Сущность и виды потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования коммерческого банка.
Предметом исследования дипломной работы является система по управлению риском потребительского кредитования в коммерческом банке и разработка рекомендаций по его снижению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решит следующие задачи:
 выявить сущность и виды потребительского кредитования;
 рассмотреть условия предоставления потребительского кредита и порядок заключения кредитного договора;
 проанализировать современные тенденции и проблемы потребительского кредитования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ – ОСНОВНОЙ ВИД КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1. Сущность и виды потребительского кредитования
1.2. Условия потребительского кредитования и порядок заключения кредитного договора
1.3. Современные тенденции и проблемы российского потребительского кредитования
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «КЕДР»
2.1 Организационные и экономические аспекты деятельности исследуемого коммерческого банка
2.2 Анализ потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
2.3 Рекомендации, направленные на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Кедр3.doc

— 813.50 Кб (Скачать документ)

Поэтому, следует отметить, что в текущий год банки будут сотрудничать далеко не с каждым клиентом, захотевшим взять потребительский кредит, а только с теми из них, кто будет способен гарантировать свою хорошую репутацию и финансовую дисциплину.

Не смотря на то, что рынок потребительского кредитования развивается в России быстрыми темпами, все же он характеризуется рядом проблем, которые становятся неким «камнем преткновения».

Так, в настоящее время в деятельности банков России существуют серьезные проблемы. Это связано с причинами финансового неблагополучия в банковской системе, которая зависит от общего состояния экономики государства, а также от недостатка необходимого опыта и подготовленных кадров для работы банков в условиях рыночных преобразований. Это проблемы,  которые мешают Российским банкам выделять отдельные виды кредитов, влияют  на рост части нежелательных кредитов (просроченных, безнадежных и т.д.), что, в свою очередь, ухудшает ликвидность и платежеспособность банков.

Основной проблемой Российского кредитования является невозможность и нежелание банков проводить долгосрочное кредитование, что связано с отсутствием кредитных ресурсов, а также с риском невозвращения кредитов.

Следующей проблемой считается получение многими гражданами зарплаты «в конвертах». Сокрытие полной суммы доходов уменьшает шансы на получение кредита. Зарплату, не отраженную в бухгалтерских документах, можно потратить, но ее нельзя представить банку как подтверждение вашей платежеспособности. Общеизвестно, что работодатели практикуют выплату жалованья “черной наличностью” не от хорошей жизни: к ведению двойной бухгалтерии их вынуждают прогрессирующие налоговые ставки.

Если сравнивать российский рынок потребительских кредитов и аналогичный рынок западных государств, то можно сделать вывод о сильном отставании нашей страны от зарубежного опыта. На Западе банки уже давно ведут базу кредитных историй. Накопленная за десятилетия информация снижает риски невозврата кредитов. А значит, данная база позволяет упростить процесс выдачи кредитов. Если риски банков снижаются, можно говорить и о снижении процентных ставок. В России хоть и создано бюро кредитных историй и даже его деятельность подтверждена соответствующим законодательством, должного развития этот аспект кредитования так и не получил. Исходя из этой причины, появляется еще одна проблема потребительского кредитования в РФ – слабое обеспечение кредитов и трудная реализация залога в случае невозврата займа.

На Западе и в Америке банки еще несколько лет назад настраивали своих заемщиков на долгосрочные отношения, предлагая им кредитные карты и займы на более крупные займы. В России этот опыт начинает только практиковаться. И до сих пор потребители не доверяют кредитам по овердрафту. А ведь долгосрочные отношения с банком могут гарантировать снижение процентных ставок на последующие кредиты [23, c. 301]

Одна из основных проблем при получении кредита – гарантии банку. Оформляя любой достаточно крупный кредит, вы неизбежно сталкиваетесь с проблемой залога. Им должен стать ваш дом, автомобиль, драгоценности, дорогая бытовая техника. Проблема состоит не столько в том, что далеко не всегда ценности, эквивалентные по стоимости требуемой сумме, найдутся у клиента, сколько в том, что в случае невозврата какой-то части суммы он теряет все.

Так, ни одна компания, занимающаяся жилищным кредитованием, не оформит полного отчуждения собственности на приобретаемые квартиру или дом до выплаты всей суммы кредита. А поскольку жилищный кредит – это явление весьма протяженное во времени, всегда есть опасность какого-либо форс-мажора: банкротства, закрытия кредитующей компании. Хотя такие моменты обычно оговариваются в договоре, отсутствие полных прав собственности до выплаты всей суммы кредита также чревато потерей приобретения и всех вложенных в него денег.

Риски банков заключаются в невозврате кредита, несоответствии стоимости залогового имущества объему кредита, низкой стабильности доходов населения в республике. По признаниям банкиров, при ощутимом росте объемов операций с частными лицами их беспокоит также отсутствие кредитных историй – документов, отражающих выплаты конкретного лица по предыдущим кредитам. Анализ этих данных во всем мире является обязательным атрибутом работы банков с физическими лицами.

Еще одной проблемой потребительских кредитов в России становится присутствие иностранных банков на рынке. С точки зрения заемщиков это условие обеспечивает разнообразие кредитных продуктов, а значит снижение процентных ставок. Однако для российских банков это грозит усиливающейся конкуренцией и всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.

В целом “обратная сторона” кредитного рынка говорит о том, что, несмотря на обширное предложение, он в России еще «сырой», не до конца структурированный и не вполне цивилизованный. Но мы видим, как идет его насыщение, ширится предложение, растет выбор. Появляются целые риэлторские компании, специализирующиеся только на продаже жилья в кредит. Страницы рекламных газет заполонены объявлениями о разного рода ссудах, ипотеке, финлизинге. Все это говорит о присутствии на рынке огромных денег, которые нуждаются в обороте.

Итак, не смотря на все вышеописанные проблемы, рынок потребительского кредитования в России продолжает развиваться и все благодаря большому спросу населения на данный вид займов и огромному интересу розничных сетей, которые понимают, что потребительский кредит – это один из способов увеличения прибыли.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ЗАО КБ «КЕДР»

2.1 Организационные и экономические аспекты деятельности
исследуемого коммерческого банка

ЗАО КБ «КЕДР» - коммерческий банк, созданный 19 лет назад в г. Красноярске. В 2010 году банк получил регистрацию в г. Москва, тем самым «КЕДР» стал банком федерального уровня. Банк является крупнейшим после главного конкурента Сбербанка РФ на территории Красноярского края и один из самых крупных в Сибирском федеральном округе. Банк КЕДР является учреждением, значимым в первую очередь для экономики Красноярского края. Диверсифицированная клиентская база Банк а позволяет вносить существенный вклад в развитии несырьевых секторов экономики края и других регионов присутствия Банка. Банк является участником федеральных и региональных программ по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.

ЗАО КБ «КЕДР» - универсальный банк, с большой сетью точек доставки услуг с обширной продуктовой линейкой для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса. Банк в любой экономической ситуации отстаивающий интересы своих клиентов и помогающий преумножению их собственного благосостояния, независимо от их значимости для банка. Численность кадров более 1500 тысяч человек. Банк также поддерживает развитие и повышение квалификацию своего персонала, принимает активное участие в трудоустройстве молодых специалистов, осуществлению федеральных и региональных социальных программ (пенсионное обеспечение, компенсационные выплаты, переселение с севера на юг и др. программы).

