Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

Однако в течение  всего переходного периода основной формой организации привлечения  и использования временно свободных денежных средств останутся банки.

Во-первых, банки как  особые институты финансового посредничества, существовали в этих странах на всех предыдущих этапах развития, хотя и  носили довольно специфический характер, в то время как институтов рынка  ценных бумаг в этих странах не было, как не было, по сути, и самих ценных бумаг с привносимой ими логикой рыночного поведения инвесторов.

Во-вторых, реформировать  существующую банковскую систему, включая  изменение подходов к управлению банками и банковскому менеджменту, гораздо проще, чем заново создать развитый и ликвидный рынок ценных бумаг, не имея ни опыта, ни исторических традиций его регулирования. Нельзя забывать и того, что степень развития и ликвидность рынка ценных бумаг, определяющие его возможности служить механизмом, при помощи которого будет эффективно осуществляться финансирование развития предприятий и экономики в целом, зависят от многих факторов (наличие институциональных инвесторов, предсказуемость и устойчивость макроэкономической политики, стабильность курса национальной валюты, доверие инвесторов, профессионализм андеррайтеров и финансовых консультантов и т.п.), которые формируются постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных начал.

В - третьих, в условиях характерной для всех развивающихся экономик информационной асимметрии, банки более, чем другие институты, способны обеспечить необходимый контроль за менеджерами, эффективное управление предприятиями и расширение их кредитования на основе разумного управления кредитными рисками. В переходных экономиках проблема контроля за менеджерами предприятий имеет исключительно важное значение, поскольку приватизация и ослабление государственного контроля привели к сосредоточению в руках менеджеров больших полномочий в отношении как стратегии развития, так и текущего руководства деятельностью. Контролируемое менеджерами предприятие, даже если оно потенциально эффективно, может подчиняться нерыночным критериям принятия решений. Например, привлекать займы для неоправданного расширения сферы своей деятельности, построения своего рода «промышленной империи» неэффективной с позиций рыночной конкуренции, либо производить за счет кредитов большие расходы на реализацию непроизводительных проектов (загородных баз отдыха, оздоровительных центров, стадионов и т.п.), повышать зарплаты и премии администрации без учета реального вклада в развитие бизнеса данного подразделения. Для преодоления подобного поведения менеджеров необходим институт внешнего контроля за деятельностью предприятий, в качестве которого могут выступать банки, предоставляющие кредиты и осуществляющие их расчетно - кассовое обслуживание. Банк, обслуживающий предприятие, имеет возможность проводить комплексный мониторинг его деятельности, на основе результатов которого он и будет принимать решение о предоставлении новых кредитов на развитие и реализацию различных инвестиционных проектов. Заботясь о возвратности выданных кредитов, банк предотвратит заведомо неэффективное расходование средств, ограничит возможности предприятий по реализации неокупаемых проектов и т.п. Следовательно, в странах с переходными экономиками роль банков и как кредиторов, и как институтов, осуществляющих общественный контроль за эффективным расходованием капиталов будет неизмеримо выше, чем в странах со стабильными экономиками. Для успешного выполнения своей миссии банки должны, с одной стороны, предложить современные и конкурентноспособные инструменты привлечения ресурсов на свои счета, а с другой -обеспечить рентабельное их размещение в различные виды активов.

Банковские ресурсы вплоть до утверждения в странах с переходной экономикой развитых, масштабных и ликвидных рынков ценных бумаг будут преобладающей формой аккумуляции кредитных ресурсов. Под банковскими ресурсами следует понимать привлеченные банками с помощью различных инструментов свободные денежные капиталы и сбережения, которые могут быть использованы для размещения в разнообразные виды финансовых активов. По источникам привлечения банковские ресурсы могут быть подразделены на собственные и заемные. Собственный капитал банка формируется на основе выпуска акций либо путем распределения долей среди участников банка. Заемные ресурсы формируются на основе разнообразных инструментов, как специфически банковских (депозиты, вклады, средства в расчетах), так и обычных финансовых (облигации, векселя, займы).

По формам привлечения  можно выделить ресурсы, привлеченные па банковские счета (расчетные, текущие, транзитные, депозитные, вкладные и  т.п.), и ресурсы, привлеченные на основе выпуска ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, сертификатов). Процессы секьюритизации, получившие развитие в последние годы в развитых рыночных странах, приводят к уменьшению доли средств, размещенных на банковских счетах, и к увеличению средств, привлеченных путем выпуска банками собственных ценных бумаг.

По срокам банковские ресурсы целесообразно разделить  на бессрочные (собственные средства банков), долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и ресурсы до востребования.

По принадлежности среди  банковских ресурсов можно выделить ресурсы, принадлежащие отдельным гражданам (частные вклады), частным предприятиям и фондам, государственным предприятиям, а также органам государственной власти (так называемые «бюджетные деньги»). Особую группу ресурсов составляют кредиты Центрального банка, предоставляемые коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Для стран с переходной экономикой, где в течение относительно длительного периода существуют предприятия разных форм собственности и происходят процессы приватизации и акционирования, выделение групп ресурсов по их принадлежности имеет существенное значение для управления процессами перераспределения ресурсов между секторами экономики и мониторинга общего состояния ресурсной базы. Для банковских систем этих стран характерно широкое кредитование Центральным банком национальных коммерческих банков путем выделения целевых централизованных кредитов, особенно в первые годы рыночных преобразований.

Основой формирования ресурсов любого банка является его собственный  капитал, т.е. капитал, принадлежащий  собственникам банка. Первоначально он формируется при создании банка, а затем постоянно увеличивается за счет получаемой банком прибыли. Собственный капитал это, по существу, чистые активы банка, т.е. активы, свободные от обязательств. Он олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров либо участников банка в случае его закрытия: если реализовать все активы банка - принадлежащие ему ценные бумаги, здания, оборудование и т.п. и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств банка перед третьими лицами (вкладчиками, кредиторами), то оставшаяся после этого сумма и будет тем фактическим собственным капиталом, на который могут претендовать акционеры (участники). Собственный капитал обеспечивает банку экономическую самостоятельность и стабильность функционирования.

Мировая банковская практика свидетельствует, что структура  ресурсной базы коммерческих банков, характеризуется незначительной долей  собственных средств, что соответствует  специфике банковской деятельности, заключающейся в выполнении посреднических функций. Преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства, которые формируются посредством открытие и ведение счетов юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов; привлечение во вклады денежных средств физических лиц; выпуск банком собственных долговых обязательств; привлечение кредитов и займов от других банков,

Основная стратегическая цель депозитной политики банка состоит  в том, чтобы сформировать такую  структуру ресурсов, которая обеспечивала бы банку возможность эффективного управления активными операциями, реализацию разработанной кредитной и инвестиционной политики. Способность банка привлекать на депозитные счета и во вклады средства физических и юридических лиц подтверждает его общественную значимость и является свидетельством выполнения возложенных на него функций. Показателями эффективности проводимой банком депозитной политики выступает стоимость привлеченных ресурсов и уровень издержек, связанных с их привлечением. Средняя стоимость привлеченных ресурсов не должна быть выше средней рыночной цены ресурсов на рынке. В противном случае банк неизбежно столкнется с проблемой низкой рентабельности своей деятельности и неоправданно больших потерь по кредитным операциям, поскольку для возмещения высокой стоимости привлеченных ресурсов он должен будет предоставлять кредиты по повышенным ставкам, что, как известно, чревато возрастанием кредитных рисков и большими потерями от невозврата кредитов. Издержки по формированию депозитной базы и управлению портфелем депозитов (затраты на маркетинг, индивидуальное обслуживание клиентов, эксклюзивное оборудование филиалов, дополнительный сервис и т.п.) должны быть сопоставимы с его доходами по текущей деятельности. Слишком высокие издержки могут обеспечить расширение депозитной базы на основе привлечения новых вкладчиков, но приведут к снижению текущей прибыли и рентабельности банка.

При разработке стратегии  управления ресурсной базой и  депозитной политики банков необходимо учитывать современные тенденции, определяющие перспективы развития депозитных операций банков. К основным из них можно отнести: расширение ассортимента услуг, возрастание конкуренции на банковских рынках, рост стоимости финансирования, активное внедрение новых информационных технологий, глобализация финансовых рынков. Эти тенденции, безусловно, оказывают свое влияние на деятельность казахстанских банков. Однако особенности исторического пути формирования банковской системы РК и переходный характер ее экономики обусловливают и некоторые специфические черты, присущие процессам аккумуляции банковских ресурсов, которые отражаются на депозитной политике банков.

Банкам в ближайшее  время для закрепления своих  позиций на рынке сбережений и  накоплений необходимо предпринять решительные меры по разработке новых видов услуг, связанных с привлечением на счета сбережений населения и свободных денежных средств предприятий и организаций. При корректировки своей депозитной политики в части создания новых банковских продуктов, банки должны исходить из того, что цель клиента как потребителя банковских услуг - приобрести набор этих услуг с определенными предпочтениями: получить максимальный процент по вкладу в банке со стоимостью обслуживания вклада не выше обозначенной, перевести средства из одного банка в другой с минимальными издержками и т.д. При таком подходе встает вопрос о характеристиках банковских услуг, предлагаемых потребителю. Важнейшими качественными характеристиками любой банковской услуги являются скорость и точность совершения операции, связанной с ее предоставлением. В свою очередь, и точность, и скорость операций определяются уровнем развития технологии банковского дела. При этом уровень технологии банковского дела напрямую зависит от уровня развития экономики и потенциала потребителей банковских услуг, в частности, уровня дохода. Однако нельзя не замечать и того факта, что достигнутый уровень банковских технологий не всегда используется эффективно. В отношении депозитных банковских услуг основная причина неэффективного использования существующий технологии - незнание и недостаток управленческих навыков. Потребитель может не знать, что определенные услуги обладают определенными характеристиками, или что определенные услуги могут быть использованы в определенной комбинации для того, чтобы получить требуемый ему набор характеристик. Работники банков не всегда обладают необходимыми навыками и информацией, чтобы максимально полно реализовать возможности, предоставляемые современными банковскими технологиями.

Расширение спектра предоставляемых банками депозитных услуг и дальнейший прогресс в части разнообразия характеристик вкладов и депозитов делают весьма актуальной проблему информирования потенциальных вкладчиков и клиентов о качественных и количественных характеристиках услуг, предоставляемых банками. Необходима регулярная публичная информация по таким вопросам, как виды вкладов, размер процентной ставки, условия пользования вкладами, капитализация процентов и др. Банки должны объединить свои усилия не только с целью предоставления максимально полной и объективной информации о себе и видах предоставляемых услуг, они должны своей деятельностью и рабой с общественностью пропагандировать новые банковские услуги, в своем роде «просвещать потребителя», чтобы уберечь его от недобросовестных участников рынка, от фирм с сомнительной репутацией, предлагающих услуги, аналогичные банковским и т.п. Это позволит укрепить доверие общества к банкам, избежать потери сбережений, снижения уровня благосостояния и накоплений предприятий, предотвратить возникновение социальной напряженности в обществе.

При решении вопроса  относительно цен на вкладные и депозитные услуги банки должны учитывать необходимость  обеспечивать достаточно высокие процентные доходы клиентам - для привлечения  и удержания вкладов. Но они должны избегать слишком высоких процентных ставок, которые могут поглотить прибыль, получаемую от привлеченных средств. При этом банки должны принимать во внимание, что изменение цен на депозиты не только увеличивает разницу между кредитными и депозитными ставками, но и влияет на состав и структуру вкладов которые, в свою очередь определяют стратегию развития и прибыль банка

С целью аккумуляции  свободных денежных средств населения  целесообразно выпускать обращающиеся на рынке сберегательные сертификаты, которые выполняли бы для их владельцев сберегательную функцию, а для банков служили бы в качестве источника долгосрочных кредитных ресурсов для финансирования инвестиционных программ реального сектора экономики. Формирование вторичного рынка сберегательных сертификатов и механизма их беспрепятственного обращения в наличные деньги позволило бы привлечь в банки денежные накопления, находящиеся на руках у граждан, расширить внутренние источники финансирования инвестиций, снизить уровень долларизации экономики. Установление конкурентных процентных ставок по сберегательным сертификатам способствовало бы предотвращению оттока сбережений населения за рубеж.

Ошибки и просчеты в проведении депозитной политики самого банка могут приводить к убыткам  по причине необоснованно высокой стоимости привлеченных ресурсов, больших затрат на их привлечение, несоответствия сроков привлечения ресурсов срокам их размещения и т.п. Риски пассивных операций реализуются в затруднениях с обеспечением активных операций ресурсами, например досрочном погашении ценных бумаг (векселей и сертификатов), досрочном изъятии вкладов населением, связанным с процентным риском. Для предупреждения риска пассивных операций банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между привлеченными и размещенными ресурсами. Степень риска депозитных операций, которые являются основной формой привлечения пассивов, зависит от таких факторов, как: концентрация депозитных операций банка на одном клиенте или группе взаимосвязанных клиентов, например, принадлежащих к какой - либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике и подверженной конъюнктурным изменениям; удельный вес депозитов, привлеченных от клиентов, характеризующихся наличием потенциальных финансовых проблем; концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, нетрадиционных сферах бизнеса по привлечению ресурсов, или введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение короткого периода; внесение частых или существенных изменений в политику банка по привлечению ресурсов и формированию портфеля депозитов; высокий удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов, недостаточно изученных банком.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан