Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды………………………………………………………………………..5
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)…………………………………………………………………..5
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..14
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………………..21
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...68
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (на примере ООО Коммерческая Архитектурно-Строительная Фирма «Архитон»)
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды…………………………………………………………………
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)………………………………………………………
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения.
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена сложившимися на современном этапе рыночными отношениями. Это связано с тем, что конкуренция отсеивает из хозяйственного оборота все то, что не соответствует уровню общественных потребностей: нерентабельные технологии и предприятия, устаревшие изделия, профессии, специальности. Другими словами, конкуренция есть естественный и единственный канал саморегуляции экономического роста и научно-технического прогресса. Она стимулирует новые экономические, технические и управленческие идеи, внедрение прогрессивной техники и технологии, появление новаторских предприятий и фирм, новых производств и отраслей, профессий и специальностей.
Конкурентоспособность – способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников, поддержания продукции на высоком качественном уровне и обеспечения финансового благополучия бизнеса.
В настоящее время определена долгосрочная программа благоустройства и коренной реконструкции города Астрахани. Реализация этой программы проводится федеральными и муниципальными властями на конкурсной основе, что предполагает высокие требования к участникам конкурса – проектно-строительным организациям и фирмам.
Многие предприятия г. Астрахани осуществляет деятельность по оказанию проектно-сметных услуг и ремонтно-строительных работ, и цель каждого из этих предприятий обеспечить себе будущее развитие и благополучие, что побуждает в свете новых программ реконструкции города и притока инвестиций вступить в жесткую конкурентную борьбу за право участия в перспективных планах.
Цель дипломной работы: разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций предприятия в условиях сложившихся на современном этапе рыночных отношений.
Объект настоящего исследования – результаты деятельности рассматриваемого предприятия за прошедшие два отчетных периода.
Субъект исследования – Общество с ограниченной ответственностью Коммерческая Архитектурно-Строительная Фирма «Архитон» - является одной из фирм, действующих в условиях конкурентной среды и принимающих участие в тендерах на лучшую проектно-строительную организацию.
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Для работы собрана информация по предприятиям, составляющим конкуренцию исследуемому на рынке оказания проектных услуг и ремонтно-реставрационных работ по г. Астрахани.
Для анализа конкурентоспособности предприятия используются качественные и количественные методы оценки факторов, влияющих на его конкурентные позиции, заключающиеся в проведении обследования внешней и внутренней среды компании.
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной среды компании.
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней
(макросреда компании).
Конкуренция – элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.
Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения продукции на данном рынке и стимулируют производство тех товаров (работ, услуг), которые требуются потребителю. Общим принципом (условием) возникновения конкуренции является превышение предложения над спросом: превышение мощностей организации (подразделений и специалистов) над потребностями заказчиков в разработке продукции (работ, услуг).
Условиями эффективного развития конкуренции является отсутствие монополии любой формы собственности, диктата любого производителя.
В начале исследования конкурентной среды проводится анализ количественных показателей структуры рынка. Это необходимо для того, чтобы выявить: присутствуют или отсутствуют на рынке предприятия, занимающие доминирующее положение и, в связи с этим, имеющие возможность влиять на характер конкуренции.
Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
- численность продавцов, действующих на данном рынке;
- доли, занимаемые продавцами на данном рынке;
- показатели рыночной концентрации.
Численность продавцов, действующих на рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало, но можно сделать вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на данном рынке.
Доля хозяйствующего субъекта – продавца на рассматриваемом рынке определяется как отношение реализованной им на рынке продукции к общему объему реализации:
Di = Vi / Vm , где
Di - доля хозяйствующего субъекта;
Vi – объем реализации i-м продавцом;
Vm – общий объем реализации.
Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.
Согласно «Порядка проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», в рамках реализации закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», при измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:
- структурный подход – анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
- оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
- анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка. Для этого определяются количественные показатели.
Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом продавцов к общему объему реализации на данном рынке:
CR = | V1+V2+V3 | ( 2 ) |
Vm |
где, V1+V2+V3 - объем реализации продавцов, занимающих первые места, Vm - общий объем реализации.
Коэффициент рыночной концентрации позволяет судить о низком (CR<45%)., умеренном (45%<CR<70%), или высоком (70%<CR<100%) уровне развития конкуренции на исследуемом рынке и дает предварительную оценку степени монополизации рынка. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение этого показателя.
Все большему и большему числу компаний приходится считаться с общественными правами, ценностями и приоритетами, учитывать и следить за законодательством и регулирующими нормами в процессе анализа ситуации вокруг фирмы, внешней и внутренней среды. Поэтому для определения состояния внешней среды используются качественные характеристики структуры рынка.
Внешняя среда – это те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на неё воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, пребывает в непрерывном движении, подвержена изменениям. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих её успеха.