Закрытое акционерное общество коммерческий банк «Кедр» является кредитной организацией, созданной в результате преобразования (протокол общего собрания участников № 1/2008 от 28 июня 2008 г.) Общества с ограниченной ответственностью коммерческого банка «Кедр». Банк является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Уставный капитал банка составляет 80 667 975 рублей и разделен на 80 667 975 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Решение вопроса об увеличении уставного капитала банка путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением внесении в Устав банка положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с Федеральным законом « Об акционерных обществах» для принятия такого решения, или об изменении положений о объявленных акциях. За 19 лет КБ «Кедр» достиг уровня не только федерального, но и международного финансового рынка, открыв филиал в Греции. В настоящее время банк «Кедр» достаточно серьезно адаптирован к банковской системе Евросоюза, его гарантии принимаются на территории Европы. Собственная сеть банка представлена сегодня более чем в 40 городах Российской Федерации. Услугами ЗАО КБ «Кедр» пользуются в Красноярском крае, Москве, Приморском крае, Ростовской области, Краснодарском крае, Кемеровской области, республике Хакасия.

В настоящее время банк «Кедр» сотрудничает как с крупнейшими предприятиями страны, так и с предприятиями малого и среднего бизнеса, оказывает услуги государственным и коммерческим предприятиям и учреждениям, общественным организациям. Клиенты банка представляют все отрасли народного хозяйства. При этом банк не выстраивает приоритетность отраслей при обслуживании.

Банк имеет широкую сеть из 122 зарегистрированных офисов продаж, в том числе 12 филиалов в России и 1 в Греции. Среди банков Красноярского края занимает достаточно устойчивые конкурентные позиции. Претендует на статус универсального банка, оказывая широкий спектр услуг, как гражданам, так и юридическим лицам — кредитная организация обслуживает более 10 тысяч корпоративных, свыше 500 тысяч частных клиентов, количество выпущенных пластиковых карт превышает 300 тысяч.

Работая над достижением миссии, Банк стремится быть ведущим кредитным учреждением, одним из лучших российских банков, равноправным и уважаемым членом мирового банковского сообщества.

Основные задачи ЗАО КБ «Кедр» как кредитного учреждения заключаются:

•  в обеспечении своих партнеров высококачественным комплексным банковским обслуживанием на всей территории присутствия Банка;

•  в удовлетворении потребностей субъектов федерации, на территориях которых открыты отделения Банка, в кредитных и инвестиционных ресурсах;

•  в стремлении адаптировать услуги, оказываемые Банком, к нуждам каждого клиента и всемерно способствовать их росту и процветанию на принципах взаимовыгодного сотрудничества;

•  в создании разветвленной филиальной сети, позволяющей осуществлять высококачественное банковское обслуживание корпоративных и частных клиентов;

•  в создании отвечающей всем современным требованиям технологической инфраструктуры и поддержании высокого профессионального уровня сотрудников.

Для оценки финансового состояния банка необходимо проанализировать основные показатели деятельности банка — пассивы и активы на основании бухгалтерской отчетности (Приложение А, Б).

ЗАО КБ «КЕДР» демонстрировал увеличение темпов роста за период 2009-2011 гг., итог баланса пассивов увеличился в 1,11 раза (Приложение А).

Основные источники роста - средства клиентов (некредитных организаций), которые увеличились на 5,3 млн. руб., или в 1,4 раза; в том числе вклады физических лиц, рост которых в абсолютном выражении составил 4,7 млн. руб. По состоянию на 01.01.2011г. 80.7% пассивов Банка составляют средства клиентов (в т.ч. средства физических лиц- 57.7%), 5.5% - выпущенные долговые обязательства. Повысилась стабильность на рынке, также увеличилась доля клиентской базы, уменьшились средства Центрального банка, следовательно, у банка стабильная ресурсная база. Клиентская база представляет основной источник «внутреннего» финансирования, являясь условно постоянным источником ресурсов. Ее величина подвержена изменениям по причинам статистического, экономического и финансового характера — вариации числа клиентов и остатков на их счетах, состояния экономики, спроса на валюту, ценные бумаги, инвестиции и т.д. Также это объясняет увеличение доли средств, получаемых от клиентов, не являющихся кредитными организациями. В 2009 г., в период кризиса, показатель составил 12 531 916 рублей, тогда как по состоянию на 01.01.2011г. данный показатель увеличился в 2 раза и составил 20 291 335 тыс. рублей. Сокращение статьи баланса «Выпущенные долговые обязательства», что говорит о том, что банк имеет высокий показатель ликвидности.

