Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа платежной информации. Значение этих правил, процедур, а так же систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.
Введение
Глава 1: Теоретические основы функционирования платежной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, принципы организации и участники платежной системы РФ…………………………………………………………………………….
1.2. Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы………………………………………………………….
Глава 2: Анализ современного состояния платежной системы РФ
2.1. Современное состояние национальной платежной системы РФ…………...
2.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной платежной системы………………………………………………………………...
2.3. Функционирование систем электронных денег как угроза экономической безопасности платежной системы………………………………………………...
Глава 3: Совершенствование обеспечения экономической безопасности платежной системы РФ
3.1. Направления совершенствования деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ……………………………………………………………………………………
3.2. Противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием национальной платежной системы…………………………….
Заключение
Список использованной литературы
9. Система
должна иметь объективные и
публично объявленные критерии
для участия в ней,
10. Процедуры
управления системой должны
Необходимо отметить, что любая платежная система может испытывать ряд рисков, в том числе:
- кредитный риск: риск того, что одна из сторон в системе не сможет полностью выполнить свои финансовые обязательства в системе на данный момент или на любой момент в будущем;
- ликвидный риск: риск того, что одна из сторон в системе будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем;
- юридический риск: риск того, что плохая юридическая база или правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
- операционный риск: риск того, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
- системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок. Такое нарушение может вызвать обширные ликвидные или кредитные проблемы и в итоге поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.
На мой взгляд, отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. Поэтому для снижения рисков платежных систем важно соблюдать определенные принципы их организации.
Но важнейшим фактором, обеспечивающим создание и функционирование современной системы расчетов, является все-таки наличие адекватной телекоммуникационной сети, способной обеспечить качественное и своевременное обслуживание информационных потоков платежной системы.
1.2 Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы
Термин
«Национальная платежная
В данном
документе национальная платежная
система определяется через совокупность
своих элементов, к которым относятся:
платежные инструменты, используемые
для инициирования и
В «Общем
руководстве по развитию национальной
платежной системы» указывается
на первостепенную роль четкого законодательного
регулирования вопросов национальной
платежной системы с
В документах
Комитета по платежным и расчетным
системам приводятся примеры стран,
в которых реализованы
С учетом этих тенденций Правительством Российской Федерации несколько лет назад была начата работа по подготовке законопроекта «О Национальной платежной системе». Работа велась Министерством финансов Российской Федерации в тесном сотрудничестве с Банком России, прежде всего в лице Департамента регулирования расчетов.
Платежная система Банка России и частные платежные системы действуют на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации, основными из которых являются ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
Необходимо
отметить, что данные законодательные
акты не устанавливают правила
Для создания
современной законодательной
Указанный Федеральный закон, а также Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон №162-ФЗ) реализуют рекомендации Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010 (протокол №16). Указанные рекомендации свидетельствуют о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.
В связи с этим Законы №161-ФЗ «О национальной платежной системе» и №162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе» устанавливают порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Кроме того, они регламентируют взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы.
Закон №162-ФЗ вносит изменения более чем в 20 федеральных законов. На стадии рассмотрения законопроекта предполагалось, что основная часть изменений затронет гл. 46 ГК РФ, посвященную расчетам. Однако при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе РФ данные поправки в Гражданский кодекс РФ были отклонены.
В Законе о банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного Закона была исключена ст.13.1, регулирующая осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем.
Существенно изменен Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В частности, он дополнен подробными нормами, описывающими полномочия Банка России в качестве оператора НПС и органа, осуществляющего надзор в сфере НПС.
Изменения в Бюджетный кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона №161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.
В Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона №161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).
Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи". Закон №162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с Законом №161-ФЗ.
Закон «О
национальной платежной системе» формирует
устойчивую основу дальнейшего развития
системы регулирования и
Актуальной
новацией данного закона является определение
критериев значимости платежных
систем с выделением системно значимых
и социально значимых систем. Такой
подход создает возможности
Благодаря принятию этого закона создаются условия для формирования механизмов раскрытия информации и распределения рисков между участниками платежной системы. Появляется возможность сделать качественный скачок в управлении рисками, возникающими у операторов услуг платежной инфраструктуры.
Обсуждаемый
закон формирует необходимые
законодательные предпосылки
Информация о работе Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