Сущность и виды потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования коммерческого банка.
Предметом исследования дипломной работы является система по управлению риском потребительского кредитования в коммерческом банке и разработка рекомендаций по его снижению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решит следующие задачи:
 выявить сущность и виды потребительского кредитования;
 рассмотреть условия предоставления потребительского кредита и порядок заключения кредитного договора;
 проанализировать современные тенденции и проблемы потребительского кредитования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ – ОСНОВНОЙ ВИД КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1. Сущность и виды потребительского кредитования
1.2. Условия потребительского кредитования и порядок заключения кредитного договора
1.3. Современные тенденции и проблемы российского потребительского кредитования
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАО КБ «КЕДР»
2.1 Организационные и экономические аспекты деятельности исследуемого коммерческого банка
2.2 Анализ потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
2.3 Рекомендации, направленные на совершенствование системы по управлению риском потребительского кредитования ЗАО КБ «КЕДР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Кедр3.doc

— 813.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые банки предоставляют потребительские кредиты только после прохождения специального тестирования с помощью системы скоринга. Вопросы анкеты данной системы имеют общий характер, но обмануть эту систему невозможно. А попытка провести банк чревата попаданием в «черный список».

Оценка кредитоспособности заемщика предполагает, прежде всего,  использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники информации [47, с.99]:

     материала, полученного непосредственно от клиента;

     материала о клиенте, имеющемся в архиве банка;

     сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом.

Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги,  т.е. кредитные истории.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

Если заемщик подходит банку по всем выставленным условиям, банк заключает кредитный договор на выдачу потребительского кредита.

         Кредитный договор – соглашение, по которому банк или другая кредитная организация - кредитор обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере  и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

           По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.

Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

      вводная часть;

      общие положения;

      предмет договора;

      условия предоставления кредита;

      условия и порядок расчетов;

      права и обязанности сторон;

      прочие условия;

      юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

           Во вводной части отражаются официальные наименования сторон, указанные в свидетельствах о регистрации и выдаче лицензии. При заполнении следует обратить внимание на правильность их написания. Так же фиксируется дата и место подписания сделки.

            Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

            Первое условие: предмет договора. В нем фиксируется  договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

              Второе условие: сроки и цели кредита. В договоре фиксируется срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и процентов.

Срок кредита наступает на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.

         По срокам представления делятся [22, с.167]:

      краткосрочные (до 1 года);

      среднесрочные (от 1 до 5 лет);

      долгосрочные (свыше 5 лет).

Сроки получения и возврата кредита по договору могут начисляться с момента:

      заключения договора;

      перечисления денежных средств кредитором или заемщиком;

      поступление средств заемщику или кредитору.

В кредитном договоре должны быть четко определены даты получения и возврата кредита.

В случаях, когда срок возврата кредита договором  не установлен или не определен моментом востребования, суммы кредита возвращаются заемщиком в течение 30 дней со дня  предъявления кредитором требований об этом.

В кредитном договоре должна быть указана не одна цель, а несколько или общее направление использования кредита.

Третье условие:  ставки по кредиту. При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы, такие как: стоимость для банка привлеченных средств (депозитов и кредитов), надежность заемщика и степень риска, связанного со ссудой, расходы по оформлению и контролю за погашением кредита; характер отношений между кредитором и заемщиком и др.

Установка ставки по кредиту является одной из наиболее трудных задач. От уровня ставки зависит, возьмет ли заемщик  кредит или пойдет в другой банк. Ставка должна быть  на разумном уровне.

Существует ряд моделей установления ставки – это «стоимость плюс», «надбавки», «стоимость-выгодность» и др.

Например: «ставка плюс» осуществляется путем суммирования следующих компонентов [32, с.264]:

                       стоимость для банка привлеченных средств в целях кредитования заемщика;

                       банковские организационные расходы, в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления, стоимость оборудования и материалов, необходимых для предоставления кредита и контроля над его погашения;

                       маржа (компенсация банку) за уровень риска невыполнения обязательств;

                       ожидаемая прибыль по каждому кредиту.

Каждый указанный компонент может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита. Хотя недостаток этой модели, является предположение, что банк точно знает свои расходы и может установить ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов.

Единицей платы  за услуги банка, является годовой процент, т.е. сумма, которую заемщик обязан заплатить банку за пользование кредитом в течение года. Но кредит предоставляется на разное время. По этому на практике годовая процентная ставка делится на количество дней, месяцев, на которые предоставлен кредит. В договоре необходимо предусмотреть какое количество дней в году (360 или 365) или дней в месяце  будут приниматься во внимание при погашении процента за пользование кредитом.

  И, наконец, заключительной части договора необходимо указать реквизиты банка – кредитора и заемщика:

      полное наименование сторон;

      юридический адрес;

      почтовый адрес;

      телефон (факс, телефакс);

      банковские реквизиты сторон;

      идентификационный номер налогоплательщика;

       регистрационные реквизиты.

1.3. Современные тенденции и проблемы

российского потребительского кредитования

Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше, чем корпоративных. А это предъявляет совершенно другие требования к работе банка и его кредитных офицеров в плане скорости и технологичности.

Если корпоративный кредит можно сравнить со штучной уникальной работой, то потребительский кредит должен выпускаться массовой серией, для чего требуется коренным образом менять принципы рассмотрения и одобрения кредитных заявок. Для автоматизации процесса необходимо уменьшить до минимума человеческий фактор [46, с.25].

Последние исследования показали, что, не смотря ни на что потребительский кредит зачастую относится к наиболее прибыльным кредитам, которые может выдать банк. Но банковские услуги, нацеленные на потребителей, могут быть также одними из дорогостоящих и рискованных банковских услуг, так как финансовое положение отдельных лиц может быстро измениться вследствие болезни или потери работы.

В настоящее время потребительские ссуды предоставляются индивидуальным заемщикам разными коммерческими банками. При этом, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая стабильность, уровень официальной процентной ставки НБ РФ, инфляционные ожидания населения, покупательная способность тенге, ее стабильность, развитость валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.). Эти и многие другие факторы принимает во внимание банк при разработке своей кредитной политики, определяющей сроки кредитования, уровень взимаемых процентных ставок и другие условия кредитования.

Потребительское кредитование в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросло на сто шестьдесят процентов. Еще большая динамика роста ожидается в 2012 году. Активный рост потребительского кредитования обуславливается продолжением умеренного экономического роста страны и пересмотра банками-кредиторами модели управления рисками. Повышение платежеспособности населения способствует обостренному интересу западных инвесторов к кредитному сектору, поэтому ближайшие перспективы развития потребительского кредитования заключаются в притоке новых кредитных игроков на финансовый рынок страны. Большая конкуренция неизбежно приведет к снижению годовых процентных ставок в потребительском кредитовании.

Для потенциальных заемщиков в кредитном банковском продукте самой интересной составляющей является его конечная цена. Однако, несмотря на предпринятые законодательные меры, кредитные организации неохотно предоставляют заемщикам информацию об эффективной годовой процентной ставке [38, с.7].

Следует отметить, что с июля 2011 года вступили в силу изменения в инструкцию № 254-П Центрального Банка России, которые обязали банковские учреждения своевременно раскрывать заемщикам эффективную процентную ставку по кредитам.

Кредиторы опасаются, что раскрытие эффективной процентной ставки приведет к небольшим снижениям в темпе роста объемов выданных кредитов. Небольшой спад, возможно, продлится некоторое время, однако привычка покупать в кредит у отечественных заемщиков никуда не денется. Поэтому, даже увидев полную стоимость заемных средств, заемщики вряд ли откажутся от потребительских кредитов в дальнейшем.

Кредитные специалисты подтверждают, что сегодняшние годовые процентные ставки в сегменте потребительского кредитования весьма разнообразны. Диапазон варьируется от восемнадцати до двадцати процентов. Не секрет, что годовые процентные ставки чаще всего зависят от того, каким образом заемщик подтверждает свой основной (дополнительный) доход, от формы его трудоустройства, от срока кредитования и суммы кредита.

В ближайшее время ожидается среди кредитных учреждений острая конкуренция за добросовестного заемщика. Это будет касаться предложений для заемщиков по индивидуальным финансовым условиям, упрощению и быстроте оформления кредитных займов для определенной категории потребителей, в том числе активное развитие удаленных каналов банка (колл-центры, банкоматы, интернет-банкинг).

На кредитном рынке будут появляться банковские продукты, которые сориентированы на отдельные сегменты, интересные клиентам банка-кредитора, а также пакетные программы, сочетающие в своих предложениях одно решение кредитного продукта по сниженной цене с разнообразными дополнительными банковскими услугами и сервисами.

Иначе говоря, некоторые банки начинают потихоньку практиковать банковское предложение, которое заключается в улучшении условий потребительского кредитования единичных заемщиков за счет установления персональных процентных ставок и других условий кредитования в зависимости от того, к какой категории платежеспособности относится заемщик.

Исходя из этого, максимально выгодные условия будут предлагаться заемщикам с хорошей кредитной историей и высоким уровнем финансовой состоятельности.

Говоря о длительных перспективах, необходимо сказать о негативных моментах, которые оказывают негативное влияние на потребительский рынок кредитования. Имеется в виду тот настораживающий момент, что практически уже вся платежеспособная часть населения оформила потребительские кредиты. Однако эти факторы должны волновать кредитные учреждения. Для потенциальных заемщиком данная ситуация интересна тем, что некоторые банки будут вынуждены (для увеличения своих объемов по потребительским кредитам) снижать требования при оформлении и выдаче кредитов. Реальная угроза для банков заключается в этом случае в том, что данная тенденция может привести к повышенному росту безнадежных и проблемных кредитов.

В России пока нет действенной и эффективной системы по взысканию долгов, поэтому рост объема невозвращенных кредитов может стать для многих банков большой проблемой и принести ряду кредитных учреждений финансовые проблемы, замедляя при этом рост всего кредитного сегмента. Поэтому, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования очень неоднозначны. Для потенциальных заемщиков, с одной стороны, складывающаяся ситуация является наиболее приемлемой и удобной формой получения потребительского кредитования для приобретения необходимых товаров (услуг). Для банковского же сектора, с другой стороны, рост числа невозвращенных кредитов является сдерживающим фактором, замедляющий рост сегмента и влияющий на возможность общего очередного кризиса банковской системы [48, с.43].

Информация о работе Сущность и виды потребительского кредитования