Совершенствование стратегии стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 20:49, дипломная работа

Описание

В данной работе поставлена следующая цель: проведение анализа системы управления персоналом на предприятии, а также мотивации работников.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ...........................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНА-ЛА............................................................................................5
1.1. Роль и значение управления персоналом организации ..........................5
1.2. Новые подходы к управлению персоналом ..............................................9
1.3. Система управления персоналом предприятия ..................................15
1.4. Мотивационный комплекс трудовой деятельно-сти………………………24
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОАО «ТюменНИИгипро-газ»........................................................................................................32
2.1. Общая характеристика ОАО «ТюменНИИгипро-газ»..............................32
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ....33
2.3. Оценка эффективности системы мотивации персона-ла.........................47
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ТюменНИИгипро-газ»…………………..55
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персона-лом……...…..55
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию мотивации персоналом ………………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................64
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................67

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

     Подсистема  управления развитием персонала  осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом. [8, С. 22] 

     Подсистема  управления мотивацией поведения персонала  выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

     Подсистема  управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования.

     Подсистема  развития организационной структуры  управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

     Кроме функциональных подсистем, система  управления персоналом содержит обеспечивающие подсистемы, основными из которых являются:

     Подсистема  правового обеспечения системы  управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

     Подсистема  информационного обеспечения системы  управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.

     Подсистема  технического обеспечения системы управления персоналом выполняет сбор, регистрацию, копирование, накопление, преобразование, передачу, хранение, обработку и отображение информации с помощью технических средств и средств оргтехники.

     Деление системы управления персоналом на подсистемы не является однозначным, но состав функций, выполняемых системой в целом, постоянен. В зависимости от размера и специализации организации меняется только трудоемкость их выполнения.

     Управление  персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений увольнений; повышение квалификации и переподготовка и др. [8, С. 24]

     В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации  необходимым числом работников, заинтересованно  выполняющих требуемые производственные функции, поддерживающих необходимое производственное поведение.

     Процесс управления персоналом в соответствии с вышеизложенными функциями можно представить в виде осуществления последовательных этапов. В работах различных авторов выработаны этапы управления персоналом, состав и содержание которых рассматривается в узком или широком смысле. Наиболее распространены в этом вопросе позиции Егоршина А.П. и Кибанова А.Я.

     В трактовке Егоршина А.П. управление персоналом организации рассматривается в более широком толковании и состоит из шести взаимосвязанных этапов (рис. 4).

     Кадровая  политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. В организации кадровая политика формируется советом директоров, правлением и директором организации.

     Подбор  персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. Подбор персонала должен включать в себя процедуры расчета потребности в персонале по категориям работников, нормативное описание профессиональных требований к рабочим и служащим, способы профессионального отбора кадров, а также общие принципы формирования резерва кадров на вакантные должности.

 
 
 
 
 

 
 

 

 
 
 
 

Рис. 4. Этапы управления персоналом по Егоршину А.П.

     Оценка  персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности. При замещении вакантной должности важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, жизненный и производственный опыт, социально-психологический тип личности, уровень общей культуры, состояние здоровья и работоспособности и ряд других характеристик. Оценка потенциала позволяет судить о перспективе применения способностей конкретного человека на определенной должности. Анализ соответствия работника занимаемой должности (аттестация) необходим по истечении определенного времени и возможен путем совместной оценки творческого потенциала и индивидуального вклада с учетом результатов труда.

     Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании организации. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учетом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, перемещение, понижение и выбытие) в зависимости от результатов оценки; определение сроков занятия должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего места; определение условий и оплаты труда.

     Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов - к рабочему месту и трудовому коллективу. Адаптация работников включает также ключевые элементы как критерии адаптации, организацию испытательного срока, адаптацию молодых специалистов, методы наставничества и консультирования, развитие человеческих ресурсов. Адаптация завершается вступлением сотрудников в должность на постоянную работу.

     Обучение  персонала предназначено для  обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления. Различают четыре вида обучения: подготовка рабочих и служащих в профессиональных училищах, техникумах и вузах, предусматривающая получение базовой специальности; повышение квалификации в учебных заведениях (центрах, школах, институтах), т.е. получение новых знаний по базовой специальности работника; переподготовка персонала для приобретения новой специальности; послевузовское профессиональное образование (магистратура, аспирантура, докторантура).

     Взаимодействие указанных видов обучения позволяет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника, своевременно регулировать соответствие между числом работников и профессионально-квалификационной структурой персонала.

     Итак, работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах организации.

     Другой  литературный источник под редакцией  Кибанова А.Я. рассматривает процесс управления более узко и включает  всего 4 этапа (рис. 5).

     Управление  персоналом по данному автору заключается  в кадровом планирование, маркетинге, найме и учета персонала, а также в  мотивации и стимулировании. Исходя из такого набора этапов управление персоналом и условиях, в которых осуществляется это процесс, формируется концепции управления персоналом в каждой конкретной организации.

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Этапы управления персоналом по Кибанову А.Я.

     Этапы управления персоналом по Кибанову А.Я., в отличие от первого автора, включают в себя мотивацию и стимулирование персонала. Данные этапы имеют большое значение в современных условиях при управлении персоналом.

     В качестве критериев в области эффективности управления персоналом, могут выступать: выполнение поставленных заданий при заданном качестве работы, снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев, карьерный рост и др. Показатели эффективности управления персоналом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели  эффективности управления персоналом

Направление анализа Показатели
Показатели  экономической эффективности Производительность  труда  Объем реализации на одного работника и его динамика
Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика
Улучшение качества продукции, услуг Количество  рекламаций и их динамика
Удельный  вес брака и его динамика
Издержки  на персонал Общие издержки фирмы на персонал за период
Доля  издержек на персонал в объеме и  ее динамика
Издержки  на одного работника и их динамика
Эффективность управленческих программ Затраты на отдельные  направления и программы деятельности служб управления персоналом в расчете на одного работника
Эффект  воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом
Показатели  социальной эффективности Социально-психологический  климат в коллективе Взаимоотношения с коллегами 
Взаимоотношения с руководством
Взаимоотношения с общественностью, клиентами
Соответствие  организационных и личных целей
Уровень удовлетворенности персонала Коэффициент обновления персонала и его динамика
Уровень выбытия 
Уровень конфликтности в коллективе
Количество жалоб от работников

     На  эффективность управления персоналом влияют экономическая эффективность, характеризующая достижение целей организации путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и социальная эффективности, характеризующей степень удовлетворения потребностей и интересов наемных работников.

Информация о работе Совершенствование стратегии стимулирования персонала