Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды………………………………………………………………………..5
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)…………………………………………………………………..5
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..14
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………………..21
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...68
Такими преобразованиями могут быть: изменение товарной политики, внедрение новых технологий, изменение ценовой политики, преобразование организационно-правового статуса предприятия, модернизация форм сбыта продукции, выход на новые рынки, создание совместных производств и т.д.
Новые условия хозяйствования требуют существенной переориентации деятельности организации. Для выживания необходимо знать и использовать законы рынка, тщательно изучать и анализировать спрос на конкретные виды работ (услуг), выявлять потенциальных заказчиков, искать способы более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей заказчиков, быстро адаптировать производственную программу организации к меняющейся рыночной конъюнктуре.
Одной из основных задач многих организаций является достижение преимущества над её прямыми конкурентами.
Выделяют три ключевые общие позиции: лидерство по затратам, индивидуализация и фокусирование.
Лидерство по затратам.
При реализации этой позиции ставится задача добиться лидерства по затратам в отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведения до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д.
Низкие затраты дают организации хорошие шансы в её отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.
Индивидуализация.
Эта позиция предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Подход к индивидуализации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Индивидуализация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.
Фокусирование.
Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что фирма таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта.
Уровень цен считается надежным индикатором функционирования конкуренции. В рыночной экономике продавцы, как правило, конкурируют между собой. По этой причине величина цены, которую готов платить покупатель, существенно зависит от предложения конкурентов.
Ценообразование, ориентированное на конкурентов:
(Закрытые торги) на большей части рынка государственных учреждений и некоторых других рынках поставщики приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов товаров. Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены обычно просят представить к заранее установленному сроку в опечатанном конверте. Эти конверты вскрываются в присутствии ряда лиц, и наиболее выгодное предложение (с наименьшей ценой) принимается. В связи с тем, что в этом случае отсутствует возможность последующего внесения изменений в цену, то решение о назначении цены основывается на собственных затратах (частично) и в основном на анализе возможных предложений конкурентов. Этот анализ включает: анализ прошлых предложений конкурентов; анализ нынешнего состояния дел конкурентов, т.е. насколько полон портфель их заказов. Можно исходить из того, что конкурент, который обладает полным портфелем заказов, будет предлагать высокие цены, а конкурент с неполным портфелем заказов – низкие.
Проблема состоит в том, что, хотя предложение с низкой ценой и может выиграть торги, имеется риск упустить потенциальную прибыль. Предложение с высокой ценой может проиграть торги, что ведет к потерям, связанным с подготовкой к участию в торгах.
Поэтому руководители предприятия должны добиваться принятия согласованных со всеми заинтересованными службами и прежде всего экономических решений по ценам, что позволяет установить более или менее близкие к оптимальным цены на свою продукцию.
Стремясь устоять в конкурентной борьбе, предприятия вынуждены постоянно улучшать потребительские свойства производимых товаров и услуг и расширять гамму условий поставок и услуг, все это в конечном итоге учитывается в цене и конечно оплачивается потребителем.
Политика низких цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа клиентов и отпугивания потенциальных конкурентов.
Одним из движущих факторов является система организации деятельности предприятия. Систему организации деятельности предприятия можно условно разделить на подсистемы, связанные с организацией основного процесса производства работ, его обслуживанием и управлением. В основном процессе выделяют, как правило, следующие подсистемы:
- организация процессов основного производства;
- технологическая подготовка производства;
- технический контроль качества.
Задачей подсистемы по организации процессов производства является принятие решений в ходе движения продукции в период его исполнения.
Подсистема должна базироваться на поиске и применении такой технологии, которая обеспечивала бы рациональное использование наличных ресурсов, постоянное снижение издержек производства и выпуск продукции (работ, услуг), удовлетворяющей требованиям рынка и покупателя.
Служба технического контроля качества продукции в условиях рынка имеет исключительно важное значение, поскольку в ее задачу входит создание на производстве таких условий, которые бы позволили исключить выпуск некачественной продукции (выполнения работ, оказания услуг). Такой подход обеспечивает как снижение издержек производства, так и повышение конкурентоспособности продукта производства.
Участие в конкурентной борьбе будет успешнее, если и внутри организации будет создана аналогичная внешней конкурентная среда, в которой работники предприятия смогут действовать по тем же правилам, по которым они действуют при взаимоотношениях с внешним миром. Другими словами, и внутри организации должна быть создана ситуация получения работы на основе конкуренции.
Создание условий для внутренней конкуренции между работниками – это вопрос политики руководства и в первую очередь директора. Кроме того, внутренняя конкуренция позволяет существенно уменьшить затраты времени высшего руководства на меры административного регулирования производственного процесса (контроль сроков выполнения работ, контроль за трудовой дисциплиной, распределение объемов работ, их стоимость, разрешение конфликтов по заработной плате и т.п.). Наличие конкуренции между работниками внутри организации означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют руководству принимать решения о том, кому поручается выполнение работ, за какую цену и в какие сроки, а также обеспечивают согласованность в работе всех подразделений организации.
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»).
2.1. Общая характеристика объекта исследования.
