Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа платежной информации. Значение этих правил, процедур, а так же систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы функционирования платежной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, принципы организации и участники платежной системы РФ…………………………………………………………………………….
1.2. Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы………………………………………………………….

Глава 2: Анализ современного состояния платежной системы РФ
2.1. Современное состояние национальной платежной системы РФ…………...
2.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной платежной системы………………………………………………………………...
2.3. Функционирование систем электронных денег как угроза экономической безопасности платежной системы………………………………………………...
Глава 3: Совершенствование обеспечения экономической безопасности платежной системы РФ
3.1. Направления совершенствования деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ……………………………………………………………………………………
3.2. Противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием национальной платежной системы…………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.70 Кб (Скачать документ)

Различают:

- двусторонний взаимозачет;

- многосторонний взаимозачет.

Процесс взаимозачета обязательств банков -участников клиринговой системы называется клиринговым сеансом. Они проводятся несколько раз в течение операционного дня  в заранее установленные часы  служат для определения промежуточных и итоговых сальдо каждого участника системы.

  Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается  непосредственно на центральный  банк государства. Работа платежной  системы тесно связана с реализацией  основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

- пользователя платежной системы, т.е. осуществлять свои собственные операции;

-  участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;

-   лица, предоставляющего платежные услуги;

- защитника государственных интересов, т.е. выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.

Банк России является также кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Роль  центральных банков в платежной системе государства и их задачи в соответствии с основными принципами следующие:

  1. Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам.
  2. Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет.
  3. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он не управляет, и иметь для этого возможности.
  4. Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

 Структура платежной системы России представлена на рис 1.

 рис.2

 

Система расчетов через расчетную сеть Банка  России в настоящее время является преобладающей в нашей стране, однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Поэтому все операции, связанные  с расчетами в иностранной  валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским  счетам кредитных организаций. Для  этого, как правило, применяют электронный  способ, который позволяет коммерческим банкам ускорить расчеты между собой. Коммерческие банки на основе прямых корреспондентских отношений могут  осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в  коммерческих банках соответствующих  государств. Такое право предоставляется  банкам, получившим генеральную, или  расширенную, лицензию.

 Межгосударственные расчеты между банками России и банками Содружества Независимых Государств (СНГ) осуществляются в основном через открываемые друг у друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

При расчетах наличными деньгами в  качестве платежного инструмента выступают  сами наличные деньги. Расчеты происходят непосредственно между плательщиком и получателем. Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдаче их из касс банка, зачислению на счета, инкассации, хранению и т. п. Центральный банк осуществляет выпуск наличных денег в обращение, устанавливает правила совершения операций с ними, прогнозирует потребность оборота, регулирует покупюрный состав налично-денежной массы и т. п. Обращение наличных денег происходит во внебанковском обороте, правила расчетов наличными деньгами по своей сути сводятся к правилам совершения кассовых операций.

При безналичных расчетах все платежи  совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию  в коммерческом банке открывается  расчетный или текущий счет, на котором хранятся его свободные  денежные средства. При осуществлении  безналичного платежа деньги должны списываться со счета плательщика  и зачисляться на счет получателя - другого предприятия. Если счета  плательщика и получателя находятся  в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств  по счетам. Если же их счета открыты  в разных банках, то средства переводятся  из одного банка в другой, т. е. осуществляются межбанковские расчеты. Для проведения расчетов между самостоятельными банками  используются корреспондентские счета.

Все участники  платежной системы выступают  в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств

Наличие эффективной платежной системы  способствует осуществлению контроля над денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. Эффективной платежной системе присущи определенные функции.

Платежная система включает три основных расчетных процесса:

  • инициирование платежа - процесс, при помощи которого хозяйствующий субъект поручает обслуживающему его банку перевести денежные средства другому хозяйствующему субъекту. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов;
  • процесс передачи и обмена платежными инструментами между банками - участниками платежной системы;
  • процесс расчета между банками-участниками, которые списывают (зачисляют) денежные средства со счетов своих клиентов.

Основные  принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным  системам, который действует в  рамках Базельского комитета по банковскому надзору. Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем (ссылка):

1. Система  должна иметь хорошо проработанную  правовую базу во всех соответствующих  юрисдикциях. Правовая среда согласно данному принципу включает общую правовую инфраструктуру соответствующей юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского дела, отношений должник - кредитор и банкротства), а также частные законы, прецедентное право, договоры (например, правила платежной системы) и другие соответствующие документы.

2. Правила  и процедуры системы должны  давать участникам четкое представление  о ее влиянии на каждый из  финансовых рисков, которые они  несут в силу участия в системе.  Участники, оператор системы и  другие вовлеченные стороны (в  некоторых случаях включая клиентов) должны четко осознавать финансовые  риски системы и где именно  они концентрируются. Важными  факторами, определяющими место  концентрации рисков, являются правила  и процедуры системы. Они должны  четко регулировать права и обязанности всех сторон, снабженных актуальным разъяснительным материалом. В частности, должны четко пониматься и разъясняться отношения между правилами системы и другими компонентами правовой среды. Ключевые правила, касающиеся финансовых рисков, должны быть доступны общественности.

3. Система  должна иметь четко определенные  процедуры управления кредитными  и ликвидными рисками, устанавливающие  соответствующую ответственность  оператора системы и ее участников  и содержащие надлежащие стимулы  для управления этими рисками  и из сдерживания. Правила и  процедуры платежных систем являются  не только базой для определения,  где именно система подвержена  кредитным рискам и рискам  нехватки ликвидности, но также  и для распределения обязанностей  по нейтрализации и управлению  рисками. Поэтому они являются  важным механизмом ограничения  финансовых рисков, которые могут  возникнуть в платежной системе,  и должны обеспечивать всем  сторонам стимулы и возможности  для управления и ограничения  каждого из своих рисков и  установления лимитов на максимальный  уровень кредитного риска каждого  участника. 

4. Система  должна обеспечивать быстрый  окончательный расчет в день  валютирования, предпочтительно  в течение дня или в крайнем случае на его конец. Данный принцип касается ежедневных расчетов в нормальных обстоятельствах. Между моментом, когда платежи принимаются платежной системой для расчета (включая любые проверки уровня риска, например, соблюдения лимитов на кредиты или наличия ликвидности), и моментом фактического произведения окончательного расчета участники могут подвергаться кредитному риску и риску нехватки ликвидности. При продлении до следующего дня (“овернайт”) эти риски увеличиваются частично потому, что наиболее подходящим временем для закрытия неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами является период между операционными днями. Ускорение окончательного расчета помогает ограничить эти риски. Минимальный стандарт требует проведения окончательного расчета к концу дня валютирования. Принцип касается расчета в намеченный день валютирования. Ничто в нем не мешает системе предложить механизм регистрации платежной операции ранее этого дня

5. Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет. Большинство систем многостороннего неттинга откладывают расчеты по обязательствам участников. Многосторонний неттинг может привести к тому, что при неспособности участника выполнить свои обязательства по расчетам другие участники в момент расчета столкнутся с неожиданным кредитным риском и риском нехватки ликвидности. Сумма под риском может значительно превышать чистую сумму, срок уплаты которой наступил. Риск тем больше, чем дольше откладывается расчет. Многие платежные системы, проводящие расчеты на нетто-основе, взяли на вооружение механизмы ограничения кредитного риска и риска нехватки ликвидности и обеспечения доступа к ликвидности в неблагоприятных обстоятельствах.

6. Используемые  для расчетов активы предпочтительно  должны быть требованиями к  центральному банку; если используются  другие активы, они должны нести  небольшой или нулевой кредитный  риск и небольшой или нулевой  риск нехватки ликвидности. Большинство  систем предполагают передачу  актива между участниками системы  для расчета по платежным обязательствам. Наиболее общепринятой и предпочтительной  формой такого актива является  остаток на счете в центральном  банке, представляющий требование  к центральному банку. Расчетный  актив должен приниматься всеми  участниками системы. Если используется  актив, отличный от требования  к центральному банку, безопасность  системы частично зависит от того, не накладывает ли этот актив на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности.

7.Система  должна обладать высокой степенью  безопасности и операционной  надежности и иметь запасные  процедуры для своевременного  завершения обработки данных  за день. Участники рынка зависят  от платежных систем при расчетах  по операциям на финансовых  рынках. Для обеспечения точности  и честности этих операций  система должна включать разумные  с коммерческой точки зрения  стандарты безопасности, отвечающие  стоимости проводимых операций. Эти стандарты повышаются с  развитием технологий. Для обеспечения  завершения ежедневной обработки  система должна поддерживать  высокий уровень операционной  эластичности. Для этого следует  располагать не только надежной  технологией и надлежащим дублированием  всего оборудования, программного  обеспечения и сетей, но и  эффективными операционными процедурами  и хорошо подготовленным и  компетентным персоналом, который  может обеспечить надежное и  эффективное управление системой  и соблюдение всех надлежащих  процедур. Вместе с качественной  технологией это поможет правильной  и быстрой обработке платежей  и соблюдению процедур управления  рисками, например, определенных  лимитов.

8. Средства  осуществления платежей, предлагаемые  системой, должны быть практичными  для пользователей и эффективными  для экономики. Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки  и их клиенты) и надзорные  органы одинаково заинтересованы  в эффективности системы. Они  стремятся избежать пустой траты  ресурсов и при прочих равных  факторах хотели бы использовать  меньше ресурсов. Обычно идет  поиск баланса между минимизацией  издержек и другими целями, например, максимальной безопасностью. В  рамках достижения этих целей  конструкция системы, включая  выбранную технологию, должна ориентироваться  на экономию издержек и практичное  расходование ресурсов в зависимости  от конкретных особенностей системы и с учетом последствий для экономики в целом.

Информация о работе Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