Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:51, курсовая работа
Цель данного дипломного проекта – повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логистики.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.
Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Сущность и задачи закупочной логистики
1.2 Создание службы закупок на предприятии
1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
2 Общая характеристика предприятия
2.1 Организационно-правовая форма, юридический статус предприятия
2.1.2 История создания предприятия
2.1.3 Характеристика учредителей предприятия. Особенности
формирования уставного фонда
2.2 Цели, задачи предприятия и основные виды деятельности
2.2.1 Цели – конкретное конечное состояние, к которому стремится
фирма
2.2.2 Производственный профиль, специализация
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды ___________________________________33
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты____________________________________36
2.5 Перспективные ниши ______________________________________36
2.6 Организационная структура управления предприятием и распределение должностных обязанностей ______________________________37
2.6.1 Структура управления ____________________________________37
2.7 Экономический анализ деятельности предприятия _____________40
2.7.1 Анализ товарооборота ____________________________________40
2.7.2 Анализ товарных запасов _________________________________41
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________44
2.7.6 Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельно-сти_________________________________________________________46
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности предприятия на основе использования методов закупочной логисти-ки__________________________________60
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ________________________________66
3.4 Методы снабжения ________________________________________74
3.5 Планирование закупок _____________________________________77
3.5.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых товаров ______________________________________________78
3.5.2 Определение метода закупок ______________________________83
3.5.3 Закупки и организация собственного производства ___________85
4 Информационное обеспечение бизнеса _______________________________91
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации __________________________________93
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение_______________________________________________________106
2.4 Анализ внешней среды предприятия. Макросреда, микросреда ___33
2.4.1 Анализ внешней среды _________
2.4.2 Среда прямого и косвенного воздействия ____________________35
2.4.3 Основные конкуренты___________
2.5 Перспективные ниши ______________________________
2.6 Организационная структура
управления предприятием и
2.6.1 Структура управления ______________________________
2.7 Экономический анализ
2.7.1 Анализ товарооборота ______________________________
2.7.2 Анализ товарных запасов ______________________________
2.7.3 Анализ использования основных фондов, торговой площади____42
2.7.4 Анализ труда и заработной платы __________________________43
2.7.5 Анализ издержек обращения ______________________________
2.7.6 Анализ результативности
финансово-хозяйственной
2.8 Анализ финансового состояния предприятия __________________47
2.8.1 Анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса _____47
2.8.2 Анализ коэффициентов ликвидности _______________________51
2.8.3 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости ____________53
2.8.4 Анализ коэффициентов деловой активности _________________53
2.8.5 Анализ коэффициентов рентабельности _____________________56
2.9 Перспективы развития предприятия __________________________58
3 Повышение эффективности деятельности
предприятия на основе использования
методов закупочной логистики_____________________
3.1 Создание торгового отдела на предприятии ___________________60
3.2 Методы определения потребностей __________________________63
3.3 Методы выбора поставщика ______________________________
3.4 Методы снабжения ______________________________
3.5 Планирование закупок ______________________________
3.5.1 Анализ, определение
потребности и расчеты
3.5.2 Определение метода
закупок ______________________________
3.5.3 Закупки и организация
4 Информационное обеспечение
бизнеса ______________________
4.1 Понятие информационного обеспечения бизнеса _______________91
4.2 Элементы информационного обеспечения бизнеса _____________93
4.2.1 Системы автоматизации ______________________________
4.2.2 Автоматизация торговли как залог прибыли магазина _________98
4.2.3 Экономическое решение для развития бизнеса ______________101
Заключение____________________
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие
стало революционным для
Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей. Для этого менеджерам торговых предприятий приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Эта совокупность действий, предпринимаемых розничными торговцами для удовлетворения потребностей покупателей и влияния на их решения о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом.
Торговля – один из важнейших секторов экономики, в котором задействованы тысячи предприятий, от экономической деятельности которых зависит эффективность хозяйственного механизма в целом.
Объектом изучения в данном проекте является хозяйствующий субъект и его структурные подразделения, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере обращения потребительских товаров. Процессы обращения потребительских товаров осуществляются в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю.
Торговля оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя: обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Благодаря торговле продажа населению товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности. Торговля предметами личного потребления связана с удовлетворением личных потребностей всех членов общества. Она охватывает область взаимоотношений между фирмами различных форм собственности, с одной стороны, и населением – с другой.
Торговля оказывает услуги населению, выявляя, формируя и удовлетворяя покупательский спрос, предоставляя покупателям возможность выбора нужных товаров, создавая им комфортные услуги для покупки товаров и организуя качественное обслуживание.
Производители специализируются на изготовлении отдельных типов продуктов. Если бы на рынке присутствовали только собственные магазины производителей, торгующие соответствующими товарами, потребителям пришлось бы немало побегать, прежде чем закупить все необходимые к обеду продукты. Такие функции, как формирование торгового ассортимента, дробление поступающих партий товаров, хранение запасов, предоставление услуг, розничный торговец берет на себя. Помимо этих функций розничный торговец выполняет множество сопутствующих: изучает спрос, заключает договоры на поставку товаров, организует их доставку из мест их производства в места потребления, обеспечивает их сохранность, и так далее.
Тем самым розничный торговец обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальными затратами времени и сил приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или проживания и в необходимом количестве.
Цель данного дипломного
проекта – повышение
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику организации;
- провести финансово – экономический анализ деятельности;
- разработать мероприятия по внедрению методов закупочной логистики.
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
Закупочная логистика
– это управление материальными
потоками в процессе обеспечения
предприятия материальными ресу
Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях.
Как элемент макрологистической
системы служба снабжения устанавливает
хозяйственные связи с
Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия снабжения производства. Логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
1.2 Создание службы закупок на предприятии
В соответствии
с концепцией логистики в процессе
обеспечения предприятия
Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи: что закупить; сколько закупить; у кого закупить; на каких условиях закупить.
Кроме того, необходимо выполнить работы: заключить договор; проконтролировать исполнение договора; организовать доставку; организовать складирование.
Что, сколько и у кого закупить - задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись. Производственный кооператив «Луч» был создан на основе такой организации.
1.2.1 Новые горизонты розничной торговли: категорийный менеджмент. Управление бизнес-единицами
Ключевой момент управления развитием ассортимента состоит в том, что менеджер независим в выборе методов и средств воздействия на систему ассортимента. Он уполномочен изменять основные свойства и характеристики ассортимента; принимать решения по вопросам ценообразования, расширения или обновления ассортимента, выкладки товаров, стимулирования продаж и т. д. Но при традиционной организации управления функции управления ассортиментом возложены на разные подразделения предприятия, отвечающие только за свой участок работы. Например, служба закупок заключает договора с поставщиками, подготавливает заказы на поставку товаров, осуществляет приемку товаров по количеству и по качеству. Отдел продаж решает вопросы сбыта, организует промоушн-мероприятия; отдел маркетинга разрабатывает ценовую и ассортиментную стратегию, прогнозирует спрос, выдает рекомендации по размещению товаров в торговом зале и т. д. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Функционально-
А поскольку каждое функциональное подразделение имеет свои собственные цели и критерии оценки эффективности (которые далеко не всегда совпадают с интересами предприятия в целом), при такой организации работ неизбежно возникают управленческие просчеты, вызванные различиями требований и подходов к формированию ассортимента. Сотрудники разных подразделений нередко конфликтуют между собой, и процесс согласования управленческих решений занимает много времени. Поэтому такой тип организации эффективен лишь при небольших размерах ассортимента и (или) незначительной агрессивности внешней среды.
Задачи, у кого и на каких условиях закупить решает отдел закупок. Здесь же выполняются и работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных товаров. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Для того чтобы гибко и оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, необходимо все функции по управлению ассортиментом — от закупки до реализации — сосредоточить в едином центре ответственности, отвечающем за весь цикл движения товаров. Но поскольку при такой организации торгово-технологического процесса необходимо добиться снижения норм управляемости, ключевой идеей нового подхода к организации управления ассортиментом стало разделение сложного на составные части — всего ассортимента на составляющие его категории (классификационные группировки, подсистемы). Такой подход к управлению, получил название категорийный менеджмент.
В отличие от традиционной организации управления, категорийный менеджмент предполагает специализацию управленческих работников не по функциям, а по категориям управления (рисунок 2). Теперь вместо одной должности генерального директора по продажам на предприятии появилось несколько должностных единиц категорийных менеджеров; вместо одного подразделения маркетинга (закупок, логистики, сбыта и т.д.) организовалось столько автономных центров, сколько существует категорий управления. Один сотрудник полностью отвечает за оборот и рентабельность категории товаров. Менеджер работает гораздо эффективнее, чем при традиционной схеме управления: он заинтересован купить товар на более выгодных условиях, доставить его с наименьшими издержками, расположить в торговом зале на оговоренных заранее местах и т. д. Подход к категориям ассортимента не только как к товарным группам, но и как к самостоятельным хозяйственным единицам внутри торговой организации, со своей структурой и бизнес-процессами, обусловил быстрый рост популярности новой концепции. В современном понимании категорийный менеджмент есть управление самостоятельным бизнесом внутри компании, построенное на оптимизации всех операций, относящихся к определенной товарной группе. Поэтому в современном представлении категорийный менеджер — скорее предприниматель, чем функциональный управленец.
Рисунок 2 - Организационная структура категорийного менеджмента
Категорийный менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по управлению торговым ассортиментом, направленной на развитие ассортимента в соответствии с объемом и структурой спроса, при наиболее эффективном использовании финансовых, материальных, информационных и трудовых ресурсов. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая позволяет координировать интересы потребителей, производителей и торговых посредников в единой стратегии развития ассортимента.