Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования коммерческого банка.
Предметом исследования дипломной работы является система по управлению риском потребительского кредитования в коммерческом банке и разработка рекомендаций по его снижению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решит следующие задачи:
выявить сущность и виды потребительского кредитования;
рассмотреть условия предоставления потребительского кредита и порядок заключения кредитного договора;
проанализировать современные тенденции и проблемы потребительского кредитования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ – ОСНОВНОЙ ВИД КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1. Сущность и виды потребительского кредитования
1.2. Условия потребительского кредитования и порядок заключения кредитного договора
1.3. Современные тенденции и проблемы российского потребительского кредитования
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «КЕДР»
2.1 Организационные и экономические аспекты деятельности исследуемого коммерческого банка
2.2 Анализ потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
2.3 Рекомендации, направленные на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ – ОСНОВНОЙ ВИД КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1. Сущность и виды потребительского кредитования
1.2. Условия потребительского кредитования и порядок заключения кредитного договора
1.3. Современные тенденции и проблемы российского потребительского кредитования
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «КЕДР»
2.1 Организационные и экономические аспекты деятельности исследуемого коммерческого банка
2.2 Анализ потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
2.3 Рекомендации, направленные на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создания условий для народнохозяйственного накопления.
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка Для экономики современной России имеет большое значение банковское кредитование, позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции. Обладая значительными позитивными качествами, банковское кредитование в современной экономике России не реализовало их еще в полной мере. Проблема в том, что процесс кредитования связан с действиями многообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему. Поэтому в условиях развития банковского кредитования предоставление ссуд банком заемщику необходимо изучить эти факторы, разработки системы показателей и совершенствования методов оценки кредитоспособности заемщика.
В первом десятилетии нового века потребительский кредит стал одной из основных статей доходов отечественных банков. Заметный рост объемов потребительского кредитования продолжался вплоть до 2008 года, когда его объем составил практически четвертую часть портфеля российской банковской системы. Однако в конце 2008 года эта положительная динамика резко сменилась отрицательной. Но уже в 2010 году снова наблюдался рост объемов потребительского кредитования.
С началом кризиса банки практически прекратили выдачу новых займов, стало очень сложно получить кредит наличными, кредит под залог любого имущества, ипотеку. Основным направлением деятельности банков стал возврат проблемных долгов и улучшение собственной ликвидности. При этом можно говорить, что банки не стеснялись в средствах по отношению к заемщикам, финансовое состояние которых ухудшилось в результате массовых сокращений, снижения уровня заработной платы и роста цен, которым стало значительно сложнее обслуживать валютные займы в результате падения курса рубля. Все мы помним случаи одностороннего повышения банками ставок по уже выданным кредитам, а также реструктуризации действующей задолженности со значительным повышением процентных ставок. Потребительский кредит традиционно рассматривается, как более рисковый способ размещения финансовых ресурсов. В то же время, практика показала, что именно юридические лица стали массово отказываться от долговых обязательств в условиях кризиса, в то время как население, по большей части, продолжало старательно обслуживать ссудную задолженность. Так, по результатам 2009 года просроченная задолженность физических лиц составляют только 24 процента в общем объеме просроченной задолженности. Для банков решение проблем ликвидности, естественным образом, обернулось резким снижением доходности.
Аккумулируя финансовые ресурсы, банки стремительно сокращали объем активов. В 2008 году, когда банковская система испытала основной удар кризиса, убыточными были 36 банков. Очевидно, что это стало следствием проводимой политики взаимоотношения с заемщиками, в том числе и с частным заемщикам. Сегодня, когда вопрос выживания стоит уже не так остро, банки вновь обратили внимание на розничное кредитование. Возобновляются многие ссудные программы, предлагаются такие популярные ранее банковские продукты, как быстрый потребительский, карточный, кредит наличными на неотложные нужды, кредит под залог имущества и другие. Однако, привлекая клиентов, финансовые учреждения сталкиваются с новой проблемой.
Дело в том, что сегодня население не спешит брать в долг. И причины этого, отнюдь, не в отсутствии потребности в заемных средствах. Наоборот, такая потребность даже увеличилась, однако люди, в результате жестких мер банков, попросту разуверились в доступности банковских ссуд. Очевидно, что одной из основных и непростых задач российских банков в ближайшее время будет возврат доверия не только вкладчиков, но и потенциальных заемщиков, для чего необходимо проявлять прозрачность и открытость, в отличие от политики докризисного и кризисного периодов. Всё выше сказанное и определило актуальность выбранной темы исследования.
Цель дипломной работы – разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования коммерческого банка.
Предметом исследования дипломной работы является система по управлению риском потребительского кредитования в коммерческом банке и разработка рекомендаций по его снижению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решит следующие задачи:
выявить сущность и виды потребительского кредитования;
рассмотреть условия предоставления потребительского кредита и порядок заключения кредитного договора;
проанализировать современные тенденции и проблемы потребительского кредитования;
изучить организационные и экономические деятельности исследуемого коммерческого банка и дать оценку его финансового состояния;
провести анализ потребительского кредитования ЗАО КБ «Кедр»;
изучить систему управления риском потребительского кредитования в исследуемом коммерческом банке;
разработать рекомендации совершенствования системы по управлению риском потребительского кредитования исследуемого коммерческого банка;
Объектом исследования является Закрытое акционерное общество Коммерческий банк «Кедр».
При написании дипломной работы использованы следующие методы исследования: вертикальный и горизонтальный, коэффициентный анализ, балансовый метод, методы статистического анализа и обработки информации, экономико-математическое моделирование. Проведение аналитических расчетов осуществлялось с использованием MS EXCEL.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений и рекомендаций, использование которых позволит коммерческому банку повысить эффективность деятельности коммерческого банка в сфере потребительского кредитования.
Информационной базой исследования являются финансовая отчетность Банка за 2009 – 2010 года, отечественная и переводная учебная и периодическая литература, материалы статистических сборников региональных и местных органов власти, а также федеральные законы и нормативно – правовые акты по указанной проблематике.
Структурно дипломная работа представлена следующими элементами: введением, основной частью, заключением. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования. Основная часть состоит из трех глав. В первой главе рассматривается характеристика кредитной деятельности коммерческого банка. Во второй главе проводится анализ финансового состояния Банка. В третьей главе представлены рекомендации по формированию кредитного портфеля коммерческого банка. В заключении сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения по результатам дипломной работы.
Потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитик даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития [20, c.65].
В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые по мнению аналитиков являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.
Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов
Достаточно дискуссионным остается вопрос о том, распространяются ли на отношения по потребительскому кредитованию нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». 25 октября 2007 г. к нему были приняты поправки. Одной из них предусматривается, что при предоставлении кредита информация об услугах, оказываемых потребителю, обязательно должна содержать сведения о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике ее погашения (п. 2 ст. 10 Закона). Таким образом, в Законе сформулирована норма, которая непосредственно распространяется на отношения по потребительскому кредитованию. Вместе с тем этой нормой регламентируются только информационные аспекты указанных правоотношений, их содержательная сторона по-прежнему во многом остается вне законодательного регулирования. Это не может не породить ряд проблем правового характера, без решения которых дальнейшее развитие потребительского кредитования будет затруднительным.
Одной из них является вопрос о полноте и способе (порядке) предоставления заемщику информации об условиях, на которых заключается договор потребительского кредита. Следует отметить, что этот вопрос имеет также большое экономическое и социально-психологическое значение [24, с.73].
В банковском сообществе давно сложилась практика «разбивать» эффективную (реальную) процентную ставку по потребительскому кредиту на две, а то и более составляющие. Это проценты за пользование денежными средствами, а также дополнительные платежи и комиссии как единовременного, так и периодического характера (единовременная плата за рассмотрение заявки на выдачу кредита, комиссия за выдачу кредита, комиссия за открытие ссудного счета, ежемесячная комиссия за ведение банковского текущего или ссудного счета и др.).
При составлении текстов типовых кредитных договоров банки активно используют ссылки на внутренние регулятивные документы кредитной организации, определяющие ряд существенных условий договора, таких, как меры ответственности заемщика за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, в том числе размер неустойки (штрафа, пени) и порядок ее расчета; право банка увеличивать размер уплачиваемых процентов, размер платежей заемщика в пользу третьих лиц по сопутствующим договорам и др.
Нет ничего удивительного в том, что банки, будучи коммерческими организациями, склонны перекладывать часть своих рисков на контрагентов, «пряча» невыгодные для последних условия в многостраничных документах, регулирующих порядок получения и возврата потребительского кредита. Формально такая практика может не противоречить российскому законодательству, но фактически по сути это способ введения в заблуждение заемщиков, приводящий к искаженному пониманию ими своих обязательств перед банком.
В этой связи представляет интерес зарубежный, в частности европейский, опыт регулирования отношений по потребительскому кредитованию. К примеру, действующая в ЕС Директива Европейского совета N 93/13/EEC от 5 апреля 1993 г. «О несправедливых условиях в потребительских договорах» устанавливает, что под «несправедливыми условиями» понимаются условия договора, которые не обсуждались индивидуально с потребителем и вызывают значительное несоответствие в правах и обязанностях сторон в ущерб потребителю. Установлено также, что «условие должно всегда рассматриваться как не обсуждаемое индивидуально, когда оно было составлено заранее, и поэтому потребитель не имел возможности повлиять на содержание условия, особенно в связи с заранее сформулированным стандартным договором»
Закономерным следствием недостаточного и несвоевременного информирования физических лиц об условиях получения и возврата кредитов, выдаваемых банками, стало увеличение числа заемщиков, которые оказываются неспособными погасить свою задолженность перед банком-кредитором.
Так, объем просроченной задолженности физических лиц на 1 октября 2010г. составил 97 млрд. руб., или 55% общей суммы просроченной задолженности в банках, а процент просроченной задолженности по кредитам физическим лицам — 3,33%, что почти в два с половиной раза выше среднего процента просроченной задолженности по всей массе банковских кредитов (1,37%).
В мировой практике принято считать, что критическим является уровень просроченной задолженности в 10%. Показательно, что в Южной Корее во время кризиса потребительского кредитования в 2009 г. уровень просрочки по официальным данным составлял 13,5%, а по экспертным оценкам около 30% [34, с.278].
Информация о работе Сущность и виды потребительского кредитования