Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике труда.
Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе.
В XVII–XIX вв. сформировались два
направления экономической
Основоположником первого направления был английский ученый У. Петти (1623–1687), который впервые сформулировал положение о том, что богатство народа создается во всех сферах материального производства и что труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать. У. Петти полагал, что в основе цены товара лежит количество труда, затраченного на его производство, или стоимость определенного количества земли. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный.
Науку о труде развил английский ученый А. Смит (1723–1790). В его произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержится положение о том, что богатство страны определяется продуктами материального производства. Их объем, в свою очередь, зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности труда в нем.
Производительным он считал
труд, который увеличивает стоимость
перерабатываемых материалов, превращая
их в предметы, предназначенные для
продажи; непроизводительным – труд,
связанный с услугами, которые
исчезают в самый момент их оказания.
Такой труд, по А. Смиту, ничего не добавляет
к стоимости, он не закрепляется и
не реализуется в отдельных
Основоположником теории
многофакторного воздействия на
цену товаров французским
В дальнейшем эту теорию обогатил
австрийский экономист и
Вклад в теорию внесли А. Маршалл (1842–1924) и Д. Кларк (1847–1938), а также основоположник маржинализма – теории предельной полезности, степень которой основывается на субъективной оценке товара конкретным человеком, а не количеством затраченного на его производство труда – Г. Госсен (1810–1858). Этой же точки зрения придерживались, развивая науку о труде, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, а также современные экономисты.
История человечества свидетельствует
о решающем значении труда в общественном
развитии человека: труд – первое и
основное условие всей жизни человека.
Воздействуя на окружающую среду
и изменяя ее, люди, побуждаемые
все возрастающими
Важное значение в социологии имеет выяснение функций, выполняемых человеком в процессе труда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности. Основные функции труда таковы:
а) создавать условия и средства жизни человека;
б) развивать человека как социальное существо, как личность;
в) приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности;
г) приносить удовлетворение (неудовлетворение) общением в процессе труда с другими людьми.
В зависимости от содержания труда различают следующие его виды.
1. Умственный и физический труд. Известно, что довольно трудно провести четкую границу между умственным и физическим трудом, поэтому правильнее говорить о преимущественно умственном и преимущественно физическим труде. Тем не менее умственный труд характеризуется способностью человека создавать в своем сознании прообраз потребительной стоимости, вырабатывать способы и методы ее создания и регулировать процесс производства, корректируя его в зависимости от меняющихся условий трудовой деятельности. Физический труд характеризуется затратами мышечной энергии человека.
2. Простой и сложный
труд. Простой труд — это труд
работника, не имеющего
3. Функциональный
и профессиональный труд. Функциональный
труд характеризуется
4. Репродуктивный
и творческий труд. Репродуктивный
труд отличается
В зависимости от характера труда различают:
1. Конкретный и
абстрактный труд. Конкретный труд
— это труд конкретного
2. Индивидуальный
и коллективный труд воплощают
в себе различные формы
3. Частный и общественный
труд. Частный труд всегда является
частью общественного труда,
4. Наемный труд и самонаем. Известно, что наемные работники составляют около 90% всего занятого населения страны. Наемный труд имеет место тогда, когда человек, не имеющий в собственности средств производства, будучи лично свободным, нанимается по трудовому договору (контракту) к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.
В зависимости от
результатов труда выделяют
1. Живой и прошлый
труд. Живой труд — это труд
работника, который
2. Производительный
и непроизводительный труд
Используемые в
трудовой деятельности
1. Рунной труд осуществляется либо полностью вручную, либо с использованием элементарных ручных орудий труда.
2. Механизированный
труд предполагает
3. Машинный труд
— преобразование предмета
4. Автоматизированный труд ставит перед работником задачу контроля за работой оборудования, которое, в свою очередь, полностью выполняет функции по преобразованию предмета без вмешательства человека.
По условиям труда
с различной степенью
1. Стационарный и
передвижной труд, обусловленный
спецификой технологического
2. Легкий, средней
тяжести и тяжелый труд. Такое
деление обусловлено
3. Свободный и
Различают виды
труда и по методам
1. Труд по внеэкономическому
принуждению, когда человек
2. Труд по экономическому
принуждению, чтобы заработать
необходимые средства к
3. Добровольный, свободный труд. Его характерной чертой является потребность человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества вне зависимости от суммы вознаграждения за труд.
Проводя анализ труда конкретного работника, необходимо учитывать, что его труд может быть включен в контекст сразу нескольких классификаций, что позволяет выделить его существенные признаки.
5. Каковы основные элементы общественной организации труда?
Для того чтобы трудовой процесс в масштабах общества состоялся, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
• появление средств производства,
• соединение рабочей силы со средствами производства,
• обеспечение рационального разделения и кооперации труда,
• наличие возможностей воспроизводства рабочей силы,
• распределение результатов труда между членами общества.
Перечисленные условия и являются основными элементами общественной организации труда. Конкретные формы и методы реализации каждого из элементов в процессе развития человеческого общества меняются, что и позволяет говорить о том или ином типе общественной организации труда.
Трудовой потенциал работника - это его возможная трудовая дееспособность, его ресурсные возможности в области труда. В ходе практической деятельности потенциальные возможности не всегда используются в полной мере.
Трудовой потенциал работника
не является величиной постоянной,
он непрерывно изменяется. Трудоспособность
человека и накапливаемые в процессе
трудовой деятельности созидательные
способности работника
Трудовой потенциал работника включает:
* психофизиологический потенциал -- способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;
* квалификационный потенциал -- объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;
* личностный потенциал -- уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал работника
зависит от степени взаимного
согласования в развитии психофизиологического,
квалификационного и
Трудовой потенциал
Трудовой потенциал