Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

В результате в 2008 году вклады населения (с учетом нерезидентов) выросли  только на 3,6% (в 2007 году рост составлял 40%), при этом вклады в иностранной  валюте за год увеличились на 15,3%, в национальной валюте – снизились на 3,5%.

В 2009 году мировая экономика  стала выходить из рецессии, улучшилась конъюнктура на мировых товарных и финансовых рынках, наметились позитивные тенденции в макроэкономическом развитии Казахстана, в том числе и в банковском секторе. Соответственно, в 2009 году ускорился темп роста вкладов населения в банках, которые с учетом счетов нерезидентов выросли на 29,1%, однако тенденции преобладания валютных сбережений сохранились. Вклады населения в иностранной валюте за 2009 год увеличились на 74,4%, в национальной валюте – снизились на 3,5%.

При этом здесь надо учитывать, что поскольку статистика по депозитам  ведется в тенге, с пересчетом валютной части по официальному курсу, то проведенная в феврале 2009 года девальвация тенге значительно увеличила объем депозитов в иностранной валюте.

В текущем году по мере улучшения состояния экономики  Казахстана и банковской системы  меняются приоритеты на депозитном рынке. Главным аспектом привлекательности  сбережений становится уровень доходности по вкладам, где более высокая процентная ставка вознаграждения по вкладам в тенге выступает основным стимулом. Определенное влияние на этот рынок оказывает и деятельность Казахстанского фонда гарантирования депозитов (кфгд) в части рекомендаций банкам – участникам системы гарантирования по вопросам размеров ставок вознаграждения по вкладам.

С 21 сентября 2009 года КФГД установил максимальные ставки вознаграждения по депозитам физических лиц, привлекаемым банками: в тенге – на уровне 11,5% годовых, в инвалюте – 8%. А с 1 апреля 2010 года ставки снизились уже до 10% и 7% соответственно. В этих условиях с начала текущего года тенговые депозиты населения стали активно расти, тогда как валютные – снижаться. В результате за январь – август 2010 года депозиты населения в тенге выросли на 31,6% до 1,1 триллиона тенге, вклады в иностранной валюте снизились на 9,7% до 989,4 миллиарда тенге.

В целом за восемь месяцев 2010 года вклады резидентов в депозитных организациях увеличились на 11,9%, составив 7,4 триллиона тенге. При этом депозиты небанковских юридических лиц выросли на 13,5%, физических лиц – на 7,9%.

Таким образом, резюмируя  все вышесказанное, можно прийти к однозначным выводам. Во-первых, на объем депозитов оказывает  влияние реакция населения на экономическую ситуацию в стране, которая в кризисный период времени выражается в замедлении роста депозитов, частичном их изъятии и увеличении валютной составляющей вкладов. Во-вторых, немаловажным является уровень ставок вознаграждения по вкладам, который при стабильной экономике и при отсутствии альтернативных источников приумножения капитала становится определяющим фактором при выборе валюты вклада.

Также нельзя не отметить и еще один важный момент, оказавший  прямое влияние на уровень доверия населения к банковскому сектору, – это увеличение суммы гарантирования по депозитам физических лиц от 700 тысяч тенге до 5 миллионов. Данная норма была законодательно утверждена в октябре 2008 года и будет действовать до 1 января 2012 года. В случае принудительной ликвидации банка – участника системы гарантирования депозитов в период действия данной нормы, КФГД обязан выплатить депозиторам – физическим лицам возмещение по гарантируемым депозитам в сумме остатка по депозиту без начисленного вознаграждения в размере пяти миллионов тенге.

Стабилизация ситуации в банковском секторе сопровождалась накоплением значительного резерва  ликвидности банками в инструментах Национального банка. Речь идет как  о депозитах, так и о краткосрочных  нотах и корреспондентских счетах. При этом вопрос аккумулирования избыточных резервов банков в Национальном банке стал актуальным во второй половине 2009 года. С целью снижения «привлекательности» размещения в инструментах Национального банка временно свободных средств банков и перенаправления их на кредитование реальной экономики были внесены изменения в некоторые инструменты денежно-кредитной политики. Так, в прошлом году Национальный банк увеличил сроки и снизил ставки вознаграждения по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам НБ РК. Тем не менее данные меры не способствовали в полной мере росту кредитной активности банков.

Проблемы банковского  кредитования связаны с сохраняющимися высокими микро- и макроэкономическими  рисками в Казахстане, с низким качеством ссудного портфеля банков, с дороговизной ресурсов для самих банков на международных рынках капитала. Поэтому процентные ставки по кредитам банков сохраняются на высоком уровне и остаются не приемлемыми для заемщиков. По мере улучшения качества ссудного портфеля банков следует ожидать и восстановление кредитной активности банковского сектора, снижение ставок по кредитам.

В настоящее время  решением проблем кредитования может  стать активная поддержка со стороны  государства или институтов развития, в том числе за счет субсидирования ставок, предоставления гарантий или поручительств и других мер. В 2010 году такие меры предусмотрены в рамках ряда важных программных документов, которыми определены пути дальнейшей политики государства по стимулированию развития экономики и финансового сектора Республики Казахстан на среднесрочный период. К ним относятся Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию, утвержденная Указом Президента № 958 от 19 марта текущего года, и Концепция развития финансового сектора в посткризисный период, утвержденная Указом Президента № 923 от 1 февраля 2010 года.

Согласно Закону РК от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты рк по вопросам устойчивости финансовой системы», в конце 2008 года была увеличена сумма гарантийного возмещения по депозитам физических лиц с 700 тысяч до 5 миллионов тенге. Она действует до 1 января 2012 года. Государство также финансово укрепило и сам фонд гарантирования депозитов. В частности, Национальный банк рк увеличил уставный капитал фонда в период с 2008 года по сегодняшний день примерно в 7 раз, с 16 до 110 миллиардов тенге. Кроме того, согласно принятой государством антикризисной программе, уставный капитал фонда будет увеличиваться ежегодно на 10% вплоть до 1 января 2012 года.

На 1 июля 2010 года количество депозитов населения размером до 5 миллионов тенге превышало 99% от совокупного количества всех депозитов  физических лиц, а в общей сумме  депозитов физических лиц данные депозиты составили порядка 44%. Таким образом, в настоящее время подавляющее большинство депозиторов – физических лиц в казахстанских банках находятся под полной гарантией фонда, что значительно укрепляет их доверие к банковской системе страны.

Во многом благодаря  этому за период с 1 октября 2008 года по 1 июля 2010 года совокупная сумма розничных  депозитов в банковской системе  Казахстана возросла на 35%, с 1,55 до 2,04 триллиона  тенге. Определенный отток депозитов  наблюдался только по незначительному количеству крупных вкладов, превышающих сумму гарантийного возмещения в 5 миллионов тенге, в ряде банков.

Кроме того, благодаря  установлению фондом предельных ставок вознаграждения по привлекаемым депозитам  физических лиц был минимизирован  риск привлечения банками дополнительной ликвидности в виде депозитов населения за счет установления чрезмерных процентных ставок вознаграждения. В настоящее время фонд наказывает банки за превышение предельных ставок вознаграждения по депозитам населения через дифференцированную систему определения ставок обязательных календарных взносов банков.

Банки, превышающие предельные ставки вознаграждения по депозитам  населения, набирают меньшие совокупные баллы в рамках этой системы и, следовательно, рискуют заплатить  большие календарные взносы, чем банки, не выходящие за рамки установленных предельных ставок вознаграждения. То есть, говоря просто, тем выше обязательный взнос банка в фонд, чем выше превышение им рекомендованной ставки. Во многом благодаря этой системе в настоящее время практически все банки – участники системы обязательного гарантирования депозитов, за редким исключением, выполняют нормы предельных ставок вознаграждения по депозитам населения.

По результатам последнего июльского опроса, во втором квартале 2010 года в реальном секторе экономики преобладали позитивные процессы, из которых можно выделить следующие. Впервые с четвертого квартала 2008 года произошел рост спроса на готовую продукцию (работы, услуги) опрошенных предприятий. А также снизилась доля предприятий, на хозяйственную деятельность которых негативно повлияло изменение курса тенге к доллару США, евро и российскому рублю. При этом наибольшую долю составляют предприятия, на деятельность которых не повлияло изменение курса тенге к данным валютам (по вышеназванным валютам таковых соответственно: 60,9%; 60,2% и 60,9%). Мы также отмечаем по итогам мониторинга, что повысилась деловая и инвестиционная активность участников опросов; продолжился умеренный рост цен на готовую продукцию; снизилась средняя процентная ставка по кредитам в инвалюте до 13,3%. Для сравнения – в 1-м квартале она составляла 13,6%.

