Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды………………………………………………………………………..5
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)…………………………………………………………………..5
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..14
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………………..21
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...68
На деятельность фирмы оказывает большое количество различных факторов - как внешних, так и внутренних, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в её деятельности на рынке. Наибольшая сложность состоит в том, что количество факторов велико и степень их воздействия на организацию может существенно различаться. Преодоление этой сложности возможно путем использования схем, выделяющих наиболее значимые факторы, воздействующие на организацию и позволяющие оценить интенсивность их воздействия.
Если внешняя среда характеризуется отношениями с поставщиками, заказчиками и конкурентами, - т.е. в конечном итоге возможностями и угрозами, то внутренняя среда – сильными и слабыми сторонами самой организации. Определение этих сторон называется анализом организационных ресурсов, или внутренним анализом.
Внутренний анализ предполагает осуществление ряда этапов. Они включают выяснение стратегически важных характеристик организации, анализ организационных уровней, определение типов изменений, формулирование критериев оценки сильных и слабых сторон организации.
Для оценки сильных и слабых сторон организации используется SWOT-анализ, который дает общую картину внутрифирменной ситуации и является неотъемлемым компонентом построения наиболее оптимальной программы действий. Сильные стороны компании, особенно сферы её деятельности, являются важными элементами успеха. Слабые стороны компании важны, так как они могут обнаружить уязвимые участки, требующие особого внимания. Возможности и внешние угрозы (опасности) важны для анализа, так как стратегия всегда нацелена на использование наиболее благоприятных возможностей и защиту от опасностей, угрожающих благополучию компании.
Количественные оценки конкурентной силы показывают сильные и слабые позиции компании, а также позволяют точно оценить возможности фирмы по защите своих рыночных позиций. Конкурентная стратегия компании, как правило, базируется на использовании сильных в конкурентном отношении сторон и поддержке слабых. Кроме того, те области, которые для компании являются сильными сторонами, а для конкурентов – слабыми, являются лучшей базой для наступательных инициатив.
Анализ использования ресурсов предполагает оценку результативности (прибыльность, оборотный капитал, производительность труда, материалоемкость, загрузка мощностей) и эффективности (использование капитала, персонала, способов производства, нематериальных активов).
Важная роль в процессе внутреннего анализа отводится финансовому анализу, в частности, определению объема продаж, прибыли, денежных средств.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми результатами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроль за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, и определяется совокупностью производственно – хозяйственных факторов.
На основе финансовой отчетности может быть получена и предоставлена пользователям обобщенная информация о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменения в его финансовом положении за любой отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
В достоверной информации о финансовом положении предприятия заинтересованы пользователи, которых условно можно разделить на две категории: внутренние и внешние.
К внутренним пользователям относятся управленческий персонал предприятия, который вынужден искать такие управленческие решения, которые обеспечили бы предприятию стабильные финансовые результаты и победу в конкурентной борьбе за покупателей и рынки сбыта, за кредитные ресурсы коммерческих банков и других инвесторов. Руководством предприятия принимаются различные решения производственного и финансового характера. Например, составляется финансовый план на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема производства и реализации, решения о поставщиках и покупателях, ценах на продукцию или услуги, направлениях инвестирования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов. Для принятия таких решений и оценки их результатов требуется полная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.
Информация о финансовом положении необходима также внешним пользователям, непосредственно или опосредованно заинтересованным в деятельности предприятия.
К пользователям, непосредственно заинтересованным, относятся:
- настоящие и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определять увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценивать эффективность использования ресурсов руководством предприятия;
- настоящие и потенциальные кредиторы, использующие информацию для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
- поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным предприятием;
- работники предприятия, интересующиеся финансовым положением с точки зрения уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
К группе опосредованно заинтересованных относятся:
- аудиторские службы, использующие информацию с целью защиты интересов инвесторов;
- консультанты по финансовым вопросам, использующие информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в то или иное предприятие;
- биржи ценных бумаг;
- регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний;
- законодательные органы;
- пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки обзоров, оценки развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
- торгово – производственные ассоциации, использующие информацию для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.
А также результаты анализа могут быть использованы при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот.
Основной целью анализа финансовых результатов деятельности предприятия является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Оценка деловой активности предприятия направлена на анализ результатов и эффективности текущей основной производственной деятельности. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Для оценки деловой активности предприятия, степени использования имеющихся в его распоряжении средств, применяются коэффициенты деловой активности, которые представляют собой различные показатели оборачиваемости.
Рентабельность – важнейший показатель эффективности, характеризующий прибыльность работы предприятия. Основным принципом определения рентабельности является сопоставление конечного результата (прибыли) к затратам или количественным показателям производства и реализации продукции.
Анализ коэффициентов рентабельности полезен на практике лишь в том случае, когда полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий отрасли.
Эффективность функционирования любого предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Оценить эту способность позволяет анализ финансовых результатов, который осуществляется на основе информации «Отчета о прибылях и убытках» (Форма 2).
Доходность любого предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей. Показатели первой группы позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли (прибыли от продаж, чистой, нераспределенной) за ряд лет. Такие расчеты имеют скорее арифметический, чем экономический смысл. Показатели второй группы представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и произведенных затрат. Первые соотношения называют рентабельностью, вторые – прибыльностью деятельности.
Расчет показателей оценки финансового положения предприятия, а именно: ликвидности и платежеспособности, позволяет судить о кредитоспособности организации, то есть о возможности своевременно и в полном объеме рассчитаться по всем своим краткосрочным обязательствам. Кроме того, оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Прежде всего, она заключается в оценке степени обеспеченности организации собственными средствами.
Оценка деятельности предприятия включает расчет следующих показателей:
1). Общий коэффициент покрытия или текущая ликвидность:
ОА : КО;
где ОА – сумма оборотных активов предприятия (строка 290 раздела II баланса); КО – величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).
К >1 (оптимальное значение 1,5-2)
2). Коэффициент абсолютной ликвидности:
(КФВ + ДС) : КО,
где КФВ – краткосрочные финансовые вложения (строка 250 раздела II баланса); ДС – денежные средства (строка 260 раздела II баланса); КО – величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).
3). Соотношение собственных и заемных средств СК: КЗ;
где СК – собственный капитал предприятия (строка 490 раздела III баланса); КО – величина краткосрочных обязательств (строка 690 раздела V баланса).
К>0,7
4). Коэффициент автономии (финансовой независимости). Определяет долю активов предприятия, которые покрываются за счет собственного капитала:
СК : А;
где СК – собственный капитал предприятия (строка 490 раздела III баланса), А – сумма актива баланса (строка 300).
К > 0,4
5). Коэффициент маневренности собственного капитала – отражает часть собственного капитала, используемого для финансирования текущей деятельности, а именно вложения в оборотные средства:
(СК – ВНА) : СК;
где СК – собственный капитал предприятия (строка 490 раздела III баланса), ВНА – сумма внеоборотных активов (строка 190 раздела I баланса), К > 0,5.
Грамотный анализ состояния фирмы, отрасли и конкурентов имеет исключительно важное значение. Профессионально проведенный анализ фирмы позволяет выявить преимущества и недостатки, возможности компании, её слабые места, а также оценить способность компании защищать свою позицию в условиях конкурентного давления. Эта информация необходима для разработки стратегии, адекватно отвечающей потребностям компании.
1.3.Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности компании.
Поддержание высокой конкурентоспособности и её повышение означает, что все ресурсы предприятия используются настолько производительно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты. Это одновременно предполагает, что предприятие занимает прочное положение на рынке товаров и услуг и его продукция пользуется постоянным спросом. Однако в жизни это состояние не является неизменным. Оно находится в постоянном движении и развитии. Последнее зависит от изменений в условиях производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их реализации, что проявляется в возникновении новых, более прогрессивных технологий производства товаров и оказания услуг, появление новых конкурентов, изменение вкусов и желаний потребителей, росте или падении спроса на товары, работы и услуги, производимые предприятием, изменении экономических и политических условий развития производства и реализации продукции, а также во многом другом.
Все эти изменения происходят под воздействием многих субъективных и объективных причин развития экономики страны и регионов, причем не одновременно, а в разное время и в самых различных комбинациях, поэтому руководство предприятия должно уметь отслеживать изменения, происходящие в условиях хозяйствования, и проводить соответствующие преобразования в политике ведения производства и реализации товаров (работ, услуг).