Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:07, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике труда.

Работа состоит из  1 файл

Что изучает экономика труда.docx

— 147.55 Кб (Скачать документ)

Уже само объединение работников в  единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект совместного (коллективного) труда. Превосходство  этой новой производительной силы над  суммой сил работников, действующих  индивидуально (разрозненно), наглядно проявилось на первых этапах широкого внедрения бригадного труда. Таким  образом, если совокупность физических и духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности, то социальная, т.е. "умноженная", производительная сила, возникающая  благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива.

 

  1. Трудовой потенциал страны и региона

Носителем трудового потенциала страны (или региона) являются трудовые ресурсы. Трудовой потенциал любой страны (или региона) определяется совокупной способностью ее трудовых ресурсов к  производству максимально возможного в данных условиях объема товаров  и услуг при высоком уровне конкурентоспособности национальной экономики. 

На величину трудового потенциала страны (или региона) большое влияние  оказывает трудовая миграция. Она  представляет собой передвижение трудоспособного  населения (мигрантов) через границы территории (страны, региона и т.п.), связанное с поиском работы, а также с несовпадением места жительства и места работы. 

 Качественные характеристики  трудового потенциала могут быть  раскрыты с помощью совокупности  демографических, медико-биологических,  профессионально-квалификационных, социальных, психологических, идейно-политических  и нравственных признаков. Мерой  качества трудового потенциала  страны и региона выступает  соответствие всех этих характеристик  совокупной рабочей силы постоянно  повышающимся требованиям современной  экономики. Качественные характеристики  совокупной рабочей силы определяют  уровень интеллекта, а также специфику  важнейших социальных черт членов  общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, творческой активности, мобильности,  организаторских способностей, гражданской  зрелости, нравственных качеств  и др.).

  1. Воспроизводство трудового потенциала. Его демографические аспекты.

Общей предпосылкой увеличения числа  работающих является рост численности населения. Народонаселение - это непрерывно возобновляющаяся совокупность людей. Для характеристики этих процессов применяют показатели естественного движения населения. 
   К абсолютным показателям естественного движения населения относятся: 
   - число родившихся в данной стране за год (Sрод); 
   - число умерших в данной стране за год (S); 
   - естественный прирост населения, рассчитываемый по формуле:

E = Sрод - Sум   

- число браков, заключенных в  данной стране за год (S6p), или число лиц, вступивших в брак (2 • S6p); 
   - число разводов (расторгнутых браков) в данной стране за год (Spaзв), или число лиц, расторгнувших брак (2 • Spaзв). 
   При анализе демографических процессов чаще всего используются относительные показатели естественного движения населения, к которым относятся общие, возрастные, частные и специальные коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, брачности и разводимости. 
   Общие коэффициенты естественного движения населения рассчитываются по одной и той же методологии: как отношение соответствующего абсолютного показателя к среднегодовой численности населения; выражаются в промилле и определяются по следующим формулам: 
   1. Коэффициент рождаемости: 

  

 где Крожд - число родившихся на 1 000 чел. среднегодового населения на данной территории; 
   S - среднегодовая численность населения, проживающего на территории данной страны. 
   2. Коэффициент смертности: 

  

 где Ксм - число умерших на данной территории на 1 000 чел. среднегодового населения. 
   3. Коэффициент естественного прироста:

 

4. Коэффициент брачности: 

  

 где Кбр - число лиц, вступивших в брак, на 1 000 чел. среднегодового населения на данной территории. 
   5. Коэффициент разводимости: 

  

 где Кразв - число разводов (или лиц, расторгших брак) на 1 000 чел. населения в среднем за год на данной территории.

 

  1. Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала  изучает процесс качественного  совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения  труда. С ее выдвижением связан настоящий  переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

 

1) выделение "капитальных", инвестиционных  аспектов в поведении агентов  на рынке труда; 

2) переход от текущих показателей  к показателям, охватывающим весь  жизненный цикл работников (таким,  как пожизненные заработки);

3) признание человеческого времени  в качестве ключевого экономического  ресурса.

 

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку  для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое. Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего -- в образование и производственную подготовку.

  1. Проблемы воспроизводства трудового потенциала РФ

С 13 из 14 стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтики) у РФ положительное  сальдо миграции, т.е. число приехавших из этих стран превышает число  уехавших в них из РФ. Беларусь - единственная страна, с которой у России отрицательное  сальдо миграции, т.е. из России в Беларусь уезжает больше людей, чем из Беларуси в Россию.  По всем существующим прогнозам, численность населения Российской Федерации в перспективе также будет сокращаться.  Сложившаяся ситуация актуализирует проблему охраны здоровья населения нашей страны. В странах - лидерах мировой экономики здоровье населения рассматривается как важнейшее условие реализации эффективной модели экономического роста. существуют серьезные трудности с трудоустройством специалистов с высшим профессиональным образованием при остро ощущающейся нехватке квалифицированных рабочих. 
   Крайне негативное влияние на перспективы развития экономики оказывает утечка мозгов из страны, приводящая к необратимым потерям интеллектуального потенциала нации. Поиск оптимальной модели реформирования системы образования продолжается. Это является важнейшим условием эффективного воспроизводства трудового потенциала в нашей стране, повышения конкурентоспособности российской экономики.

  1. Каковы основные направления развития системы образования в РФ?

В дошкольном образовании:

 

«- разработка и внедрение федерально-региональных стандартов и нормативов финансирования дошкольного образования;

 

- введение раздельного финансирования  дошкольного обучения (за счет  бюджетов соответствующих уровней  в пределах государственных стандартов) и содержания детей (в зависимости  от доходов на каждого члена  семьи);

 

- разработка нормативно-правовых  актов по стимулированию финансирования (или софинансирования) учреждений дошкольного образования предприятиями различных форм собственности» [2, с. 18].

 

В общем среднем образовании:

 

«- перевод общеобразовательных  учреждений на уровень субъектов  Федерации, с возможностью делегирования  местным властям части полномочий по содержанию общеобразовательных  школ;

 

- осуществление комплекса мер,  направленных на изменение социального  статуса учителя;

 

- получение общеобразовательными  школами статуса юридических  лиц;

 

- создание при общеобразовательных  школах попечительских советов;

 

- разработка стандартов содержания  общего образования;

 

- разработка федерально-региональных  нормативов финансирования общеобразовательных  учреждений;

 

- акцент в деятельности школы  на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового  образа жизни;

 

- широкое внедрение в общее  образование современных информационных  технологий обучения, в том числе  дистанционного» [2, с. 18-19].

 

В начальном и среднем профессиональном образовании:

 

«- пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования  в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных  потребностей общества;

 

- повышение роли субъектов Федерации  в определении структуры и  объемов подготовки рабочих и  специалистов среднего звена;

 

- разработка нового поколения  стандартов начального и среднего  профессионального образования;

 

- разработка нормативов финансирования  учреждений начального и среднего  профессионального образования;

 

- принятие нормативно-правовых  актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена на базе учреждений начального и среднего профессионального образования» [2, с. 19].

 

В высшем профессиональном образовании:

 

«- введение конкурсного распределения  государственного заказа на подготовку специалистов;

 

- разработка механизмов софинансирования высшего образования непосредственно гражданами - на основе государственных именных финансовых обязательств;

 

- разработка нового поколения  государственных стандартов высшего  образования с учетом современных  и перспективных потребностей  государства, общества, личности;

 

- повышение роли субъектов Российской  Федерации как в определении  структуры и объемов подготовки  специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

 

- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

 

- разработка новых, более жестких,  требований к аттестации и  аккредитации вузов, в первую  очередь - филиалов и негосударственных;

 

- введение государственных возвратных  субсидий или образовательных  кредитов для получения высшего  образования (частично или полностью  погашаемых государством при  работе выпускника по государственному  распределению);

 

- создание более справедливого  доступа к высшему образованию  на основе экспериментальной  отработки системы единых государственных  экзаменов» [2, с. 20].

 

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого  развития системы образования, для  чего необходимо решить следующие задачи:

 

«— обеспечение государственных  гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

 

— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального  образования;

 

— формирование в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

 

— повышение социального статуса  и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

 

— развитие образования как открытой государственно-общественной системы  на основе распределения ответственности  между субъектами образовательной  политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения»

  1. Рынок труда как подсистема социально-трудовых отношений

Рынок труда занимает важное место  в системе социальнотрудовых отношений, будучи одной из ее ключевых подсистем. Его сущность и роль в развитии рыночной экономической системы раскрываются через его функции.

   Рынок труда выполняет  следующие функции:

   - регулирование спроса и  предложения труда;

   - распределение рабочей  силы по территориям, сферам  и отраслям экономики, профессиям, видам и формам занятости, организациям (предприятиям, фирмам);

   - организация встречи работодателей  и наемных работников;

   - обеспечение конкуренции  на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;

   - распределение доходов  и заработной платы, установление  равновесных ставок заработной  платы;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"