Изменилась и структура активов исследуемого коммерческого банка.

На увеличение размера чистых активов Банка наибольшее влияние оказали: прирост по статье «Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи» (на 87,5) и «Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток» (на 35,5%),

В комплексе активных операций Банка преобладает кредитование. Удельный вес чистой ссудной задолженности, в том числе учтенные векселя в активах ЗАО КБ «КЕДР» составляет 70.6% на 01.01.2011г., процентные доходы в общих доходах Банка составляют 53.6%.

Чистая ссудная задолженность в течение трех лет выросла на 2 265 940 тыс. руб., что в процентах составляет 14,0%. Увеличение объема основных средств объясняется проведенной по итогам 2010 года переоценкой, увеличившей стоимость этой категории активов на 33 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.

Кредитный портфель, на четверть состоящий из потребительских ссуд, занимает 56% активов-нетто, портфель ценных бумаг — 8%. Основным источником ресурсов являются средства на текущих счетах и во вкладах частных лиц — 43% пассивов, на втором месте депозиты корпоративных клиентов — около 20%. Порядка 13% пассивов сформировано остатками на расчетных счетах юридических лиц.

Объем вложений в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости, за анализируемый период вырос на 202150тыс. руб., данное изменение связано как дополнительными финансовыми вложениями, так и с ростом рыночной стоимости данного актива. Портфель ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости, как и годом ранее, состоит из высоколиквидных долговых обязательств Российской Федерации. Портфель эмиссионных ценных бумаг достиг 832 246,4 (по сравнению с 276 737 тыс. руб. на 01.01.2010 г.). Из них ценные бумаги, удерживаемые до погашения, составляют 548 760 тыс. руб. или 66%, остальная часть приходятся на ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток (30,5%) и ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи (3,5%).

В 2010 г. вложения производились преимущественно в облигации Центрального Банка РФ и эмитентов, включенных в Ломбардный список Банка России.

В таблице 1 «Статьи доходов и расходов» приведены отдельные данные статей доходов и расходов по основной деятельности Банка за 2010г. - 2011г., на основании отчета о прибылях и убытках (Приложение В).

Таблица 1 - Статьи доходов и расходов

Наименование показателя

На 01.01.2010г., тыс. руб.

На 01.01.2011г., тыс. руб.

Прирост за 2010г.

тыс. руб.

%

Проценты полученные и аналогичные доходы

2 229 282

2 109 838

-119 444

-5.36

Проценты уплаченные и аналогичные расходы

1 448 297

1473 331

25 034

1.73

Чистые процентные доходы

780 985

636 507

-144 478

-18.50

Комиссионные доходы

597 868

635 583

37 715

6.31

Комиссионные расходы

48 063

49 667

1604

3.34

Чистый комиссионный доход

549 805

585 916

36 111

6.57

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

84 058

41 866

-42 192

-50.19

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-34 310

8 151

42 461-

-

Прочие операционные доходы

1 227 290

1 144 801

-82 489

-6.72

Изменение резервов

-405 024

-358 335

46 689

-11.53

Чистые доходы (расходы)

2 204 048

2 050 793

-153 255

-6.95

Операционные расходы, тыс. руб.

2 118 539

2 150 653

32 114

1.52

Прибыль (убыток) до налогообложения

85 509

-99 860

-185 369

216.78

Начисленные (уплаченные) налоги

83 870

66 095

-17 775

-21.19

Прибыль (убыток) после налогообложения

1639

-165 955

-167 594

-

Доходы, всего

4 104 699

3 931 113

-173 586

-4.23

Расходы, всего

3 614 899

3 673 651

58 752

1.63

Информация о работе Сущность и виды потребительского кредитования