Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

 

Данные таблицы свидетельствуют, что в текущем году задолженность  АО «НБК» перед другими кредитными учреждениями уменьшилась на 101303 млн. тенге.

На данное изменение повлияло значительное уменьшение обязательств по займам и  вкладам стран, являющихся членами ОЭСР. Их суммарная величина уменьшилась  на 10870 млн. тенге или на 86%. Однако, их доля в составе задолженности, занимавшая в прошлом году 15,8% возросла  и составила 23%.

В текущем году наблюдается значительное снижение задолженности АО «НБК» по корсчетам кредитных учреждений. Корсчета кредитных учреждений  уменьшились с 40082 млн. тенге до 1185 млн. тенге, т.е.  на 38897 млн. тенге или на 97%. При этом их удельный вес  в структуре задолженности уменьшился с 23,2% до 1,7% в текущем году.

Наряду с ростом задолженности  банком были погашены обязательства  перед казахстанскими банками на сумму 37975 млн.тг. и перед прочими финансовыми учреждениями на сумму 521 млн.тг.

 

Рисунок 22 - Средства кредитных  учреждений за 2009 год в АО «НБК»

 

 

 

Рисунок 23 - Средства кредитных  учреждений за 2010 год в АО «НБК»

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА РК И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АО «НАРОДНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА»

 

3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»

 

Основой сбалансированного и качественного роста Группы Народного Банка в долгосрочном периоде будет достижение следующих стратегических целей:

- Укрепление статуса  надежного банка-партнера для  существующих и потенциальных  клиентов в розничном, корпоративном  и МСБ секторах;

- Высокое качество предоставляемых услуг и продуктов;

- Расширение набора  предоставляемых финансовых услуг,  в том числе через перекрестные  продажи продуктов небанковских  дочерних компаний (пенсионные продукты, страхование, лизинг, брокерские  услуги и управление активами);

- Развитие и улучшение  филиальной сети и иных каналов  предложения финансовых услуг;

достижение оптимального портфеля инвестиций в дочерние банковские организации в соседних странах;

- Совершенствование стандартов  риск-менеджмента и улучшение  операционной эффективности через  инвестиции в человеческие ресурсы  и информационные технологии;

- Увеличение акционерного  капитала Группы;

- Создание стратегического  партнерства с ведущей международной банковской организацией для дальнейшего улучшения стандартов ведения бизнеса и совершенствования качество и набора банковских продуктов.

В 2010 году Народный банк Казахстана был награжден специальным дипломом Правительства РК в номинации «Лучшее предприятие, оказывающее услуги» за вклад в развитие отечественной экономики, поддержку малого, среднего и крупного бизнеса. В непростом для финансового сектора 2010 году Народный банк Казахстана удостоился высоких наград от авторитетных международных финансовых изданий.

Только в течение 2010 года эффективная деятельность банка  была подтверждена признанием со стороны  пяти авторитетных международных деловых  изданий. Euromoney третий год подряд назвало  Народный банк «Лучшим банком в Казахстане», издательства Global Finance и Emeafinance присудили награды «Лучший банк в Казахстане в 2010 году», а издание The Asian Banker признало Народный банк «Лучшим розничным банком в Казахстане в 2009 году». В ноябре текущего года по версии международного издания BusinessNewEurope Народный банк признан лучшим банком в СНГ.

Главное событие года – досрочный возврат банком государственных денег. Сначала банк вернул в бюджет 60 миллиардов тенге, выделенных на поддержку корпоративного бизнеса в рамках антикризисной программы, а в октябре – еще 11,7 миллиарда тенге, предоставленные «Даму» для поддержки МСБ.

Сейчас, анализируя антикризисные  меры государства и объемы поддержки были очень своевременны и сыграли стабилизирующую, поддерживающую роль как для банковского сектора, так и для всей экономики в целом.

В 2009 году проблема внешних заимствований усугубилась кризисом внутренней ликвидности. В феврале-марте прошлого года банк не был уверен в том, сможет ли дальше выдавать кредиты. Антикризисная программа Правительства в определенной степени решила эту проблему. Государственные средства сыграли весомую роль в улучшении макроэкономической ситуации, что позволило банку больше кредитовать. Банк смог продолжить финансирование своих клиентов в корпоративном сегменте, МСБ, рознице, что способствовало завершению целого ряда проектов в производственном и строительном секторах.

Другим знаковым событием уходящего года стало посещение  Главой государства  нового головного  офиса в Алматы. Впервые за 85 лет  банк смог построить для себя такое  большое здание, где разместились весь центральный аппарат и вспомогательные службы, всего 1,5 тысячи человек.

Несмотря на кризис, банк продолжил освоение капиталовложений в развитие  филиальной сети и обеспечение материально-технической базы. С начала 2010 года были завершены строительство и ввод в эксплуатацию административных зданий Талдыкорганского регионального и Восточно-Казахстанского областного филиалов, а также реконструкция 29 региональных объектов. Среди них два Центра персонального сервиса в Алматинском областном филиале, 14 отделений Банка в Алматы, Астане, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областях, 13 районных управлений в Жезказгане, Талдыкоргане, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Мангистауской, Павлодарской, Акмолинской и Южно-Казахстанской областях. Было начато строительство новых зданий в Кызылорде и Костанае, и надеемся, что уже в начале следующего года они будут введены в эксплуатацию.

Для Халыка 2010 год был  достаточно спокойным: банк закрыл его с хорошей прибылью и растущими показателями. Свой «экватор кризиса» банк прошел еще в 2009 году. Если вспомнить его начало, то перед банком стояли 4 проблемы: достаточность капитала, дефицит ликвидности, погашение внешних долгов и ухудшение качества кредитного портфеля. Три первые проблемы для Халыка были решены уже в первом полугодии 2009 года. Значительно возросла ликвидность, и банк стал ее целенаправленно снижать, понижая ставки по депозитам. По своей инициативе банк досрочно погасил часть внешних займов.

В 2009 году размер крупной внешней задолженности банка сократился на 1,2 миллиарда долларов: с 2,7 миллиарда на 31 декабря 2008 года до 1,5 миллиарда долларов. В сентябре 2009 года банк погасил синдицированный заем в размере 300 миллионов долларов, в октябре – еврооблигации на сумму 200 миллионов долларов. А в октябре 2009 года банк по своей инициативе досрочно погасил два синдицированных займа на общую сумму 700 миллионов долларов со сроком погашения в течение 2010 года. Обязательства банка по евробондам составляют на текущий момент 1,5 миллиарда долларов. Из них 800 миллионов долларов со сроком погашения в 2013 году и 700 миллионов долларов в 2017 году. За весь кризисный период банк не нарушил ни одной ковенанты, и банк по-прежнему публичная компания, а акции банка торгуются на Лондонской бирже и показывают хороший рост.

У банка остается только вопрос по качеству портфеля, но и оно начинает улучшаться, проблемные займы снижаются. Причем просроченная задолженность снижается не потому, что прошла реструктуризация, а потому, что люди начинают постепенно гасить проблемные кредиты. В большинстве случаев по причине изменения экономической ситуации к лучшему: появилась или возобновилась работа, выросли доходы. Если в начале года просрочка по займам свыше 30 дней составляла порядка 19%, то сейчас около 18%. Однако, придерживаясь взвешенной консервативной политики, банк продолжает наращивать провизии по портфелю. И если в докризисный период ставка провизования составляла 6–8%, то сейчас этот показатель достиг 22%. Причем главный позитивный момент – темп роста провизий значительно снизился, происходит стабилизация. Банк ожидает, что в следующие два года по мере возврата проблемных займов пойдет процесс снижения провизий.

Банк также отмечает позитивные макроэкономические тенденции исходя из роста клиентского портфеля: стали больше брать кредитов и физические, и юридические лица.

Если говорить в общем, то главная «линия экватора» кризиса  для всего банковского сектора  была обозначена завершением реструктуризации трех отечественных банков. Именно этот процесс был в перекрестье интересов зарубежных инвесторов. Как только ситуация прояснилась, все основные рейтинговые агентства повысили суверенные рейтинги и изменили прогнозы в отношении казахстанского банковского сектора в сторону улучшения. Так, недавно Fitch подтвердило рейтинг Казахстана на уровне «BBB-» и изменило прогноз на «позитивный». А вслед за этим служба кредитных рейтингов Standard & Poor's изменила прогноз по рейтингам Народного банка на «стабильный», подтвердив кредитные рейтинги контрагента на уровне «B+» долгосрочный и «B» краткосрочный.