2.1.1. Историческая справка.
Предприятие было создано в 1989 году как кооператив «Архитон» на базе областного отдела архитектуры.
В 1991 году кооператив преобразован в ИЧП «АРХИТОН» по градостроительству, архитектуре, реставрации и дизайну, а в 1998 году - в Общество с Ограниченной Ответственностью Коммерческая Архитектурно-Строительная Фирма «АРХИТОН».
Устав ООО КАСФ «Архитон» зарегистрирован 17 ноября 1998 года. Регистрация фирменного наименования – 17.11.1998г.
Форма собственности – частная.
Учредитель – член Союза архитекторов России директор фирмы ООО КАСФ «Архитон» Жалилов Наиль Измайлович.
ООО КАСФ «Архитон» выполняет работы по оказанию услуг архитектурно-строительного проектирования, заключения о состоянии строительных конструкций зданий и сооружений государственного, общественного и частного назначения, работы по реставрации объектов-памятников архитектуры местного и федерального значения, ремонту зданий и помещений государственного и общественного назначения.
Фирма «Архитон» тесно сотрудничает с Министерством культуры России и Астраханской области, с Федеральным агентством по культуре и кинематографии Российской Федерации, Федеральным агентством по охране и использованию памятников истории и культуры, Госстроем России, ГНПУ «Наследие», созданным для защиты и восстановления памятников архитектуры, с Государственным учреждением по реализации федеральных программ.
ООО КАСФ «Архитон», помимо архитектурной, градостроительной и реставрационной деятельности, занимается на общественных началах организацией и проведением производственной практики студентов строительных специальностей учебных заведений г.Астрахани, активно участвует в работе Градостроительного совета и научно-реставрационного совета департамента культуры, в проведении собраний Астраханского отделения Союза архитекторов России.
В соответствии с Уставом ООО КАСФ «Архитон», «общество самостоятельно разрабатывает и утверждает планы производственно-хозяйственной деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую работу /услуги/ и необходимости производственного и социального развития общества, повышения доходов его учредителей и работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с организациями, предприятиями, фирмами и другими юридическими, а также физическими лицами».
Ценообразование в ООО КАСФ «Архитон» проводится на основании Справочника базовых цен на проектные работы для строительства, разработанного ФГУП «Центринвест», утвержденного Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу при Госстрое России (г. Москва).
Базовые цены установлены в зависимости от натуральных показателей проектируемых объектов: площади, объёма и др. (именуются «основные показатели проектируемых объектов»).
Составляются сметы на производство работ, с учётом коэффициентов, предоставляемых Региональным центром по ценообразованию.
Стоимость работ может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком, что является показателем гибкой системой договорных цен, так как политика предприятия предусматривает снижение цен для некоторых покупателей, например, при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд, или в других случаях на усмотрение руководителя предприятия и руководителей структурных подразделений общим решением.
Для выполнения государственных заказов, финансируемых из федерального бюджета, цена остается твердой.
На предприятии составляется финансовый план доходов и расходов.
В организации работают высококвалифицированные специалисты: архитекторы, инженеры-проектировщики, инженеры-строители, дизайнеры. (Структура организации представлена в Приложении 1).
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей деятельности ООО КАСФ «Архитон».
В таблице 1 приведены основные экономические показатели деятельности фирмы ООО КАСФ «Архитон» в динамике за 2005-2006г.г.
в динамике за 2005-2006г.г.
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | отклонение | Темп роста % |
2006г. к 2005г. | 2006г. к 2005г. | |||||
1 | Объем работ (услуг) | тыс. руб. | 3416 | 45565 | 42149 | 1333,9 |
2 | Выручка от продажи товаров (работ, услуг) | тыс. руб. | 2029 | 33074 | 31045 | 1630 |
3 | Среднегодовая стоимость имущества | тыс. руб. | 87 | 262 | 175 | 301,1 |
4 | Среднесписочная численность работников (год) | чел. | 25 | 38 | 13 | 152 |
5 | Заработная плата | тыс. руб. | 370 | 2610 | 2240 | 705,4 |
6 | Средняя з/плата | руб. | 3617 | 7631 | 4014 | 211 |
7 | Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) | тыс. руб. | 811 | 11776 | 10965 | 1452 |
8 | Себестоимость на 100 руб. выручки | руб. | 39,97 | 35,61 | -4,36 | -10,9 |
9 | Прибыль от реализации | тыс. руб. | 905 | 20401 | 19175 | 2254,3 |
10 | Чистая прибыль | тыс. руб. | 282 | 14441 | 14159 | 5120,9 |
11 | Рентабельность: |
|
|
|
|
|
| - реализованной продукции | % | 13,9 | 43,66 | 29,76 | 314 |
| - имущества предприятия | % | 44,2 | 46,5 | 2,3 | 105,2 |
| - издержек | % | 88,4 | 173,24 | 84,8 | 196 |
12 | Дебиторская задолженность | тыс. руб. | 343 | 1466 | 1123 | 427,4 |
13 | Кредиторская задолженность | тыс. руб. | 215 | 7175 | 6960 | 3337 |