного резерва является обязательным. Только если стабилизационный резерв по указанным учетным группам  создается для сглаживания колебаний  коэффициента состоявшихся убытков (Кс.у.) вокруг его среднего значения за ряд  лет (то есть, служит источником покрытия суммы превышения состоявшихся убытков  отчетного периода над их величиной, рассчитанной исходя из заработанной премии этого периода и среднего соотношения состоявшихся убытков  к заработанной премии за ряд лет), то резерв выравнивания убытков по ОСАГО оперирует величиной нетто-ставки в структуре страхового тарифа по ОСАГО, будучи предназначенным, для  компенсации недостатка для покрытия состоявшихся убытков отчетного периода заработанной страховой премии в доле, соответствующей нетто-ставке.

    РВУ – это некая защита, превентивная мера, позволяющая максимально использовать долю страховых премий, предназначенных  на осуществление страховых выплат, на обеспечение страховых обязательств, сохранив неиспользованные в отчетном периоде суммы на случай, если страховщик по прошествии определенного времени  начнет нести незапланированные  убытки в связи с крупными страховыми выплатами, неадекватными уровню страховых  тарифов.

    Существующей  долей неопределенности в тенденциях развития ОСАГО объясняется временный  характер этого резерва - создаваться  страховщиками он будет в течение  первых 3 лет действия Закона об ОСАГО.

      Стабилизационный резерв по ОСАГО формируется после расчета РВУ. По сути он создается для выполнения страховщиком своих обязательств по возмещению ущерба потерпевшим в случае, если в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика:

    а) резерв выравнивания убытков не компенсирует в полном объеме недостаток части  заработанной премии, соответствующей  нетто-ставке, на покрытие состоявшихся убытков отчетного периода;

    б) его фактические расходы по ведению  страховых операций превысят установленный  процент от заработанной премии, предусмотренный  в структуре страхового тарифа.

    Иными словами, с точки зрения экономического содержания, СР по ОСАГО представляет собой оценку обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих  страховых выплат по ОСАГО в случае образования отрицательного финансового  результата от проведения этого вида страхования в результате действия факторов, независящих от воли страховщика.[10]

    Можно сказать, что система дополнительного  двухступенчатого резервирования призвана способствовать максимальному использованию  средств страхователей, уплачиваемых по договорам ОСАГО, на осуществление  этого вида страхования без преждевременного отвлечения некоторой доли в состав собственного капитала страховщика  и в бюджет в виде налоговых  отчислений. Как известно, страховые  резервы не входят в состав собственных  средств страховой компании и  фактически выражают оценочный объем  страховых обязательств. Максимальный объем валовой прибыли страховщика, поэтому виду страхования (прибыли  до налогообложения) лимитирован законом. Кроме того, предусмотренные структурой страхового тарифа, но неизрасходованные  средства на страховые выплаты будут  резервироваться в любом случае, и не будут участвовать в формировании валовой прибыли страховой компании.

    Принципиальное  отличие технологии расчета РВУ  и СР по ОСАГО (аналогично СР по иным видам страхования) от других страховых  резервов (РНП, РЗУ и РПНУ) состоит  в том, что резервы эти "не инвентаризируются", то есть не производится их полный перерасчет по состоянию на отчетную дату с  дальнейшим техническим выявлением величины изменения - положительной (уменьшает  финансовый результат) или отрицательной (возврат резерва, увеличивает финансовый результат). В отношении РВУ и  СР рассчитывается величина изменения, которая присовокупляется к остатку  резерва на начало отчетного периода.

    При этом следует отметить, что изменение  резерва выравнивания убытков рассчитывается исходя из принципа соответствия периода  совершения убытков периоду, к которому относится заработанная премия. Таким  образом, в расчете участвуют  страховые выплаты по страховым  случаям, произошедшим в отчетном периоде, РЗУ и РПНУ, рассчитанные по убыткам, произошедшим в отчетном периоде. При  расчете изменения стабилизационного  резерва учитываются убытки, понесенные страховщиком в отчетном периоде, в том числе по страховым случаям, произошедшим в предыдущих отчетных периодах.

    Согласно  п.11 Правил формирования страховых  резервов производится при составлении  бухгалтерской отчетности. Ввиду  того, что страховщик выявляет финансовый результат и формирует отчет  о прибылях и убытках нарастающим  итогом, этот же принцип сохраняется  и для целей формирования РВУ  и СР, которые рассчитываются по итоговым показателям доходов и  расходов за 1-й квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев и год.[9]

    В соответствии с определениями во вновь введенных в Правила  формирования резервов пунктах 10.1 и 10.2, данные резервы являются оценкой  обязательств страховщика, связанных  с осуществлением будущих страховых  выплат. Суммы отчислений в РВУ  и СР по ОСАГО учитываются при  налогообложении прибыли страховых  компаний (т.е. уменьшают доходы, подлежащие налогообложению) на основании пп.1 п.2 ст. 294 Налогового кодекса РФ.

    Реализация  механизма резервирования средств  на будущие страховые выплаты  в пределах нетто-ставки осуществлена посредством введения понятия «расчетной величины коэффициента состоявшихся убытков» (Кс.у.), которая представляет собой  долю нетто-ставки в структуре страхового тарифа по ОСАГО. Таким образом, становится ясным определение резерва, данное с применением понятия расчетной  величины Кс.у.: резерв выравнивания убытков  является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих  страховых выплат в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков  над его расчетной величиной.[25, c. 42-47]

    Как и резерв выравнивания убытков, стабилизационный резерв по ОСАГО не может принимать  отрицательное значение. Если расчетная  величина уменьшения резерва превышает  величину резерва на начало отчетного  периода, то резерв на конец отчетного  периода принимается равным нулю.

    Страховая компания производит дополнительные отчисления в СР в виде определенного норматива  от положительного финансового результата по учетной группе и расходует  резерв в случае получения отрицательного финансового результата в последующие  отчетные периоды.

    Специальный порядок резервирования, установленный  для ОСАГО, несомненно, будет способствовать сглаживанию финансового результата от одного отчетного периода к  другому и максимальному использованию  средств на осуществление этого  вида страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ОСАГО (НА ПРИМЕРЕ ОАО «СГ МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ » КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ) 

     2.1 Анализ рынка ОСАГО  в Российской Федерации 
 

     Организация обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев автотранспортных средств представляется объективной  социально-экономической необходимостью, основными предпосылками которой  являются рост автомобилизации и  повышение интенсивности дорожного  движения, рост числа дорожно-транспортных происшествий, наличие института  гражданской ответственности при  высокой доле неурегулированных  убытков и претензий, мирового опыта  организации обязательного страхования  автогражданской ответственности  и объективные процессы глобализации. [38, c. 51-56]

     Для необходимости правового регулирования, а также для развития рынка  автострахования была создана некоммерческая организация, которая стала не только крупным информационным центром  для страховщиков и страхователей, но и основным щитом в защите прав автовладельцев.

     Российский  Союз Автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного  членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях  обеспечения их взаимодействия и  формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении  обязательного страхования .

       РСА учрежден 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми компаниями  страны и имеет государственную  регистрацию от 14 октября 2002 года. РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002.

       РСА внесен в единый Государственный  реестр страховщиков и объединений  страховщиков Министерства финансов  Российской Федерации.

       РСА - первое профобъединение  на страховом рынке, статус  которого закреплен законом. Ежегодно  Российский союз автостраховщиков  подводит итоги текущего состояния,  а также динамики развития  ОСАГО в России. Разрабатывает  и реализует проекты, занимается  развитием автоматизированных информационных  систем, проводит мероприятия по  международному сотрудничеству. [55]

     В последние годы в Российской Федерации  наблюдается рост численности автопарка, до 2008 года выросли и показатели аварийности. В 2008-20010 годах наблюдается  сокращение количества ДТП, в которых  причинен вред жизни и здоровью физических лиц, снижается и число пострадавших в ДТП.

       В период с 2004-2007 год динамика  автопарка изменилась с 1,4% в  год до 9%. В 2008 и 2009 году рост  сохранился, но темп роста снизился  до 6,6% и 2,1% соответственно, а в 2010 году – 3,8%.  Прирост в абсолютном выражении в 2009 году по отношению к 2008 году составил 0,9 млн., в 2010 году к 2009 – 1,5 млн.  Одной из основных причин снижения темпа роста автопарка в 2009 году  стал значительны спад продаж автомобилей. Но в 2010 году российский автопарк значительно вырос, прежде всего, за счет государственной программы утилизации автомобилей (приложение 1).

     Рассматривая  структуру автопарка можно проанализировать следующее: в 2010 году доля легковых автомобилей  увеличилась с 77,7% до 78,65%, сократились  доли грузовых автомобилей  (с 13% до 12,65%), автобусов (с 2,2% до 2,1%) и мототранспорта (с 7,1% до 6,6%). При этом увеличение числа  транспортных средств в сравнении  с 2009 годом составило: для легковых автомобилей – 3,3%, для автобусов  – 0,2%. Число единиц грузовых автомобилей и мототранспорта сократилось соответственно на 0,5% и 6,2% (приложение 2).

     Рост  численности автопарка в период до 2009 года сопровождался ростом количества договоров ОСАГО. В 2009 году общее  число транспортных средств в  Российской Федерации составило 44,4 млн. при этом число заключенных  договоров ОСАГО  по сравнению  с аналогичным показателем предыдущего  года сократилось на 4,3% и составило 35,2 млн. В 2010 году численность автопарка  составило 45,9 млн., число договоров  увеличилось до 36,5 млн. Данные показатели выросли примерно на одинаковый процент  – 3,7%(приложение 3).

       Величина прироста числа договоров  ОСАГО и величина прироста  транспортных средств до 2009 года  постепенно выравнивались, однако  в 2009 году количество заключенных  договоров снизилось (приложение 4).

Информация о работе Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: проблемы и перспективы развития