Из негативных тенденций  следует отметить, что, несмотря на снижение, остаются относительно высокими: доля предприятий с низким уровнем  текущей ликвидности (37,7%); низкорентабельных и убыточных предприятий (26,2%); предприятий, не осуществлявших финансирование инвестиций (43,8%). А также темпы роста цен на сырье и материалы. Средняя процентная ставка по кредитам в тенге составила 15%.

В третьем квартале 2010 года предприятиями ожидаются увеличение спроса на готовую продукцию при умеренном росте цен на нее и замедление темпов роста цен на сырье и материалы, слабое укрепление курса тенге по отношению к доллару.

Риск-менеджмент появился на Западе в начале 90-х годов прошлого века как отдельное направление финансового и общего менеджмента, суть которого заключается в минимизации потерь от материализации различных рисков финансового и нефинансового характера. Что касается состояния риск-менеджмента, то даже на Западе, где он зародился на десятилетие-полтора раньше, чем у нас, говорить о совершенстве подходов и методов не приходится. Об этом свидетельствует течение последнего финансового кризиса, который привел к пересмотру существующих методов управления рисками. В частности, происходит смещение акцентов с выявления отдельных рисков к выявлению общего, композитного уровня риска.

Что касается риск-менеджмента  в казахстанском финансовом секторе, то он еще слишком молод для  каких-либо оценок. Однако совместными  усилиями регулятора и финансовых организаций процедуры риск-менеджмента были внедрены в казахстанском финансовом секторе, и в настоящее время происходит интенсивный процесс их совершенствования. Основной рекомендацией в данном случае будет усиление роли риск-менеджмента на институциональном уровне и адаптация продвинутых международных практик оценки рисков и управления ими.

В настоящее время  в развитых рыночных странах привлечением свободных денежных капиталов и  сбережений населения наряду с банками  занимаются и другие финансово- кредитные организации. Среди них наиболее длительную историю имеют так называемые парабанковские, или околобанковские, организации. К ним относятся, например, кредитные союзы, осуществляющие привлечение небольших сумм денежных сбережений и кредитно- расчетное обслуживание мелких вкладчиков; общества взаимного кредита, круг клиентов которых ограничен их пайщиками; кредитные кооперативы, кассы взаимопомощи, действующие в рамках определенной организации либо общины людей и т.д. Парабанковские организации выполняют операции по привлечению свободных денежных капиталов в формах, аналогичные банковским (открытие счетов, прием вкладов, депозитов и т.п.), только в значительно меньших масштабах. Наряду с ними появились и многочисленные новые небанковских кредитно - финансовые институты, которые, также как и банки, но в иных формах и специфическими методами, аккумулируют значительные суммы свободных денежных капиталов. К таким специализированным небанковским кредитно-финансовым институтам относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, трастовые компании, благотворительные фонды и т.д. Степень развития этих кредитно-финансовых институтов, составляющих в совокупности понятие кредитная система, в разных странах далеко неодинаковая, но все они конкурируют с коммерческими банками за привлечение ресурсов, оттягивая на себя определенную, с каждым годом возрастающую часть кредитных ресурсов. Таким образом, в современных условиях понятие «кредитные ресурсы» является более широким и общим по сравнению с понятием «банковские ресурсы».

В период господства социалистической экономики с характерными для  нее административными методами управления и централизованным планированием  подавляющая масса свободных  денежных средств предприятий и населения аккумулировалась кредитной системой, основу которой составляли государственные банки. Государственная банковская система на плановой основе формировала и использовала общегосударственный ссудный фонд в соответствии с ежегодно утверждаемыми кредитными планами. Теоретической и методологической основой управления общегосударственным ссудным фондом служила разработанная в трудах советских экономистов теория социалистического кредита как формы движения ссудного фонда общества.

Переход к рыночной экономике потребовал изменения подходов к формированию и использованию кредитных ресурсов, поскольку изменились и методы управления экономикой и сама структура кредитной системы. Наряду с банками появились другие финансово - кредитные организации, которые на рыночных принципах привлекают и в различных формах используют временно свободные капиталы и сбережения. С началом рыночных преобразований в постсоциалистических странах возник и стал развиваться рынок ценных бумаг, который является альтернативным банковской системе механизмом привлечения свободных денежных капиталов и их перераспределения посредством выпуска и обращения ценных бумаг.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан