Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа платежной информации. Значение этих правил, процедур, а так же систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы функционирования платежной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, принципы организации и участники платежной системы РФ…………………………………………………………………………….
1.2. Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы………………………………………………………….

Глава 2: Анализ современного состояния платежной системы РФ
2.1. Современное состояние национальной платежной системы РФ…………...
2.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной платежной системы………………………………………………………………...
2.3. Функционирование систем электронных денег как угроза экономической безопасности платежной системы………………………………………………...
Глава 3: Совершенствование обеспечения экономической безопасности платежной системы РФ
3.1. Направления совершенствования деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ……………………………………………………………………………………
3.2. Противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием национальной платежной системы…………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.70 Кб (Скачать документ)

Инспекционные проверки проводятся специалистами  целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными.

Эта система взаимодействия подразделений  отлаживалась в Банке России в  течение нескольких лет.

Соответственно этим целям следует  различать два общих объекта  инспектирования:

а) кредитная организация как  таковая;

б) системные связи кредитных  организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения;

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерских учет и отчетность.

Задачи совершенствования законодательной  и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами  корпоративного управления, банковского  регулирования и банковского  надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Условия деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ с определением правил надзора следующие:

1. Гарантирование безопасности  и эффективности. Деятельность  в области государственной политики  относится к гарантированию безопасности  и эффективности платежных систем  и, в частности, уменьшению  системного риска.

2. Надзор за платежной системой. Функцией центрального банка,  нацеленной на достижение эффективности  и безопасности платежных и  расчетных систем, является надзор («оверсайт»), или осуществление посредством мониторинга существующих и планируемых мер, их оценки на соответствие целям и политике и внесения необходимых изменений .

3. Обеспечение защиты финансовой  системы от «эффекта домино».  Задачей центрального банка является  бесперебойное функционирование  платежной системы и защита  финансовой системы от возможного  «эффекта домино», который может  произойти, когда один или несколько  участников платежной системы  сталкиваются с кредитными или  ликвидными проблемами .

4. Надзор за платежной системой  должен базироваться на критериях  экономической эффективности и  безопасности, направлен на использование  системы оценочных показателей.

В классическом варианте надзор включает два основных компонента:

1)  лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации.

2)  текущий контроль.

Таким образом основной целью дальнейшего развития экономической безопасности платежной системы, Центральный Банк РФ ставит усиление своей роли в экономике страны при обеспечении системной устойчивости и повышении качества предоставляемых услуг. Достижение указанной цели будет осуществляться по следующим направлениям:

1)  совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

2)  повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;

3)  развитие конкурентной среды и обеспечение транспарантности в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;

4)  укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

5)  повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях, банковских группах и банковских холдингах.

Центральный банк никогда не ставит перед собой задачу предотвратить  банкротство каждого отдельного банка, он отвечает за стабильность банковской системы в целом. Контроль за ликвидационными процедурами в банке обязательно должен производиться. Суды не могут обеспечить высокое качество такого контроля, так как не имеют в штате специалистов соответствующего профиля.

Участие Центрального банка в надзоре объективно необходимо. Поэтому отделение функции банковского надзора от Банка России нецелесообразно и, более того, вредно для недостаточно развитой национальной банковской системы. Этот вывод подтверждается теоретическими основами деятельности центральных банков, изучением практики банковского надзора в России и за рубежом, экономической безопасности национальной платежной системы, а также анализом деятельности тех государственных исполнительных органов власти, которые претендуют на выполнение дополнительных функций по осуществлению банковского надзора.

 

3.2. Противодействие преступлениям  и правонарушениям, совершаемым  с использованием национальной  платежной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