Совершенствование стратегии стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 20:49, дипломная работа

Описание

В данной работе поставлена следующая цель: проведение анализа системы управления персоналом на предприятии, а также мотивации работников.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ...........................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНА-ЛА............................................................................................5
1.1. Роль и значение управления персоналом организации ..........................5
1.2. Новые подходы к управлению персоналом ..............................................9
1.3. Система управления персоналом предприятия ..................................15
1.4. Мотивационный комплекс трудовой деятельно-сти………………………24
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОАО «ТюменНИИгипро-газ»........................................................................................................32
2.1. Общая характеристика ОАО «ТюменНИИгипро-газ»..............................32
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ....33
2.3. Оценка эффективности системы мотивации персона-ла.........................47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ТюменНИИгипро-газ»…………………..55
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персона-лом……...…..55
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию мотивации персоналом ………………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................64
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................67

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

     2. Появление стратегического измерения  у управления человеческими ресурсами делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом,

     3. Ответственность за реализацию  более активной кадровой политики возлагается также и на линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений), а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.

     4. Происходит переориентация системы  кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.

     5. Если традиционно менеджер по  персоналу должен был стремиться  сэкономить на издержках, связанных  с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия и улучшение качества условий труда.

     6. Если в управлении персоналом все внимание сосредоточено исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими ресурсами акцент переносится на управленческий штат: именно компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной корпорации. [43, С. 27] 

     Технология  управления человеческими ресурсами  дает синергетический эффект, если в корпорации соблюдаются как минимум следующие условия:

     - относительно хорошо развита система адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров);

     - имеются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);

     - используются системы оплаты, построенные на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе и самими работниками) и (или) уровня профессиональной компетентности (знания, умения и навыки, которыми реально овладели работники);

     - поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;

     - применяется практика делегирования полномочий подчиненным;

     - функционирует разветвленная система организационной коммуникации, обеспечивающая двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.

     Поскольку управление человеческими ресурсами  складывалось в рамках парадигмы контрактации индивидуальной ответственности, то эта технология изначально противостояла коллективистическим подходам.

     Методы  вовлечения персонала (участие в  прибылях компании, передача акций работникам и т. п.), заимствуемые из арсенала управления человеческими ресурсами, нередко используются менеджерами в качестве более «мягких» форм интенсификации труда.

     В концепции управления человеческими  ресурсами менеджер по персоналу выступает как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля за соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации.

     Гуманистический подход к управлению персоналом. Развивающаяся и последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.

     При этом культура рассматривается сквозь призму соответствуют их эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общи остей.

     Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т. д.

     Уровень менеджмента с 80-х гг. XX в. по настоящее время предполагал, что объектом управленческой деятельности должны являться организационные культур различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т. д. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организацинно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

     Разные  культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением заимствованного социального опыта.

     Выделяют  следующие основные исторические типы организационных культур:

     - органическую;

     - предпринимательскую;

     - бюрократическую;

     - партиципативную.

     В ходе сложной трансформации в  зависимости от того, какой тип организационной культуры доминировал в корпорация, в кадровом менеджменте возникли четыре парадигмы управления персоналом:

     - доктрина научной организации труда - бюрократическая культура;

     - доктрина человеческих отношений - органическая культура;

     - доктрина контрактации индивидуальной ответственности - предпринимательская культура;

     - доктрина командного менеджмента - партиципативная культура.

     Генезис совместно-творческой деятельности сопровождался последовательной трансформацией организационных культур (бюрократической, органической и предпринимательской), на основе которых возникает партиципативная организационная культура, находящая воплощение в корпорациях принципиально нового типа: «глобальные корпорации», «научающиеся организации», которые характеризуются:

     1) организационной интеграцией (высшее  руководство и линейные руководители принимают разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами);

     2) высокого уровня ответственностью  всех работников корпораций, который подразумевает как идентификацию с базовыми ценностями, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной практической работе;

     3) функциональной (вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых контрактов) и структурной (адаптация к непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям) гибкостью организационно-кадрового потенциала;

     4) высокого качества работой и  ее результатов, условий труда: (рабочая обстановка, содержательность работы, удовлетворенность трудом), а также самой рабочей силы. [43, С. 30] 

1.3. Система  управления персоналом предприятия

     Система управления персоналом, т. е. систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей, включает в себя субъект управления и объект управления. Объект управления - множество исполнителей, обеспечивающих достижение цели. Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

     Персонал  - это стратегический фактор, определяющий будущее организации, ведь именно люди делают работу, подают идеи и позволяют фирме жить. Персонал - это прежде всего люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это важнейшая часть экономического и инновационного пространства предприятия. Объектом управления выступает персонал и отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в функционировании производственных систем, достижения целей организации. [8, С. 19] 

     Субъект управления - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей, Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. Субъект управления контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. Субъект управления, используя управляющее воздействие, направляет, корректирует действия объекта управления, получая информацию о результатах труда исполнителей посредством обратной связи. Управляющее воздействие может возникнуть только в том случае, если между субъектом управления и объект управления установлены отношения управления, т. е. налажены взаимодействие и отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность, которые позволяют одним вырабатывать управленческие команды, а другим - эти команды выполнять.

     Система управления персоналом включает следующие  основные элементы: 1 - группу специалистов аппарата управления; 2 - комплекс технических средств субъекта управления; 3 - информационную базу для управления персоналом; 4 - комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом; 5 - правовую базу и 6 - совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.

     Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

     Подсистема  линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют; руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

     Подсистема  планирования и маркетинга персонала  выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

     Подсистема  управления наймом и учетом персонала  осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.

     Подсистема  управления трудовыми отношениями  проводит; анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.

     Подсистема  обеспечения нормальных условий  труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.

Информация о работе Совершенствование стратегии стимулирования персонала