Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:28, дипломная работа
Исходя из того, что на рынке Астрахани достаточное количество проектно-строительных организаций и фирм, а спрос на услуги растет не только со стороны федеральных и местных властей, организаций, но и со стороны населения, необходимо выявление резервов повышения конкурентоспособности ООО КАСФ «Архитон» с учетом условий внутренней и внешней среды организации.
Задачи, поставленные для реализации цели работы:
- анализ состояния рыночной среды (макросреды компании);
- анализ финансового состояния и деловой активности предприятия (микросреды компании);
- сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проведения анализа отрасли и конкурентной
среды………………………………………………………………………..5
1.1. Ситуация в отрасли и условия конкуренции в ней (макросреда
компании)…………………………………………………………………..5
1.2. Ситуация внутри компании и её собственная конкурентоспособность (микросреда компании)…………………………………………………..14
1.3. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности
компании…………………………………………………………………..21
Глава 2. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли и конкурентных
позиций предприятия (ООО КАСФ «Архитон»)………………………27
2.1. Общая характеристика объекта исследования…………………………..27
2.1.1. Историческая справка…………………………………………………….27
2.1.2. Аналитический обзор основных экономических показателей
деятельности ООО КАСФ «Архитон»…………………………………..29
2.2. Анализ конкурентной среды……………………………………………..33
2.2.1. Показатели структуры исследуемого рынка……………………………34
2.2.2. Анализ эффективности деятельности предприятий-конкурентов…….36
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия…………………40
2.3.1. Анализ финансового состояния, деловой активности и производ-
ственного потенциала предприятия……………………………………..40
2.3.2. SWOT-анализ деятельности ООО КАСФ «Архитон»………………….49
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для
выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия……….52
Глава 3. Разработка рекомендаций для повышения конкурентных позиций
ООО КАСФ «Архитон»…………………………………………………..55
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………...68
SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон фирмы, ее возможностей и угроз ей.
- компетентность в ключевых вопросах;
- хорошее впечатление, сложившееся о компании у потребителей-заказчиков;
- умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов;
- сотрудничество с фирмами-конкурентами;
- собственная технология в производстве отдельных работ;
- государственная поддержка (в виде имеющихся лицензий);
- профессионализм руководства и специалистов.
Потенциальные внутренние слабые стороны фирмы:
- нет четкого стратегического направления развития компании;
- недостаток оборудования и механизмов;
- устарелое оборудование;
- растянутое во времени выполнение работ;
- сезонность многих работ;
- неудовлетворительная организация поиска новых заказчиков.
Потенциальные внешние возможности фирмы:
- способность выйти на новые сегменты рынка (не только ремонт и реставрация, но и проведение строительных работ);
- пути расширения сферы деятельности (в части оказания услуг для частных клиентов);
- возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке;
- внедрение новых технологий.
Потенциальные внешние угрозы:
- выход на рынок иногородних конкурентов;
- дорогостоящие законодательные требования;
- растущая требовательность заказчиков и поставщиков;
- изменение потребностей заказчиков.
На основании составленной матрицы (Приложение 3) можно сделать следующие выводы:
На основе представлений о своих возможностях, сложившихся в ходе анализа, предприятию необходимо максимально использовать свои сильные стороны и, по возможности, стараться нейтрализовать слабые. При проведении этой работы особое внимание следует уделить тем областям деятельности, в которых оно превосходит конкурентов или отличается от них. Кроме того, следует определить наиболее сильную сторону деятельности предприятия, развивая которую можно получить преимущество в конкуренции.
Имея государственные лицензии на осуществление своей деятельности (получить которые возможно только при наличии высококвалифицированных трудовых ресурсов и системы технологического оснащения), фирма «Архитон» особо преуспевает в разработке специализированной проектной документации и в реставрации зданий.
Проведение руководством фирмы эффективной ценовой политики, основанной на достижении договоренности с потребителем без ущерба для фирмы, рассчитанной на спрос покупателей, а также участие в тендерах на поставку продукции и работ для государственных нужд стимулирует увеличение объемов продаж продукции, нужной рынку.
Стремясь к гибкому использованию своих внутренних возможностей, предприятие должно обеспечить себе технологическую и экономическую эффективность не ниже отраслевой.
Поддержание среднего уровня издержек (ниже или не выше, чем у конкурентов) и стремление к их минимизации, без оказания негативного влияния на качество продукции (работ), оказывает серьезное влияние на повышение конкурентоспособности предприятия. Фирма посредством мониторинга отслеживает спрос и предложение на рынке отрасли и формирует «своего» потребителя.
|
|
|
|
|
2.4. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий для выявления конкурентных позиций исследуемого предприятия.
Для поставленной задачи проведем сравнительную комплексную рейтинговую оценку предприятий.
В рамках данной методики рейтинговая оценка формируется в результате сравнения с наилучшими результатами по всей совокупности анализируемых предприятий. Эталонные (наилучшие) значения показателей возникают в результате конкуренции в условиях рынка.
В Таблице 8 приведены рассчитанные показатели деятельности фирм-конкурентов и исследуемого предприятия.
Запишем их в виде матрицы и определим эталон в столбце (m+1):
Матрица по результатам предприятий-конкурентов.
тыс. руб.