Приоритеты у банка на  2011 год прежние. Финансовая группа Народного банка по-прежнему остается универсальной, коммерческой, диверсифицированной группой, присутствующей во всех регионах Казахстана, объединяющей 13 дочерних компаний. Компании группы предлагают широкий спектр финансовых услуг (банковские услуги, пенсионные накопления, страхование, лизинг, брокерско-дилерские услуги, услуги по управлению активами) населению, представителям малого и среднего бизнеса, корпоративным клиентам. Дочерние компании банка являются безусловными лидерами в пенсионном и страховом секторах.

Одним из ключевых событий  следующего года станет возврат средств  фонду «Самрук-Казына», вложенных  в начале 2009 года в капитал банка. Эти средства банк надеется вернуть уже в первом квартале 2011 года.

Банк продолжит ранее  начатую работу над улучшением качества обслуживания. Ранее банк объявил 2010 год годом качества и сосредоточились на решении внутренних задач. Это было необходимо, поскольку у банка в разы выросло число клиентов, а годом ранее произошло сокращение персонала. В результате объемы работы, нагрузка на персонал резко возросли. В этих условиях банк сосредоточился не только на развитии инновационных технологий, внедрении новых услуг, развитии сервисов удаленного доступа, дистанционных каналов продаж, мобильного и интернет-банкинга, но и на улучшении сервиса.

Определенные положительные  сдвиги в улучшении качества обслуживания в подразделениях фронт-офиса уже  произошли, что подтверждается и результатами маркетинговых исследований.

 В рамках года  качества банк интенсивно решал эти задачи. Так, в течение года провел 4 волны программы «Таинственный покупатель». То есть проводилась анонимная проверка работы персонала по определенным критериям. На основании результатов проверки выставлялись оценки, в соответствии с которыми сотрудники поощрялись или наказывались, вплоть до увольнения. Программа была эффективной и четвертая волна показала наилучший результат. Банк продолжит эту работу и в наступающем году.

Целевые ориентиры банка на 2011 год это будет год роста и качества.

 

 

    1. Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК

 

В нашей стране с 1999 года, действует система обязательного коллективного гарантирования депозитов, объектами обязательного гарантирования депозитов являются обязательства банка-участника по возврату в случае его принудительной ликвидации депозитов физических лиц в тенге и иностранной валюте без начисленного по ним вознаграждения, находящихся на банковских счетах и удостоверенных договорами банковского счета и (или) банковского вклада и (или) вкладными документами.

Действующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а именно Законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» определены правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, права и обязанности ее участников.

В частности, определены объект обязательного коллективного гарантирования физических лиц, порядок и условия выплаты возмещения по депозитам, взаимоотношений банка-участника и его депозитора, полномочия организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов - АО «Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц» (далее- Фонд), порядок вступления, участия и исключения банков из системы гарантирования депозитов, порядок формирования резерва возмещения и уплаты взносов в Фонд, порядок выбора банка-агента и выплаты им возмещения по депозитам, обязательность участия в системе обязательного гарантирования депозитов для всех банков второго уровня, имеющих лицензию на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

Основными принципами системы  обязательного гарантирования депозитов являются:

  1. обязательность участия банков,    осуществляющих прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного гарантирования депозитов;
  2. обеспечение прозрачности системы обязательного гарантирования депозитов;
  3. снижение рисков, связанных с функционированием системы обязательного гарантирования депозитов;

4) накопительный характер формирования специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения.

В случае принудительной ликвидации банка-участника организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает депозиторам по гарантируемым депозитам гарантийное возмещение в сумме остатка по депозиту без начисленного по депозиту вознаграждения, но не более семисот тысяч тенге.

Вместе с тем, в случае открытия депозитором в банке-участнике нескольких гарантируемых депозитов, различных по видам и по валюте, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает по ним совокупное гарантийное возмещение в сумме, не превышающей семисот тысяч тенге.

При этом, основным источником финансирования системы страхования депозитов являются обязательные календарные, чрезвычайные и дополнительные взносы, уплачиваемые банками-участниками.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан