Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

Фонд гарантирования депозитов должен обеспечить свою способность оперативно выплачивать возмещение по гарантированным депозитам в случае несостоятельности банка. Недостаточное финансирование может приводить к ухудшению финансового состояния системы и порождать утрату доверия к ней. В качестве источников финансирования системы страхования депозитов могут выступать взносы банков-участников, финансовые ресурсы государства, Национального банка Республики Казахстан, заимствования на рынке, а также поступления от реализации активов ликвидируемых банков и от размещения временно свободных средств фонда гарантирования.

Основным источником финансирования являются, как правило, взносы банков - участников системы  гарантирования депозитов, так как именно банки и их клиенты выигрывают от страховой защиты депозитов. В связи с этим при установлении размера взносов, которые должны уплачиваться банками, необходимо оценить их влияние на финансовую устойчивость банковской системы, определиться с базой, к которой будет применяться установленная ставка взносов. Следует отметить, что использование в качестве базы общего размера обязательств может приводить к тому, что банки, ориентированные в большей мере на привлечение не подлежащих гарантированию депозитов, в этой ситуации будут платить непропорционально высокие взносы, что представляется несправедливым.

Системы, в которых  взносы, уплачиваемые банками, дифференцируются по степени риска, напротив, могут стимулировать проведение банками более взвешенной политики и повышение качества управления рисками. Вместе с тем введение такой системы взносов требует получения и обработки Фондом гарантирования депозитов значительного объема детальной информации о банках, разработки адекватных методик оценки рисков, которые берет на себя каждый из них, и индивидуального расчета размера взносов. При введении системы взносов, учитывающей риски, необходимо также оценить, насколько может ухудшить финансовое состояние банков, испытывающих определенные финансовые трудности, взимание с них повышенных взносов.

Важным вопросом, связанным с применением такой системы взносов, является вопрос о раскрытии информации об оценке рисков, ассоциирующихся с конкретными банками, или ограничении доступа к этой информации. Позитивные сдвиги на депозитном рынке физических лиц подтверждают, что население республики постепенно обретает уверенность в том, что вложенные в банк деньги, независимо от вида вклада, теперь гарантированны в размере, установленном нормами действующего законодательства.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» при принудительной ликвидации банка максимальный размер совокупного гарантийного возмещения по гарантируемым депозитам в одном банке-участнике Фонда составляет семьсот тысяч тенге.

Оставшаяся сумма вклада и начисленная сумма вознаграждения по депозитам физических лиц должны возвращаться ликвидационной комиссией Банка из ликвидационной массы, в порядке и очередности, установленных статьей 74-2 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

С момента создания Фонда его деятельность регулировалась Правилами обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан и Правилами функционирования системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц и участия в ней банков второго уровня Республики Казахстан, утвержденными Постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан. Теперь же, правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, участия в ней коммерческих банков, а также порядок деятельности Казахстанского фонда гарантирования депозитов закреплены и определены в законе.

Новый закон разработан на основе изучения и анализа мирового опыта и рекомендаций международных организаций в сфере страхования депозитов, их адаптации к отечественным условиям.

В соответствии с законом, с 1 января 2007 года максимальный размер гарантийного возмещения составляет 700 000 тенге на одного вкладчика. При определении указанного размера разработчики законопроекта руководствовались как рекомендациями Международного валютного фонда, в соответствии с которыми размер гарантийного возмещения должен варьировать в пределах 1-2 ВВП на душу населения, так и рекомендациями Международной ассоциации систем страхования депозитов, согласно которым количество вкладчиков, подлежащих возмещению в полном размере, должно быть около 80-90 %, а общая сумма, подлежащая возмещению системой гарантирования депозитов, должна составлять около 40% от всех депозитов физических лиц. Это обусловлено целями обеспечения эффективного исполнения системой гарантирования депозитов государственной задачи по защите социально уязвимых слоев населения и поддержания доверия к банковской системе со стороны не искушенных вкладчиков. Так, до введения закона максимальный размер гарантийного возмещения составлял 400 000 тенге, что позволяло выплачивать в полном размере около 35% всех депозитов в суммарном выражении. По оценкам Фонда, с введением нового размера гарантийного возмещения сумма возмещения, подлежащая выплате, составит порядка 42% в общей сумме депозитов всех физических лиц в банках-участниках [31].

До принятия закона в  Казахстане подлежали гарантированию все депозиты физических лиц, кроме:

1) срочных и условных вкладов размером 7 миллионов тенге (или их эквивалента в иностранной валюте) и выше,

2) вкладов первых руководителей банка и их близких родственников,

3) вкладов акционеров банка, владеющих 5% и более акций с правом голоса, и их близких родственников.

В соответствии с законом  гарантированию подлежат все депозиты физических лиц без исключения.

С 1 января 2007 года в случае принудительной ликвидации банка-участника СГД каждому вкладчику - физическому лицу Фонд выплатит гарантийное возмещение в сумме остатка по депозиту без начисленного вознаграждения, но не более 700 000 тенге.

В законе также определены задачи, функции, права и обязанности Фонда как организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов. Расширен список функций Фонда: помимо выплаты гарантийного возмещения, формирования специального резерва, управления собственными активами, ведения реестра банков-участников, законом определено участие Фонда в составе временной администрации, назначаемой в период консервации банка и отзыва лицензии на проведение всех банковских операций, а также в составе ликвидационной комиссии и комитета кредиторов принудительно ликвидируемого банка.

Внесены изменения в  порядок вступления банков в СГД: теперь банк становится участником системы автоматически при получении лицензии на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

В целях реализации норм указанного закона Фонд принимал участие в разработке следующих нормативных правовых актов:

  1. Правила проведения конкурса по выбору банка-агента и требования, предъявляемые к банку-агенту, утвержденные постановлением Правления АФН № 211 от 23 сентября 2006 года;
  2. Правила предоставления займов и размещения депозитов организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, в банке (ах)-участнике(ах), принимающем(их) обязательства по гарантируемым депозитам, 
    утвержденные постановлением Правления АФН № 210 от 23 сентября 2006 года;
  3. Правила определения размера и порядка уплаты обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов, утвержденные Решением Совета директоров Фонда от 08.11.2006 г.

Разработка системы  дифференцированных ставок.  В 2006 году Фонд завершил разработку методики установления дифференцированных ставок обязательных календарных взносов банков-участников. Система дифференцированных ставок была спроектирована в целях стимулирования сокращения общих рисков, поощрения принятия практических мер по улучшению рейтинга банками, введения большей справедливости в процесс уплаты взносов, а также в качестве одного из индикаторов для Фонда о потенциальном страховом случае. Методика основана на использовании лучшего мирового опыта, в то же время с учетом специфики местного финансового рынка. Разработка системы осуществлялась сотрудниками Фонда с участием консультантов международной аудиторской и консалтинговой компании «Deloitte & Touche Tohmatsu».

Для постепенного внедрения новой системы был определен переходный период - с июля 2006 года по март 2007 года. Так, с 1 июля 2006 года Фонд начал регулярное предоставление банкам-участникам информации по суммам баллов и ставкам на основе новой методики, что позволит банкам улучшить процедуры внутреннего контроля.

Уплачиваемые банками-участниками  взносы базируются на совокупной сумме гарантируемых депозитов физических лиц, размещённых на счетах в банках-участниках СГД на 1-ое число каждого отчётного квартала и рассчитываются в соответствии с «Правилами определения размера и порядка уплаты обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов», которые присваивают организациям-членам системы одну из 5 классификационных групп. Данная классификация по группам определяется, исходя из сопоставления 14 количественных и 3 качественных индикаторов. Количественные показатели основаны на измеримых характеристиках банков-участников, которые рассчитываются исходя из финансовой и регуляторной отчетности. Среди качественных показателей используются такие, как нарушение пруденциальных нормативов, ограниченные меры воздействия и санкции АФН, рейтинги международных рейтинговых агентств. Расчет окончательного, так называемого накопительного балла, производится на основе общих баллов за отчетный и шесть предыдущих периодов, умноженных на веса, обратно пропорциональным давности периодов.

