Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа платежной информации. Значение этих правил, процедур, а так же систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы функционирования платежной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, принципы организации и участники платежной системы РФ…………………………………………………………………………….
1.2. Законодательное регулирование функционирования национальной платежной системы………………………………………………………….

Глава 2: Анализ современного состояния платежной системы РФ
2.1. Современное состояние национальной платежной системы РФ…………...
2.2. Факторы, влияющие на экономическую безопасность национальной платежной системы………………………………………………………………...
2.3. Функционирование систем электронных денег как угроза экономической безопасности платежной системы………………………………………………...
Глава 3: Совершенствование обеспечения экономической безопасности платежной системы РФ
3.1. Направления совершенствования деятельности Банка России по развитию и обеспечению экономической безопасности платежной системы РФ……………………………………………………………………………………
3.2. Противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым с использованием национальной платежной системы…………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 179.70 Кб (Скачать документ)

Целью совершенствования  должно быть повышение эффективности  обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближение  российских правил их проведения с  международными стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Современное состояние национальной  платежной системы РФ

За последние годы в платежной  системе Российской Федерации и  инфраструктурных организациях, функционирующих  на финансовом рынке, произошли существенные изменения, обусловленные активным развитием российской экономики, технологическими инновациями и реализацией государственных  инициатив.

Одной из таких инициатив стало  принятие в июне 2011 года Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о НПС), который является основой правового регулирования всех элементов платежной системы и, как следствие, важнейшим фактором повышения ее надежности. Платежные системы стали ключевой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики в качестве связующего звена между субъектами экономической деятельности, способствующего эффективному проведению денежно-кредитной политики, поддержке общественного доверия к национальной валюте как средству платежа и обеспечению устойчивости банковского сектора. С принятием Федерального закона о НПС и связанного с ним Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» законодательное регулирование национальной платежной системы выходит на принципиально новый уровень.

Данный аспект развития платежной  системы является ключевым фактором совершенствования состояния национальной платежной системы. Закон о НПС устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Основной целью законопроекта является создание правовых рамок, которые, во-первых, отвечали бы достигнутому уровню развития национальной платежной системы и, во-вторых, позволяли бы решать новые задачи.

Принятие данного федерального закона и соответствующих подзаконных  актов в условиях глобализации национальных и финансовых рынков, развития современных  технологий позволит реализовать следующие  необходимые мероприятия:

- уделить особое внимание разработке стандартов передачи платежной информации и обеспечению непрерывности обработки платежной информации на всех этапах перевода денежных средств, в том числе с участием иностранных банков;

- стимулировать развитие национальных и трансграничных платежных систем в направлении обеспечения операционной совместимости с международными платежными системами;

- совершенствовать систему управления рисками в платежных системах;

- обеспечить полномасштабную деятельность Банка России и иных государственных органов в области наблюдения и надзора в национальной платежной системе;

- обеспечить институциональное взаимодействие Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других ведомств по регулированию платежных систем, связанных с системами расчета по ценным бумагам, и осуществлению наблюдения и надзора в национальной платежной системе.

Законом о НПС вводится понятие  платежная услуга, разновидностями  которой являются услуга по переводу денежных средств, услуга по приему платежей и услуга почтового перевода денежных средств.

Услуги по переводу денежных средств  вправе оказывать операторы по переводу денежных средств (кредитные организации, Банк России, Внешэкономбанк) на основании  договоров, заключаемых с клиентами  и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых  форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ФЗ от 17 июля 1999 г. № 176 ФЗ «О почтовой связи»). При оказании услуг по переводу денежных средств кредитные организации также смогут взаимодействовать с небанковскими организациями (операторами связи, банковскими платежными агентами). Кроме того, за счет участия в платежных системах кредитные организации смогут оптимизировать издержки на осуществление переводов денежных средств.

Услуги по приему платежей, как  и прежде, вправе оказывать платежные  агенты на основании Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Вместе с тем усиливается контроль за использованием платежными агентами наличных денежных средств. Для этого предусматриваются специальные банковские счета, по которым должны будут переводиться принятые денежные средства, а контроль возлагается на налоговые органы Российской Федерации. В свою очередь, Банк России наделен полномочиями по мониторингу деятельности операторов по приему платежей, который будет проводиться путем сбора соответствующей информации.

Существенное внимание в Законе о НПС уделяется электронным  денежным средствам, который содержит «широкое» определение электронных  средств платежа, позволяя относить к ним все перспективные платежные инструменты. Клиенты получают большую степень информированности об условиях использования электронных средств платежа.

Кредитная организация будет обязана  предоставить клиенту до использования  платежной карты или иного  электронного средства платежа подробную  информацию об условиях его использования, включая ограничения и риски. По каждой совершенной операции банк будет обязан направить клиенту  уведомление. Если операция является несанкционированной, то клиент сможет заявить об этом в  банк и получить возмещение, если банк не докажет, что клиент нарушил порядок  использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение операции без согласия клиента - физического  лица. Бремя доказывания несет  в этом случае банк, что соответствует  практике законодательного регулирования  рынков платежных услуг развитых стран. Исключение составляет случай проведения операций по переводу электронных денежных средств с использованием электронных  средств платежа, не требующих идентификации (так называемых не персонифицированных электронных средств платежа).

Также Закон о НПС предоставляет  кредитным организациям дополнительные возможности для расширения сферы  безналичных расчетов. Кроме переводов  электронных денежных средств, это  прямое дебетование (широко распространенное в зарубежной практике), когда поставщик  регулярно выставляет требования на списание с банковского счета  плательщика за оказываемые ему  услуги, а банк плательщика осуществляет такие списания при наличии согласия плательщика. Это избавляет клиента  от необходимости стоять в очереди, а поставщикам позволяет ускорить получение платежей, особенно при  внедрении электронного документооборота. Закон о НПС эту возможность  обеспечивает.

В соответствии с Законом о НПС  Банком России будет осуществляться модернизация всей нормативной базы, регулирующей расчеты, что также  должно создать стимулы для расширения безналичного оборота.

На основании Закона о НПС  Банк России получил новые полномочия по надзору и наблюдению в национальной платежной системе. В действующей редакции Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» его полномочия в этом направлении ограничивались деятельностью кредитных организаций и не распространялись на платежные системы. В отношении них у Банка России надзорные полномочия отсутствовали. Все эти недостатки устранены в Законе о НПС.

В отличие от надзора в национальной платежной системе, который нацелен на обеспечение исполнения законодательных и нормативных требований, наблюдение в национальной платежной системе ориентировано на задачи развития, следования стандартам лучшей мировой и отечественной практики.

Осуществление функций Банком России в отношении платежных систем связано с предусмотренной Законом  о НПС регистрацией операторов платежных  систем. Организации, намеревающиеся стать  операторами платежных систем, обязаны  зарегистрироваться в Банке России после вступления в силу с июля 2012 г. норм Закона о НПС, регулирующих платежные системы, путем направления регистрационного заявления и документов, предусмотренных Законом о НПС. Зарегистрированные операторы будут включены в специальный реестр, который будет вести Банк России. Этот реестр будет общедоступным, т. е. каждое заинтересованное лицо сможет узнать, насколько легально действует та или иная платежная система.

Платежные системы, операторы которых  не зарегистрировались в Банке России, не смогут функционировать на территории Российской Федерации. По Закону о НПС  предусматривается направление  Банком России организациям, осуществляющим деятельность оператора платежной  системы, но не зарегистрированным в  Банке России, уведомлений о необходимости  такой регистрации.

Закон о НПС не содержит специальных  норм, посвященных международным (трансграничным) платежным системам. Такие платежные  системы при осуществлении в их рамках переводов денежных средств на территории Российской Федерации рассматриваются как подпадающие под российскую юрисдикцию. Для этого установлено требование о наличии на территории Российской Федерации юридического лица, выполняющего функции оператора платежной системы, с его регистрацией в Банке России. Такое юридическое лицо должно будет разработать правила платежной системы, соответствующие Закону о НПС. В соответствии с требованиями Закона о НПС резидентами Российской Федерации также должны быть клиринговые и расчетные центры. Операционные центры могут находиться на территории иностранных государств, но ответственность за их деятельность, например при ненадлежащем оказании операционных услуг участникам платежных систем, полностью возложена на операторов платежных систем.

Говоря о модернизации национальной платежной системы в целом, следует отметить, что согласно изменениям в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» цель деятельности Банка России по обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы теперь звучит как обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы. Это уточнение свидетельствует, что платежная сфера становится для Банка России такой же приоритетной, как и денежно-кредитная политика, банковское регулирование и надзор.

Стабильность и совершенствование национальной платежной системы будет обеспечиваться всем комплексом мер регулирования и контроля, предусмотренных новым законодательством о национальной платежной системе и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Банк России будет взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых также относятся вопросы национальной платежной системы (Минфин, Минэкономразвития, ФАС, Росфин-мониторинг, Минкомсвязи и др.), а также с зарубежными коллегами из центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах.

Развитие состояния современной  национальной платежной системы  является комплексным процессом, на который влияет целый ряд факторов. Международно-признанными считаются 14 руководящих принципов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных, сгруппированные по четырем направлениям:

1) роль банковской системы, включая  центральный банк;

2) эффективное планирование и  реализация проектов;

3) развитие институциональной структуры;

4) разработка надежной и эффективной  платежной инфраструктуры.

Первое направление - роль банковской системы, включая центральный банк - объединяет два принципа:

1) Сохранение за центральным  банком главной роли: в силу  общей ответственности центрального  банка за устойчивость национальной  валюты ему принадлежит главная  роль в развитии использования  денег в качестве эффективного  платежного средства.

2) Повышение роли устойчивой  банковской системы: доступные  конечным пользователям счета  для осуществления платежей, платежные  инструменты и услуги предоставляются  банками и другими аналогичными  финансовыми учреждениями, которые  конкурируют между собой, но  часто вынуждены действовать  совместно в качестве системы.

Второе направление - эффективное  планирование и реализация проектов - включает:

1) Осознание комплексности национальной  платежной системы: планирование  должно основываться на всестороннем  понимании всех ключевых элементов  национальной платежной системы  и главных факторов, влияющих  на ее развитие.

2) Концентрация внимания на потребностях: определение платежных потребностей  всех пользователей национальной  платежной системой, а также возможностей  экономики и действие исходя  из них.

Информация о работе Совершенствование экономической безопасности платежной системы РФ