Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа платежной информации. Значение этих правил, процедур, а так же систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы функционирования платежной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, принципы организации и участники платежной системы РФ…………………………………………………………………………….
1.2. Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы………………………………………………………….

Глава 2: Анализ современного состояния платежной системы РФ
2.1. Современное состояние национальной платежной системы РФ…………...
2.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной платежной системы………………………………………………………………...
2.3. Функционирование систем электронных денег как угроза экономической безопасности платежной системы………………………………………………...
Глава 3: Совершенствование обеспечения экономической безопасности платежной системы РФ
3.1. Направления совершенствования деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ……………………………………………………………………………………
3.2. Противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием национальной платежной системы…………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.70 Кб (Скачать документ)

9. Система  должна иметь объективные и  публично объявленные критерии  для участия в ней, обеспечивающие  справедливый и открытый доступ. Критерии доступа, стимулирующие  конкуренцию между участниками,  содействуют предоставлению эффективных  и дешевых платежных услуг.  Это преимущество, однако, следует  сопоставить с необходимостью  защиты системы и ее участников  от участия в системе институтов, которые могут подвергнуть ее  чрезмерному правовому, финансовому  или операционному рискам. Любые  ограничения доступа должны быть  объективными и основываться  на надлежащих критериях риска.  Все критерии доступа должны  быть формально утверждены и  раскрыты заинтересованным сторонам.

10. Процедуры  управления системой должны быть  эффективными, подотчетными и транспарантными.  Эффективное управление стимулирует  менеджеров действовать в интересах  системы, ее участников и более  широкой общественности. Оно также  гарантирует наличие у менеджеров  инструментов и возможностей  для достижения поставленных  целей. Механизмы управления должны  обеспечивать подотчетность перед  собственниками (например, перед акционерами  системы частного сектора) и  перед широким финансовым сообществом.  Институты, обслуживаемые платежной  системой, должны иметь возможность  влиять на ее общие цели  и функционирование. Существенным  аспектом достижения подотчетности  является прозрачность управленческих  механизмов, т.е. доступ всех заинтересованных  сторон к информации о решениях, воздействующих на функционирование  системы, и о механизмах их  принятия. Сочетание эффективного, подотчетного и прозрачного управления  является основой для соблюдения  всех принципов в целом. 

Необходимо  отметить, что любая платежная  система может испытывать ряд  рисков, в том числе:

- кредитный риск: риск того, что одна из сторон в системе не сможет полностью выполнить свои финансовые обязательства в системе на данный момент или на любой момент в будущем;

- ликвидный риск: риск того, что одна из сторон в системе будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем;

- юридический риск: риск того, что плохая юридическая база или правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;

- операционный риск: риск того, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;

- системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок. Такое нарушение может вызвать обширные ликвидные или кредитные проблемы и в итоге поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.

На мой  взгляд, отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным  последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной  системы. Поэтому для снижения рисков платежных систем важно соблюдать  определенные принципы их организации.

Но важнейшим  фактором, обеспечивающим создание и  функционирование современной системы  расчетов, является все-таки наличие адекватной телекоммуникационной сети, способной обеспечить качественное и своевременное обслуживание информационных потоков платежной системы.

 

 

1.2 Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы

Термин  «Национальная платежная система» лишь недавно начал входить в  нашу жизнь. Впервые он прозвучал  в документах Базельского комитета по платежным и расчетным системам (КПРС) только в 2006 году, в документе  под названием «Общее руководство  по развитию национальной платежной  системы» (Базель, январь 2006 года).

В данном документе национальная платежная  система определяется через совокупность своих элементов, к которым относятся: платежные инструменты, используемые для инициирования и направления  перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей  в финансовых учреждениях; платежные  инфраструктуры для использования  и клиринга платежных инструментов, обработки и передачи платежной  информации, а также перевода денежных средств между учреждениями-плательщиками  и получателями; финансовые учреждения, предоставляющие счета для осуществления платежей, платежные инструменты и услуги потребителям, а также предприятия и организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг по платежам для этих финансовых учреждений; рыночные соглашения, такие как договоренности, обязательные предписания и договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также их предоставлению и приобретению; законы, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными и регулирующими органами, которые определяют и регулируют механизм перевода платежей и рынки платежных услуг.

В «Общем руководстве по развитию национальной платежной системы» указывается  на первостепенную роль четкого законодательного регулирования вопросов национальной платежной системы с акцентированием  внимания именно на системных аспектах, что в традиционных системах регулирования  не находило достаточно четкого отражения. Мировой тенденцией последних лет, как уже отмечалось, является принятие специальных законодательных норм,  отражающих  системный подход к  вопросам регулирования платежей и  расчетов. Системный подход реализуется  либо путем инкорпорирования данных норм в уже сложившееся законодательство о центральном (национальном) банке  или о банках и банковской деятельности, либо путем принятия специального закона о платежной системе.

В документах Комитета по платежным и расчетным  системам приводятся примеры стран, в которых реализованы различные  варианты регулирования.

С учетом этих тенденций Правительством Российской Федерации несколько лет назад  была начата работа по подготовке законопроекта  «О Национальной платежной системе». Работа велась Министерством финансов Российской Федерации в тесном сотрудничестве с Банком России, прежде всего в  лице Департамента регулирования расчетов.

Платежная система Банка России и частные  платежные системы действуют  на основании Гражданского кодекса  Российской Федерации и федеральных  законов Российской Федерации, основными  из которых являются ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

Необходимо  отметить, что данные законодательные  акты не устанавливают правила функционирования платежных систем и ответственность  их участников. Правила проведения операций в различных платежных  системах определяются нормативными актами Банка России, ответственность участников расчетов регулируется договорами между участниками и операторами платежных  систем.

Для создания современной законодательной базы развития и совершенствования платежных  систем, отражающей мировые тенденции  их развития и новые возможности, открываемые информационными технологиями и средствами связи, Министерство финансов и Банк России совместно с другими  заинтересованными ведомствами, банковским сообществом и участниками платежных  систем разработали проект Федерального закона «О национальной платежной системе».

Указанный Федеральный закон, а также Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон №162-ФЗ) реализуют рекомендации Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010 (протокол №16). Указанные рекомендации свидетельствуют о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.

В связи с этим Законы №161-ФЗ «О национальной платежной системе» и  №162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе» устанавливают порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Кроме того, они регламентируют взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы.

Закон №162-ФЗ вносит изменения более чем в 20 федеральных законов. На стадии рассмотрения законопроекта предполагалось, что основная часть изменений затронет гл. 46 ГК РФ, посвященную расчетам. Однако при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе РФ данные поправки в Гражданский кодекс РФ были отклонены.

В Законе о банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного Закона была исключена ст.13.1, регулирующая осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем.

Существенно изменен Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В частности, он дополнен подробными нормами, описывающими полномочия Банка России в качестве оператора НПС и органа, осуществляющего надзор в сфере НПС.

Изменения в Бюджетный кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона №161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона №161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные  в Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи". Закон  №162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с Законом №161-ФЗ.

Закон «О национальной платежной системе» формирует  устойчивую основу дальнейшего развития  системы регулирования и методического  обеспечения  платежных услуг, инфраструктуры и деятельности участников платежной  системы. В законе впервые нашло  законодательное оформление понятие  «платежная система», определены требования к организации и функционированию платежных систем, к порядку проведения клиринга и расчетов в платежной  системе, к платежной инфраструктуре. В законе не только дается четкое определение  платежной инфраструктуры, но и раскрывается содержание  отдельных видов инфраструктурной деятельности – операционной, клиринговой  и расчетной и соответствующих  им услуг.

Актуальной  новацией данного закона является определение  критериев значимости платежных  систем с выделением системно значимых и социально значимых систем. Такой  подход создает возможности дополнительного  регулирования значимых платежных  систем с учетом их реальной роли в  экономике и степени риска. Очень  своевременны те положения закона, которые устанавливают  требования к функционированию на территории Российской Федерации трансграничных платежных  систем. Эти требования направлены на обеспечение необходимой степени  транспарантности и подконтрольности тех трансграничных платежных систем, которые соответствуют критериям значимых.

Благодаря принятию этого закона создаются  условия для формирования механизмов раскрытия информации и распределения  рисков между участниками платежной  системы. Появляется возможность сделать  качественный скачок в управлении рисками, возникающими у операторов услуг  платежной инфраструктуры.

Обсуждаемый закон формирует необходимые  законодательные предпосылки для  стандартизации национальной платежной  системы и модернизации платежных  инструментов. Назрела необходимость  совершенствования правил проведения платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.

Информация о работе Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