Фондом были проведены  презентации и обсуждения предлагаемой методики с банками-членами Консультативного совета, а также официальная презентация системы дифференцированных ставок для банковского сектора, АФН и Национального Банка Казахстана с участием консультанта «Deloitte & Touche Tohmatsu» г-на Леона Блума, и ряд семинаров для банков с целью обучения их расчету коэффициентов. Фондом были разработаны и утверждены на Совете Директоров Фонда «Правила определения размера и порядка уплаты обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов банками участниками системы обязательного гарантирования депозитов».

В настоящее время сотрудниками Фонда осуществляется разработка базы данных и специализированного программного обеспечения по автоматизации расчета ставок взносов.

Генеральный директор Фонда  является Казначеем и Председателем  Комитета по финансам и планированию IADI, членом Исполнительного комитета, Исследовательского комитета. Фонд участвует в проводимых IADI исследованиях и разработках руководств по вопросам ликвидности СГД, эффективного взаимодействия участников системы финансовой безопасности, построения системы дифференцированных ставок, урегулирования проблемных банков и др.

В составе рабочей  группы по разработке Руководства «Условия и порядок эффективного функционирования различных типов страхователей депозитов» специалистами Фонда был разработан раздел по вопросам взаимоотношений между участниками системы финансовой безопасности (FSN), что является одной из важных составляющих эффективного функционирования системы гарантирования депозитов. Проведя исследования на основе мировой практики, Фондом были даны рекомендации по рациональному построению механизма сотрудничества страхователя депозитов и другими участниками в зависимости от типа страхователя депозитов: от системы «общей кассы» (pay-box) до системы, минимизирующей свои риски (risk-minimizing system). Вопросы взаимоотношений охватывали такие сферы, как обмен информацией между участниками FSN, распределение их полномочий и координация действий в случае несостоятельности либо банкротства банков, и др.

В течение года Фонд осуществлял активную работу по информированию населения о СГД. Данное направление деятельности Фонда нацелено на поддержание доверия населения к отечественному банковскому сектору, на повышение уровня знаний населения о СГД.

Депозиты банков в  какой-то мере служат одним из индикаторов состояния банков и в целом отражают не только уровень доверия к банковской системе, но и сигнализируют о реакции населения на экономическую ситуацию в стране.

Так, с августа 2007 года экономика Казахстана и банковская система стали ощущать на себе отдельные проявления начала мирового кризиса. Реакция депозитного рынка, особенно сегмента физических лиц, была традиционной – уход в валюту и частичный отзыв депозитов. За 2007 год вклады населения (с учетом счетов нерезидентов) в иностранной валюте выросли на 58,1%, в тенге – на 31%, тогда как в 2006 году ситуация была абсолютно противоположной, и темпы роста тенговых депозитов опережали валютные в три с половиной раза.

В целом же темпы роста  депозитной базы в 2007 году замедлились  до 26,4%, в 2006 году они составляли 86,1%. С августа по октябрь 2007 года депозитная база даже снижалась, однако к концу года снижение было полностью компенсировано ростом в ноябре-декабре. В 2008 году по мере углубления кризиса существенно замедлились темпы роста мировой экономики, на мировых товарных рынках резко снизились цены на углеводородное сырье и металлы, которые являются основой казахстанского экспорта. В этих условиях экономическая активность в Казахстане существенно замедлилась, снизилось производство в ряде отраслей, замедлился потребительский спрос, начались серьезные проблемы у банков.

Население отреагировало  адекватно, решив, что лучше держать  деньги при себе и лучше в валюте. С октября 2008 года стал явно наблюдаться  процесс оттока тенговых депозитов  и частичный переток из тенговых вкладов в валютные, а также значительно возросли объемы продаж наличной иностранной валюты. В октябре 2008 года объем нетто-операций по продаже наличных долларов обменными пунктами вплотную приблизился к отметке в миллиард долларов, в ноябре составил – 1,1 миллиарда, в декабре – 1,3 миллиарда долларов.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан