Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:08, дипломная работа
Исходя из этого целью данной работы является выявление основных проблем ОСАГО в РФ на примере конкретной страховой компании и определение возможных путей его дальнейшего развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть особенности расчета страховой премии и формирования страховых резервов по данному виду страхования;
- оценить текущее состояние и динамику развития обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ОАО «СГ Московская страховая компания» за ряд последних лет;
- выявить основные проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России и возможные пути их решения
Исходя из этого, выводят и способ расчета суммы возмещения по восстановительной стоимости. Т.е. при повреждении имущества возмещаются расходы, необходимые для восстановления поврежденного имущества и рассчитанные по среднерыночным ценам. А при полной гибели имущества возмещается его действительная стоимость на момент гибели. Этот механизм нашел свое отражение в пунктах 63, 64 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 263 от 07.05.2003.
Анализ
норм, позволяет заключить, что
размер страховой выплаты
При
причинении вреда имуществу размер
обязательства страховщика
Можно
выделить три группы проблем, которые
поставило введение ОСАГО перед
российскими деликтным и
Введение ОСАГО ограничило право граждан пользоваться своими автомашинами. Действительно, с 1 июля 2003 г. владелец автомашины для того, чтобы пользоваться ею должен ежегодно платить деньги за страхование, а это очевидное ограничение его права. Правомочие пользования является одним из составляющих известной триады «владеть, пользоваться, распоряжаться», образующей право собственности. Следовательно, правомочие пользования защищается в составе права собственности статьей 35 Конституции РФ, т.е. оно относится к конституционно защищаемым правам граждан. Это право может быть ограничено лишь в конституционно значимых целях. В состав этих конституционно значимых целей входит защита прав и законных интересов других лиц, и именно эта цель – защита прав потерпевших на возмещение вреда – провозглашена в преамбуле Закона об ОСАГО. [34, c. 50]
Мы видим, таким образом, что конституционная правомерность самого введения ОСАГО зависит от того, насколько в действительности правовой механизм обеспечивает достижение цели, с которой ОСАГО введено – возмещение вреда потерпевшим. Если цель лишь провозглашена, но ее реальное достижение не обеспечено, то сомнительным с конституционной точки зрения оказывается ОСАГО в целом, как таковое. Если же цель достигается лишь частично, то конституционная проблема все же остается, так как возникает вопрос о соразмерности ограничения права тем целям, которые фактически этим ограничением достигаются. Конституционный Суд РФ в нескольких своих постановлениях весьма жестко поставил вопрос об этой соразмерности.
Одним из механизмов регулирования и оздоровления рынка ОСАГО является пересмотр страховых тарифов, расширение ответственности страховых компаний. [37, c. 21]
Существенное
повышение ответственности
Учитывая конкретные предложения Минфина по изменению закона об ОСАГО (значительное повышение страховой суммы по имуществу и здоровью, фиксированные выплаты потерпевшим в случае причинения вреда жизни и здоровью) можно прогнозировать рост тарифов по ОСАГО году минимум на 30%.
Предположительно, новая редакция Закона об ОСАГО будет принята в первой половине 2011 года, и вступит в силу с 1 января 2012 года - к этому сроку Правительство должно будет утвердить новую редакцию правил ОСАГО и новые тарифы. [53]
Впрочем, возможны варианты более раннего вступления в силу Закона (уже в 2011 году) - тарифы будут изменены одновременно.
Законопроектом предполагается исключить возможность заключить договоры ОСАГО на срок менее одного года для транспортных средств, зарегистрированных в России. Таким образом, краткосрочных страховых полисов ОСАГО для перегонщиков больше не будет.[41, c. 75]
Из Закона предлагается исключить норму: "При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства"
Соответственно, коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП) будет применяться только для иностранных транспортных средств, для которых краткосрочное страхование сохранится.[53]
Для
россиян единственной возможностью
повлиять на срок страхования останется
период использования ТС - Коэффициент
страховых тарифов в
Статистические
расчеты показывают необходимость
корректировки (повышения) коэффициентов
страховых тарифов в
Речь идет о субъектах Федерации на Севере, Поволжье, Урале и Северном Кавказе. Уже конкретно названы: Ульяновская, Мурманская и Свердловская области, республики Дагестан, Башкортостан и Татарстан.
Кроме
того, могут быть повышены КТ для
отдельных городов (не областных
центров), например, статистика показывает
необходимость значительного
Планируемые повышения КТ не связаны с изменением Закона об ОСАГО, а обоснованы результатами ОСАГО в различных регионах и городах.
Конкретных цифр по территориальным коэффициентам пока нет, зато уже известно, как союз хочет увеличить коэффициенты в ОСАГО, привязанные к стажу и возрасту водителя. Такое предложение связано с высоким уровнем убыточности в соответствующих категориях. Действующий коэффициент должен вырасти на 0,1, до 1,8, для водителей младше 22 лет и со стажем менее трех лет. [50, c.18]
РСА также предлагает изменить коэффициент для машин-"подснежников". Раньше этот показатель рассчитывался по статистике "Зеленой карты", поскольку собственная практика по коротким полисам, сроком на три-пять месяцев, была недостаточной. Сейчас массив накопленных данных позволяет специалистам союза говорить о необходимости повышения коэффициента для полисов на три месяца с 0,4 до 0,5, на четыре месяца — с 0,5 до 0,6 и на пять месяцев — с 0,6 до 0,65. При упомянутых выше условиях (юный неопытный водитель-москвич на 150-сильном автомобиле) рост цены составит 1,5 тыс. руб. для полиса на три месяца и 700 руб. для пятимесячного полиса. [53]
В
законопроекте впервые
Законопроектом предусмотрен следующий порядок применения КБМ:
В Законе вместо простого понятия "страховые тарифы" теперь появилось уточнение - "их предельные уровни":
Страховые
тарифы (их предельные уровни) состоят
из базовых ставок (их предельных величин)
и коэффициентов. Страховые премии
по договорам обязательного
Базовые ставки страховых тарифов (их предельные величины) устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Минфин готовится к частичной либерализации тарифов по ОСАГО. Речь идет о возможности страховщиков снижать тарифы по ОСАГО при страховании государственного транспорта. Граждан это нововведение никак не коснется. [56]
За все годы реализации ОСАГО в России система "бонус-малус" так и не заработала. Причин много, но главная крайняя сложность введения отдельного учета аварийности по каждому водителю и каждому автомобилю.
Согласно законопроекту вместо истории аварийности на размер тарифа теперь будет влиять история нарушений правил дорожного движения.
Вводится коэффициент в зависимости от "наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности каждого из указанных водителей;
Перечень административных правонарушений в области дорожного движения, наличие или отсутствие которых влияет на размер страхового тарифа по обязательному страхованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основная российская проблема - требование к учету нарушений и водителя и владельца автомобиля сохранена. Как страховым компаниям удастся реализовать эту систему пока непонятно. Требуется обеспечить постоянный доступ к единой базе данных ГИБДД. [44, c. 62]
Применение нового коэффициента и отказ от старого КБМ приведет к пересмотру тарифов у всех страхователей России - у подавляющего большинства водителей тарифы вырастут.
Еще одной причиной неработоспособности существующей системы «бонус-малус» является отсутствие системы контроля за правильностью применения КБМ. Это позволяет страховщикам (особенно, страховым посредникам) безнаказанно занижать значения КБМ с целью привлечения клиентов.
Если теперь КБМ будет устанавливаться не в зависимости от выплат по предыдущим договорам, а в зависимости от правонарушений – всей статистикой правонарушений обладают органы ГИБДД, а не страховщики. В новой системе никаких справок о страховании от предыдущего страховщика вообще не надо – ведь предполагается, что каждый страховщик сможет получить необходимую информацию из базы ГИБДД.[50, c.20]
В Российский союз автостраховщиков поступили предложения Минпромторга по дифференциации тарифов ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля. Зависимость стоимости полиса ОСАГО от возраста автомобиля существует в 10 европейских странах - по статистике, старые машины чаще являются участниками ДТП и при этом дороже в ремонте, чем новые. Введение такого коэффициента будет способствовать обновлению парка машин, ведь содержать старый автомобиль станет существенно дороже. [53]
С 1 сентября 2010 года вступило в силу Постановление правительства РФ № 361 от 24 мая 2010 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Постановление изменяет порядок учета износа заменяемых деталей - при расчете стоимости восстановительного ремонта ТС с учетом гарантии кузова от сквозной коррозии; отдельно определяется износ на пластмассовые изделия; на подушки безопасности и ряд других элементов систем безопасности износом не начисляется.
Указанные изменения приведут к повышению убыточности по ОСАГО и потребуют повышения тарифа на 10-15% (по мнению РСА - на 23%).
В
связи с увеличением тарифов
по ОСАГО Минфин планирует расширить
лимит ответственности