Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:55, дипломная работа
Проблема развития малого и среднего бизнеса особенно актуальна для Калининградской области. Замкнутость региона повышает конкурентную борьбу среди организаций, находящихся в одинаковом сегменте рынка. А рыночные преобразования ставят принципиально новые проблемы и задачи перед всеми субъектами экономики и прежде всего в отношении формирования нормальной конкурентной среды. Конкуренция создает условия для развития более эффективных форм управления.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Конкуренция как объект управления
1.2 Анализ конкурентоспособности предприятия
1.3 Конкурентное преимущество как ключевой элемент стратегии предприятия
2. Аналитическая часть
2.1 Технико – экономическая характеристика ОАО «Постройка»
2.2 Анализ реализации продукции
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия
2.4 Анализ эффективности использования оборотных средств и материально – технического снабжения
2.5 Анализ организационной структуры ОАО «Постройка»
2.6 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и используемой системы оплаты труда
2.7 Анализ затрат
2.8 Анализ прибыли и рентабельности
2.9 Анализ экономической безопасности предприятия
3. Технологическая часть
3.1. Технологическая планировка группы магазинов ОАО «Постройка»
3.2. Торгово - технологический процесс в магазине
4. Охрана труда и техника безопасности
4.1 Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе труда
4.2 Характеристика инструктажа на рабочем месте
5. Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности группы магазинов ОАО «Постройка»
5.1 Основные направления улучшения конкурентных преимуществ
5.2 Расчет мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Постройка»
5.2.1 Оптимизация ассортимента и товарооборота
5.2.2 Внедрение новых видов продукции
5.2.3 Оптимизация организационной структуры предприятия
5.3 Планирование деятельности предприятия
5.4 Обоснование и расчет экономической эффективности и технико- экономических показателей дипломного проекта
Заключение
Список используемой литературы
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: качество продукции и услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; налоговая среда, в которой действует предприятие; доступность источников финансирования.
В свою очередь, составляющие и элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые необходимо рассматривать как сложные самостоятельные объекты управления. В самом общем виде связи факторов и элементов конкурентоспособности представлены на рис. 1.1.
Динамизм компании, т.е. ее способность к быстрому и масштабному маневру, с одной стороны, собственными ресурсами (включая персонал), структурой, построением бизнес-процессов, а с другой стороны, организацией партнерского взаимодействия – превращается в решающий фактор конкурентоспособности.
Рис. 1.1. Факторы, элементы и составляющие конкурентоспособности
1.2. Анализ конкурентоспособности предприятия.
Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: менеджеры предприятия, его конкуренты, инвесторы и т.д. Как правило, аналогичных объектов бывает представлено достаточно много (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем, исходя из выше представленного определения, можно применить понятие конкурентоспособности. Однако любой из объектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной и качественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся с так называемой сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название "уровень конкурентоспособности". Формирование цели исследования является первым и главным этапом проведения оценки. От его результатов зависит весь дальнейший ход анализа. Важно понимать, что неправильное определение цели проводимой оценки может дать не точные результаты исследования. Например, если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам. Если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, потребностях, удовлетворяемых данным изделием, уровне доходов потребителей предполагаемого сегмента рынка, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Оценка уровня конкурентоспособности любых объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей или стран.
В роли объектов оценки могут быть различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы государственной власти, инвесторы. Конкурентоспособность - самый универсальный показатель рыночного состояния любых объектов и может предоставлять полезную информацию почти всем участникам рынка.
Конкурентоспособность - показатель, который может использоваться во многих сферах жизнедеятельности. Но по своей сути он остается понятием экономическим, и наиболее правильное его применение - к экономическим объектам. На сегодня в литературе утвердилось мнение о трех наиболее укрупненных группах объектов оценки конкурентоспособности. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно условно подразделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия); мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм); макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран). Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, делятся на микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции); мезоуровневые (обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). Приведенное структурирование объектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это и помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения основных стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.
Основным направлением анализа микроконкурентоспособности являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно выяснить, какой из видов продукции (услуг) предпочтительнее для потребителей. Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные объекты рынка - предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. В конечном счете, оценка конкурентоспособности проводит потребитель. Из ряда аналогов он выбирает товар или услугу, которые в наибольшей степени удовлетворит его потребности при минимальных затратах. Анализ конкурентоспособности на микроуровне проводится и по некоторым другим параметрам, связанным с особенностями производства и потребления конкретного вида продукции. При этом принимаются во внимание (кроме отношения цены и качества аналогов продукции), в частности, условия поставки (время, форма платежа, вид транспортировки и прочее), а также наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании.
В процессе исследования конкурентоспособности объектов на микроуровне наиболее полную информацию предоставляет не выявление реального соотношения качества сравниваемых товаров, а выявление устойчивых связей между ценой различных товаров и их качеством. При ее решении чаще всего используются методы исследования, позволяющие не только установить эти связи, но и количественно их определить. Оценка микроконкурентоспособности может охватывать как конкретные товары и услуги, так и товарные группы.
Конкурентоспособность определяется по каждому конкретному объекту на конкурентном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической и тактической. На стадиях стратегического маркетинга формируются и постепенно уточняются прогнозные показатели уровня и нормативы стратегической конкурентоспособности, а после изготовления товара определяются методы и средства максимального использования конкурентных преимуществ готового объекта, т.е. реализуется тактическая конкурентоспособность.
Конкурентоспособность - это свойства объекта и его сервиса, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности, по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет возможность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Оценка уровня конкурентоспособности
различных объектов представляет собой
сложную работу, так как: во-первых,
в конкурентоспособности
Для оценки конкурентоспособности
сложных объектов массового производства
или дорогих и уникальных объектов
следует применять научные
Специфические принципы
оценки конкурентоспособности
Например, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации Фатхутдинов Р.А рекомендует оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.
Конкурентоспособность отрасли можно оценить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно оценить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.
Исходные данные должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:
Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.
В каждом конкретном случае варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособности, могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты.
Главные правила обеспечения сопоставимости разных вариантов управленческих решений в области оценки конкурентоспособности:
Технология решения проблемы и оценки конкурентоспособности объектов, сводится к ответам на ряд вопросов:
Методы обеспечения сопоставимости решений и ответ на перечисленные вопросы изложены в данной работе.
Этапы оценки конкурентоспособности объекта выглядят следующим образом:
Реальная
Конкурентоспособность товара - характеристика интегральная, она складывается из нескольких параметров:
Информация о работе Теории идеальных рынков капитала и структуры капитала