Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды………………………………………………………………………..5
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)…………………………………………………………………..5
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..14
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………………..21
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...68
Из приведенных данных следует:
1). За 2006 год произошло увеличение выручки от продажи товаров (работ, услуг) на 31045 тысяч рублей. В относительном выражении выручка 2006 года в 13 раз превысила аналогичный показатель предыдущего года.
Из анализа деятельности фирмы: Рост выручки обеспечило увеличение объема выполненных работ на 42149 тыс. рублей, прирост объема в процентном отношении составил 1233,9%.
Также рост выручки обеспечил увеличение прибыли от реализации на 19175 тыс. рублей или в 22,5 раза.
2). Возросла среднегодовая стоимость имущества предприятия на 175 тысяч рублей, т.е. в три раза.
Увеличение объема работ в 2006 году требовало использования арендованного, либо приобретения нового оборудования. Практика фирмы показала, что наличие хотя бы некоторого собственного имущества эффективнее аренды у сторонних организаций. И в настоящее время предприятие собирается придерживаться политики наращивания собственной базы средств для производства работ.
3). Среднесписочная численность работников возросла за год на 52%, наряду с увеличением в 2 раза средней заработной платы по предприятию на одного работника неотделимо связано с увеличением в 2006 году объемов работ и повышением рейтинга фирмы, что характеризует предприятие с положительной стороны - привлекательность для трудоспособного населения и рост объема работ требуют наращивания трудовых ресурсов.
4). Производительность труда определяется как объем выручки от реализации на одного работающего:
Производительность труда: в 2005 году – 170,8 тыс. рублей;
в 2006 году – 536,1 тыс. рублей.
(Wгод.= Qгод.\ Тсреднеспис.)
То есть произошло увеличение производительности труда в 2006 году в 3,1 раза. Темп прироста составил 213,9%.
5). Прибыль на одного работающего составила:
В 2005г. – 14,1 тыс.руб.
В 2006г. – 169,89 тыс.руб.
Значение рассматриваемого показателя напрямую связано с величиной чистой прибыли и отражает сложную зависимость результатов финансовой деятельности от численности работающих.
6). В сравнении с показателями 2005 года произошло увеличение себестоимости работ и услуг в 14,5 раза, что в свою очередь также обусловлено увеличением объемов работ и выручки от продажи.
В то же время на 100 рублей выручки себестоимость снизилась на 4,36 рублей, или в относительных величинах - на 10,9%.
7). Увеличение в 22,5 раза прибыли от продаж - за счет роста объема реализации и снижения затрат на производство является положительным фактором роста конкурентоспособности фирмы.
Для характеристики прибыльности работы предприятия рассмотрим некоторые показатели рентабельности.
8). Рентабельность продаж в 2006 году составила 43,66%. Это значит, что на каждый рубль реализованных работ и услуг приходится 43,66 копейки прибыли, это свидетельствует о постоянном контроле со стороны руководства фирмы за соотношением роста затрат и выручки. При планировании выручки максимально учитываются возможные доходы, и соответственно их росту сдерживается рост затрат. Как следует из данных таблицы 5 на изменение показателя рентабельности продаж в 2006 году, по сравнению с 2005 годом повлияло уменьшение на 10,9% себестоимости продукции.
9). Для определения эффективности использования всего имущества предприятия рассчитана рентабельность активов. В целом наблюдается незначительное улучшение (на 5,2%) в использовании имущества по сравнению с 2005 годом.
10). Увеличение на конец 2006 года дебиторской задолженности на 1123 тыс. рублей объясняется увеличением объемов реализации работ, услуг фирмы. В то же время, из приведенного ниже анализа динамики коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности (Таблица 7) видно, что на предприятии наблюдается увеличение этого показателя, что свидетельствует об уменьшении сроков расчетов с дебиторами.
11). Увеличение на конец 2006 года кредиторской задолженности на 6960 тыс. рублей говорит об увеличении сумм расчетов с кредиторами, в основном в части начисленных на конец года налогов и сборов. В то же время, из приведенного ниже анализа динамики коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности (Таблица 7) его снижение в 3,7 раза говорит о снижении сроков расчетов фирмы по своим текущим обязательствам.
12). Доля кредиторской задолженности 23,1% (в валюте баланса);
Доля дебиторской задолженности 4,7%
Доля кредиторской задолженности превышает долю дебиторской задолженности на конец 2006 года, что характерно как для начала, так и для конца периода.
Данное обстоятельство может указывать на возникновение дисбаланса в финансовой деятельности предприятия.
2.2. Анализ конкурентной среды.
Для оценки конкурентоспособности фирмы проведем анализ количественных и качественных показателей структуры рынка.
По статистическим данным в Астраханской области в 2006 году действовало на рынке строительных работ и услуг 784 предприятия. Общий объем реализации (по отрасли в г. Астрахани) за 2006 год составил – 5159187,2 тыс. рублей. В среднем на одно предприятие отгружено товаров, выполнено работ и услуг 6580,6 тыс. рублей. Выручка по среднестатистическим данным на одно предприятие составила 7727,51 тыс. рублей; средняя себестоимость работ и услуг составила 5795,63 тыс. рублей. Высокий уровень 88% себестоимости работ, услуг обусловлен материалоемкостью и трудоемкостью отрасли.
Качественные характеристики структуры рынка.
Анализируя значимость для входа на рынок таких факторов, как законодательство, налоговый контроль, уровень спроса, административные ограничения, можно заключить следующее:
В поддержку малому бизнесу существуют: «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Приказ ФАС «Об утверждении положения о территориальном органе ФАС», регулирующие конкурентные отношения среди предприятий, Налоговый Кодекс РФ, определяющий налогообложение предприятий и предпринимателей, кредитование малого бизнеса для развития предприятий и предпринимательства.
Ограничение для выхода на рынок определяется лицензированием и сертифицированием отдельных видов деятельности;
Государственные учреждения и некоторые другие покупатели организовывают торги на поставку определенных видов товаров и услуг с целью выбора наиболее оптимального поставщика продукции, услуг, чем оказывают стремление к состязательности конкурентов.
Рыночная инфраструктура развита, то есть присутствуют необходимые средства коммуникаций (транспорт, связь), службы информационных, лизинговых услуг.
Существует система составления долгосрочных контрактов (либо пролонгируемых на неопределенный срок) на поставку продукции с уже действующими субъектами рынка, контракты на выполнение государственных нужд.
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка.
Рассчитаем коэффициент рыночной концентрации на исследуемом рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех, четырех, шести, восьми, десяти, двадцати пяти продавцов.
В Таблице 2 приведены объемы реализации по десяти наиболее значимым из конкурирующих предприятий по городу. Ввиду того, что данные были предоставлены в конфиденциальной форме, названия предприятий не приводятся, назовем их «2-е», «3-е», «4-е» и т.д.:
тыс. руб.
Показатели | Предприятия | |||||||||
Исследу- емое 1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е | 10-е | |
Объем реализованной продукции | 45565 | 27128 | 53426 | 49853 | 35193 | 15832 | 12814 | 8047 | 6313 | 2650 |
Коэффициент рыночной концентрации равен 4,98% (CR-10<45%) - это позволяет судить о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на данном рынке. Значение коэффициента говорит о низкоконцентрированном рынке указанных услуг.
Определяем доли предприятий на исследуемом рынке:
Доля ООО КАСФ «Архитон» на рынке услуг составляет 0,88%.
Для других приведенных предприятий соответственно: 0,53%; 1,04%; 0,97%; 0,68%; 0,31%, 0,25%, 0,16%, 0,12%, 0,05%.
Общая доля этих предприятий составляет 4,99% на исследуемом рынке среди малых предприятий. Остальные предприятия составляют 95,01%.
| 1 - ООО КАСФ "Архитон" | 7 - Предприятие 7 |
| ||
| 2 - Предприятие 2 | 8 - Предприятие 8 |
| ||
| 3 - Предприятие 3 | 9 - Предприятие 9 |
| ||
| 4 - Предприятие 4 | 10 - Предприятие 10 |
| ||
| 5 - Предприятие 5 |
| |||
| 6 - Предприятие 6 |
|
|
|
|
Рис. 2. Структура конкурирующих предприятий по объемам выполненных работ.
Так как количество предприятий, работающих в данной отрасли, велико, и сбор данных по всем предприятиям не представляется возможным, дальнейшее исследование по цели работы будет проведено по нескольким предприятиям г. Астрахани, которые могут составлять конкуренцию нашему предприятию.
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов.
В таблице 3 приведены основные показатели деятельности предприятий г. Астрахани, составляющих конкуренцию исследуемому:
Основные показатели деятельности
предприятий-конкурентов за 2006 г.
тыс. руб.
Показатели | Предприятия | ||||||||
2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е | 10-е | |
1. Объем реализованной продукции | 27128 | 53426 | 49853 | 35193 | 15832 | 12814 | 8047 | 6313 | 2650 |
2. Выручка от продажи товаров (работ, услуг) | 18895 | 48295 | 39383 | 27960 | 9845 | 12814 | 8047 | 6313 | 2650 |
3. Валовая прибыль | 2010 | 16227 | 9471 | 15184 | 1389 | 5320 | 1196 | - | 250 |
4. Чистая прибыль | 3868 | 12333 | 7198 | 9109 | 825 | 928 | 884 | - | 159 |
5. Фонд заработной платы | 2535 | 8014 | 7478 | 5278 | 4032 | 4289 | 357 | 762 | 488 |
6. Среднемесячная зар/плата (руб.) | 5915 | 6150 | 7831 | 6358 | 5250 | 6872 | 4249 | 3000 | 3245 |
7. Среднесписочная численность (чел) | 94 | 86 | 52 | 53 | 42 | 51 | 7 | 21 | 17 |
8. Среднегодовая стоимость активов | 12655 | 41268 | 32359 | 27453 | 9776 | 8369 | - | - | 2508 |
9. Среднегодовая стоимость основных средств | 4015 | 8253 | 4712 | 5359 | 3210 | 4520 | - | - | 545 |