Показатели | Предприятия | ||||||||||||
1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е | 10-е | (m+1) | |||
1. Объем реализации продукции | 45565 | 27128 | 53426 | 49853 | 35193 | 15832 | 12814 | 8047 | 6313 | 2650 | 53426 | ||
2. Выручка от реализ (работ, услуг) | 33074 | 18895 | 48295 | 39383 | 27960 | 9845 | 12814 | 8047 | 6313 | 2650 | 48295 | ||
3. Валовая прибыль | 20401 | 2010 | 16227 | 9471 | 15184 | 1389 | 5320 | 1196 | - | 250 | 20401 | ||
4. Чистая прибыль | 14441 | 3868 | 12333 | 7198 | 9109 | 825 | 928 | 884 | - | 159 | 14441 | ||
5. Себестоимость продаж | 11776 | 16885 | 32068 | 28912 | 12776 | 8456 | 7512 | 6851 | 6313 | 2400 | 2400 | ||
6. Себестоимость на 100 руб. выр. (руб.) | 35,61 | 89,43 | 66,40 | 73,41 | 45,69 | 85,89 | 58,62 | 85,14 | 100 | 90,57 | 35,61 | ||
7. Среднемесячная зар/плата (руб.) | 7631 | 5915 | 6150 | 7831 | 6358 | 5250 | 6872 | 4249 | 3000 | 3245 | 7831 | ||
8. Производитель- ность труда | 536 | 289 | 621 | 959 | 664 | 377 | 251 | 150 | 301 | 156 | 959 | ||
9. Рентабельность продаж | 61,7 | 20,5 | 25,5 | 18,3 | 32,6 | 8,4 | 7,2 | 11,0 | - | 6,0 | 61,7 | ||
10. Рентабельность активов по ВП | 43,66 | 15,9 | 39,3 | 29,3 | 55,3 | 14,2 | 63,6 | - | - | 10,0 | 63,6 | ||
11. Рентабельность активов по ЧП | 46,5 | 30,6 | 29,9 | 22,2 | 33,2 | 8,4 | 11,1 | - | - | 6,3 | 46,5 | ||
12. Фондоотдача (об) | 23,1 | 4,7 | 5,9 | 8,4 | 5,2 | 3,1 | 2,8 | - | - | 4,9 | 23,1 | ||
13. (Ресурсоотдача) (об) | 1,1 | 1,5 | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | - | - | 1,1 | 1,5 |
Матрица (kij) нормируется по показателям дополнительного столбца, в результате чего получается матрица координат предприятий относительно эталона:
Показатели | Предприятия | |||||||||
1-е | 2-е | 3-е | 4-е | 5-е | 6-е | 7-е | 8-е | 9-е | 10-е | |
1. | 0,8529 | 0,5078 | 1,0 | 0,9331 | 0,6587 | 0,2963 | 0,2398 | 0,1506 | 0,1181 | 0,0496 |
2. | 0,6848 | 0,3912 | 1,0 | 0,8155 | 0,5789 | 0,2039 | 0,2654 | 0,1667 | 0,1307 | 0,0549 |
3. | 1,0 | 0,0985 | 0,7954 | 0,4643 | 0,7443 | 0,0681 | 0,2608 | 0,0587 | - | 0,0123 |
4. | 1,0 | 0,2678 | 0,8540 | 0,4984 | 0,6308 | 0,0572 | 0,0642 | 0,0612 | - | 0,0110 |
5. | 4,91 | 7,04 | 13,36 | 12,05 | 5,32 | 3,52 | 3,13 | 2,85 | 2,63 | 1,0 |
6. | 1,0 | 2,51 | 1,86 | 2,06 | 1,28 | 2,41 | 1,65 | 2,39 | 2,81 | 2,54 |
7. | 0,974 | 0,755 | 0,785 | 1,0 | 0,812 | 0,670 | 0,878 | 0,543 | 0,383 | 0,414 |
8. | 0,559 | 0,3014 | 0,6475 | 1,0 | 0,6924 | 0,3931 | 0,2617 | 0,156 | 0,314 | 0,163 |
9. | 1,0 | 0,332 | 0,413 | 0,297 | 0,528 | 0,136 | 0,117 | 0,178 | - | 0,097 |
10. | 0,686 | 0,25 | 0,618 | 0,461 | 0,869 | 0,223 | 1,0 | - | - | 0,157 |
11. | 1,0 | 0,658 | 0,643 | 0,477 | 0,714 | 0,181 | 0,239 | - | - | 0,135 |
12. | 1,0 | 0,203 | 0,255 | 0,364 | 0,225 | 0,134 | 0,121 | - | - | 0,212 |
13. | 0,733 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,667 | 0,667 | 1,0 | - | - | 0,733 |
Рассчитаем рейтинговую оценку каждого сравниваемого предприятия по формуле:
j = √ (1- kij)2
Ранжируем предприятия по местам в порядке убывания показателя рейтинговой оценки.
Место | Предприятие | Рейтинговая оценка |
1-е 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е 10-е | Предприятие 3 Предприятие 4 Предприятие 2 Предприятие 5 Предприятие 1 Предприятие 6 Предприятие 7 Предприятие 8 Предприятие 10 Предприятие 9 | 12,45 11,19 6,56 4,52 3,97 3,81 3,19 3,18 3,18 2,88 |
Итак, мы определили по сравнительной комплексной рейтинговой оценке позиционирования предприятия на строительном рынке, что исследуемое предприятие занимает 5-е место среди приведенных конкурентов. На рисунке 3 показана доля исследованного предприятия, согласно его рейтинговой оценке: