Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

Для обеспечения надежности своей работы банку необходимо создать  систему управления рисками, связанными с формированием ресурсов, способную выявлять риски, измерять их величину, обеспечивать их мониторинг. Эта система должна содержать необходимые инструменты и процедуры реагирования на возникающие угрозы. Для минимизации риска при формировании и управлении банковскими ресурсами важно получить точные оценки относительной изменчивости цен рынков доходных финансовых инструментов.

Контролю в особом порядке должна подвергаться несбалансированная позиция по процентным ставкам как  в краткосрочной, так и особенно в долгосрочной перспективе. Необходимо учитывать влияние несбалансированной позиции на размеры прибыли и капитала банка. При этом контроль должен опираться на управленческие операционные системы. При выборе методов управления рисками основное внимание следует сосредоточить на лимитировании. Структура лимитов должна обеспечить четкие параметры влияния рисков на прибыль и стоимость капитала в рамках выбранных определенных и обоснованных сценариев.

Принципы построения национальной системы гарантирования вкладов должны определяться особенностями современной социально-экономической ситуации и требованиями создания системы в кратчайшие сроки. Естественной задачей национальной системы страхования депозитов должно явиться публичное признание государством или организацией, которой государство делегирует свои полномочия, обязательств по обеспечению сохранности денежных средств в банках, имеющих государственные лицензии на осуществление банковской деятельности.

 

3.2 Мировой опыт системы  гарантирования банковских вкладов

 

Проблема устойчивости банков и их способности возвращать вклады возникла на самых ранних стадиях развития банковского дела. Попытки создания формальных систем страхования с участием властей были предприняты в США на уровне отдельных штатов в 1829 году. До 1917 года такие нововведения были испробованы в 14 штатах. Однако по различным причинам все эти попытки успеха не имели. До начала XX века в экономической жизни Америки отмечался быстрый рост предпринимательства и регулярные финансовые и денежные кризисы. В 1907 и 1908 годах возникла сильная финансовая паника, вызванная денежным кризисом на финансовом рынке. После этого Конгресс начал разработку механизма контроля за денежной эмиссией и исключения резких изменений процентных ставок по вкладам (в 1908 году процентные ставки повышались на один пункт при 125% в месяц). 23 декабря 1913 года Конгресс принял Закон о Федеральной резервной системе, который, в частности, предусматривал:

  • создание Федеральной резервной системы и резервных окружных систем;
  • право Федеральной резервной системы проводить ревизии резервных банков, являющихся ее членами, и требовать отчеты о их финансовом состоянии.

Долгое время Закон  оставался основополагающим документом федерального правительственного регулирования денежного обращения и банковской деятельности, а в 1993 году Конгресс принял Закон о банковской деятельности. Он предусматривал создание Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД) и закреплял обязательное участие для федеральных банков, и добровольное для банков, зарегистрированных штатами.

Как было сказано выше, на сегодняшний день в Соединенных Штатах ФКСД гарантируется возврат 100 тыс. USD. Хотя по началу при создании Корпорации гарантийная сумма составляла лишь несколько тысяч долларов. Первоначально при расчете суммы, подлежащей гарантированию, как правило, за основу берется среднестатистическая сумма вклада, которую вкладчик размещает на счете. В последующем при накоплении достаточного уровня средств (резервный уровень), необходимых для погашения обязательств проблемных банков, сумма гарантирования может быть увеличена, что положительным образом отразится на доверии вкладчиков. Как следствие, средняя сумма размещаемых временно свободных денежных средств будет непременно расти. Несмотря на некоторые организационные перемены в 1989 году, структура системы федерального страхования депозитов в основном не претерпела значительных изменений со времени ее создания в 1930-е годы. Банки и большинство сберегательных учреждений платят страховые премии страхующим их агентствам. Эти премии идут в страховые фонды FDIC. В настоящее время коммерческие банки, ссудно-сберегательные ассоциации и сберегательные банки платят FDIC по ставке 0,23% за каждый доллар страхуемых депозитов.

В конце XIX в. кооперативные банки Германии создали первую негосударственную систему взаимного гарантирования вкладов, которая успешно развивалась и стала основой нынешней системы, действующей в ФРГ. Вся система контроля над банками в значительной мере была подчинена задачам защиты интересов вкладчиков, но вместе с тем были разработаны специальные механизмы страхования. Инициатива в этой области принадлежала отраслевым союзам (начиная с 30-х годов), что объясняет специфику ныне действующей системы. Притом начало страхования депозитов возникло в секторах сберегательных и кооперативных учреждений, и лишь на более позднем этапе - в секторе кредитных банков. Система страхования депозитов в рамках Федерального союза германских банков запущена в действие в 1987 году и с тех пор не подвергалась существенным изменениям. Формально она считается добровольной, однако по существу в ее деятельности применяется принцип «добровольного принуждения». В Германии для обеспечения возврата вкладов применяется термин «гарантирование» или «обеспечение» (sicherung), однако, как и в США, система гарантирования фактически построена на принципе страхования.

В Германии существует разветвленная сеть фондов страхования банковских вкладов: фонд страхования депозитов частных банков; фонд страхования депозитов сберегательных касс; страховой фонд кооперативных банков.

Центральный банк Германии (Дойче Бундес-банк) не оказывает прямого и достаточно ощутимого воздействия на системы страхования вкладов. В фонде страхования депозитов частных банков могут участвовать все частные кредитные учреждения, имеющие генеральную лицензию Федерального Ведомства по надзору за кредитным делом и являющихся членами Союза аудиторов немецких банков. Страхуются практически все виды вкладов за исключением межбанковских, а также некоторых долговых обязательств на предъявителя. Страхованию не подлежат: обязательства банка в отношении своих руководителей и учредителей, выступающих в виде физических лиц; требования к банку членов его Наблюдательного совета; требования к банку прямых родственников вышеназванных лиц.

Фондом страхования  депозитов частных банков установлен достаточно высокий показатель страхового возмещения на одного вкладчика - до 30% от величины собственного капитала банка. Вносить коррективы в порядок взимания взносов может Правление банковской ассоциации, которое правомерно: приостановить собирание взносов по достижении фондом достаточного размера; удвоить величину взноса, если средств фонда оказывается недостаточно для мероприятий по оздоровлению банков.

Для руководства страховым  фондом банковская ассоциация образует специальный комитет, состоящий  из 9 человек, на который возложены следующие задачи: принятие решений об оказании помощи банкам; подготовка инструкций, регулирующих использование средств фонда; принятие решений о размерах экстренных, единовременных взносов, а также вступительных вкладов банков в фонд; предоставление финансового отчета о деятельности фонда.

Банк может быть исключен из состава его участников в случае следующих нарушений им положений Устава фонда:

  • непредставление фонду необходимой информации;
  • несвоевременное перечисление установленных сумм взносов;
  • создание искусственных препятствий для нормальной аудиторской проверки;
  • сокрытие Наблюдательным советом информации от банковской ассоциации;
  • предоставление третьим лицам искаженных сведений о величине страхового покрытия;
  • открытое рекламирование участия банка в фонде и его деятельности;

несоблюдение инструкций и указаний ассоциации, касающихся деятельности фонда.

Прекращение деятельности банка в фонде ведет за собой его исключение из банковской ассоциации и, наоборот, выход банка из ассоциации влечет исключение банков из числа участников фонда.

Фонд страхования депозитов сберегательных касс является дополнительным средством защиты интересов вкладчиков, поскольку их особый статус в качестве организаций, находящихся в ведении коммун, коммунальных союзов, округов и других административно-территориальных единиц, предполагает их нахождение на так называемом «казенном обеспечении», которое уже само по себе является надежной гарантией платежеспособности сберегательных касс. В качестве базы расчетов взносов в фонды берутся не пассивы, а активы сберегательных касс, поскольку в кризисных ситуациях средства фондов направляются на покрытие убытков от невозвращенных ссуд. Общий объем региональных фондов определяется в размере 3% суммарных клиентских требований сберегательных касс.

В отличие от частных  банков, сберегательные кассы имеют  несколько страховых фондов, поскольку  в их деятельности важное значение сохраняет принцип  региональности,  т.е.   четко определенного пространства для  ведения операций.

Еще   одним   элементом  системы защиты сберегательных касс являются страховые резервы земельных банков, coздаваемые в объеме 1% от суммарных небанковских вкладов. Для формирования страховых резервов земельные банки вносят ежегодно 1% от суммы клиентских вкладов до тех пор, пока резервы не достигнут 50% общего объема.

Страховой фонд кооперативных  банков осуществляет свою деятельность через Союз кооперативных банков. На его специальном счете хранятся 10% всех взносов, а 90% - на счетах региональных аудиторских объединений, которые управляют этими средствами по доверенности Союза. Банку, оказавшемуся в сложном финансовом положении, из гарантийного фонда могут быть предоставлены дотации, процентные или беспроцентные ссуды, гарантии. Необходимый объем гарантий образуется благодаря тому, что кооперативные банки на основе письменных заявлений, направляемых в отраслевой банковский союз, берут на себя гарантийные обязательства в объеме 60% от сумм, образующихся в результате корректировки статей банковского баланса.

По данным МВФ, за период с1995-го по 2004 год число стран, имеющих  системы страхования депозитов, резко возросло. Одновременно произошло смещение в пользу систем с обязательным для банков участием. К настоящему времени почти в трети стран размер страховых взносов зависит от рискованности политики банка. Хотя большинство фондов финансируется участниками, растет число систем, которые имеют поддержку правительства страны. К середине 90-х годов число стран, имеющих более или менее развитые системы гарантирования (страхования) равнялось приблизительно 50. В 52 из 68 стран, где, по данным МВФ, по состоянию на 1999 год существовала кодифицированная система защиты депозитов, она была организована после 1980 года. В настоящее время число стран, в которых действуют системы гарантирования, достигло 73.

Как видно, добровольное участие характерно для систем гарантирования континентальных стран Западной Европы во главе с Германией, которыми управляют отраслевые союзы. В США (для банков - членов Федеральной резервной системы), Великобритании, Канаде и Японии участие банков является обязательным. Этому принципу следует большинство развивающихся стран, основываясь на многолетнем и успешном опыте государств, где системы гарантирования в полной мере оправдывают свое предназначение.

Из числа стран-членов бывшего СЭВ наиболее эффективная система защиты вкладчиков существует в Венгрии. Вступивший в силу 30 июня 1993 года Закон «О государственном фонде страхования вкладов» разрабатывался совместно с Канадской корпорацией страхования депозитов, которая в свое время создавалась по образцу американской ФКСД. В 1996 году Закон «О страховании банковских вкладов» принят в Болгарии. В странах Балтии (Латвия и Эстония) уже действуют организации, гарантирующие возврат депозитов, регламентация деятельности которых закреплена в специальном законодательстве. Так, в Латвии создан Отдел фонда гарантий депозитов при Министерстве финансов Латвийской Республики, а в Эстонии создана самостоятельная организация - Эстонский фонд гарантии депозитов. В то же время в Латвийской Республике принят закон «О страховании вкладов частных лиц». Законом предусматривается страхование депозитов до 500 лат, посчитав эту цифру средней для латвийского вкладчика. Закон предусматривает создание независимой структуры - страхового фонда вкладов, одной из функций которого будет выплата средств клиентам неплатежеспособных банков, не дожидаясь их ликвидации.

Что касается стран СНГ (кроме Республики Беларусь), то на их территории в настоящее время проводятся только попытки создания законодательных основ защиты вкладчиков. Вместе  с тем проблема гарантирования возврата вкладов граждан имеет для всех стран СНГ первостепенное значение. Возможно, в рамках СНГ в целях формирования единых принципов построения системы гарантирования, в первую очередь, оправдано было бы разработать и принять модельный Закон «О гарантировании возврата вкладов физических лиц», чтобы в последующем использовать положения данного закона в национальном законодательстве. Изучение опыта Европейского Союза может быть особенно полезно для достижения этих целей.

В Кыргызстане принят закон «О страховании депозитов», целью которого является обеспечение защиты денежных средств банковских вкладчиков. Согласно закону страхуются депозиты физических лиц в национальной валюте. Это является первым этапом в развитии системы страхования депозитов физических лиц, как наиболее уязвимой категории вкладчиков. Принятие такого закона должно позволить повысить доверие вкладчиков к национальной банковской системе.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан