Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, диссертация

Описание

Депозитный рынок Казахстана, несмотря на относительно небольшой период построения рыночной экономики в стране и трансформации экономики, демонстрирует формирование четко сложившихся тенденций, характерных именно для этого сектора финансового рынка. Мировой финансовый кризис, повсеместно обостривший внутренние проблемы в развитии национальных финансовых рынков, обозначил новые пути дальнейшего развития коммерческих банков на депозитном рынке. Реализация активной депозитной политики, направленной на построение на депозитном рынке отношений нового типа, способных обеспечить устойчивость депозитных учреждений и реальную эффективность депозитов, стало основным ориентиром развития на современном этапе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретические основы и организационные принципы управления депозитными ресурсами коммерческих банков…………………………………….
1.1 Депозитная политика коммерческого банка как основа рационального управления депозитными ресурсами………………………………………………..
1.2 Методы управления депозитными ресурсами банков второго уровня………..
1.3 Опыт зарубежных банков в управлении депозитами …………………………
2 Анализ депозитного рынка РК и депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»……………………………………………………………………………
2.1 Анализ депозитного рынка РК за 2010 год……………………………………...
2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры рынка депозитов Республики Казахстан по категориям вкладчиков и в разрезе валют…………………………...
2.3 Анализ привлечения депозитов банками второго уровня Казахстана в региональном аспекте………………………………………………………………...
2.4 Оценка депозитного портфеля БВУ с позиции диверсифицированности, стабильности и стоимости……………………………………………………………
2.5 Анализ депозитного портфеля АО «Народный Банк Казахстана»…………….
3 Перспективы развития депозитного рынка РК и стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………………………………………..
3.1 Стратегия развития АО «Народный Банк Казахстана»………………………..
3.2 Страхование вкладов банков и его роль в расширении ресурсной базы банков РК………………………………………………………………………………
3.2 Мировой опыт системы гарантирования банковских вкладов………………...
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Абирбек Айбулат-Управление депозитными ресурсами в РК.doc

— 1.70 Мб (Скачать документ)

В Российской федерации  в сфере гарантирования возврата денежных средств физических лиц в 1995 году была предпринята попытка принятия Закона «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», однако проект не был одобрен Советом Федерации. Одной из причин, по которой проект закона не был поддержан, являлось закрепление в нем возможности выделения бюджетных средств на поддержание Федерального фонда страхования банковских вкладов, создание которого предусматривалось проектом. Коммерческие банки также не поддержали проект, поскольку посчитали, что чрезмерное влияние государства на деятельность фонда может привести к созданию еще одной бюрократической структуры. Ставки обязательных взносов в фонд, по их мнению, были чрезмерно завышены. Кроме того, определенные проблемы были вызваны необходимостью финансирования фонда на пути его создания и функционирования государством, в том числе за счет бюджетных средств. Следует учитывать, что проблема финансирования возникала при построении систем гарантирования практически во всех странах, даже экономически развитых. По поводу финансирования фонда в Российской Федерации велось множество споров и поэтому более подробно данная проблема будет рассмотрена ниже. В то же время законопроект содержал ряд положительных моментов. Согласно законопроекту, система гарантирования Российской Федерации включает в себя элементы моделей систем гарантирования, успешно действующих в различных странах мира.

В условиях отсутствия до 2004 года законодательно оформленной системы гарантирования граждан на федеральном уровне, реально работающий на региональном уровне Санкт-Петербургский фонд обеспечения сохранности вкладов населения в коммерческих банках являлся единственной такого рода организацией на территории Российской Федерации.

В ряде стран действуют  системы смешанного типа. В Испании Фонд гарантирования депозитов управляется советом, в котором в равном числе представлены центральный банк и коммерческие банки-участники, причем возглавляет Фонд Председатель центрального банка. В Японии Корпорация страхования депозитов также находится в равных долях в частной и государственной собственности, управляется совместно Банком Японии и банками-участниками. Существуют следующие формы участия государства в финансировании СГБВ:   предоставление страховому фонду всего или части капитала при введении сие темы в действие (в Японии государство предоставило фонду две трети начального капитала, в Индии государство финансировало первоначальный капитал в полном размере); регулярные взносы уставный фонд (в Испании государство вносит равные суммы банками-участниками, в Индии оно обязалось пополнять страховой фонд по мере необходимости);  государство обеспечивает резервные средства пополнения  фонда (в CLU4 ФКСД законодательно предоставлено право заимствовать по мере необходимости у государства до 3 млрд. USD; в Индии центральный банк принимает на себя обязательства по поддержанию резерва страхового фонда на определенном уровне; в ряде стран государство предоставляет страхового фонду прямые или косвенные гарантии eго заимствований на рынке капиталов).

Ставка взносов колеблет в разных странах в весьма широких пределах: от 1,2% в год в Чили до 0,008% в Японии. Как правило, в развивающихся странах эта величина выше. Это связано с небольшим периодом  времени функционирования таких фондов. Основные ставки moij корректироваться, изменять исходя из различных причин. В Аргентине для банков с безупречной репутацией делает скидка в размере 10%. В ряде стран при наличии накопления целевого размера в фонде, последний обязан возвращать банкам определенную долю уплаченных взносов либо уменьшать соответствующие ставки.

В Англии страховой фонд депозитов формируется из вступительных  взносов банков-членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. GBP, а максимальная -300 тыс. GBP. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов. Во главе страхового фонда депозитов находится Правление, состоящее из управляющего, его заместителя, главного кассира Банка Англии, а также ряда членов, назначаемых управляющим. В качестве членов правления имеется три контролера и несколько директоров банков - членов страхового фонда депозитов.

Согласно законодательному акту 1979 года, английские коммерческие банки должны предоставлять гарантии вкладчикам на случай возможных кризисных ситуаций в экономике Англии. Законом была утверждена «схема защиты депозитов» вкладчиков, которая предусматривала набор обязательных для банков действий. В частности, каждый банк и лицензированная организация, принимающая депозиты, обязаны были создавать специальные страховые фонды, минимальный размер которых был определен в 5 млн. GBP. Эти фонды находятся под контролем Совета Защиты депозитов Банка Англии и могут быть в дальнейшем использованы только с его разрешения. Согласно «схеме защиты депозитов», каждый индивидуальный вкладчик может рассчитывать на получение вышеописанной страховой суммы. Указанная схема нашла свое практическое применение в 80-х годах: так, например, обанкротившаяся лицензированная организация, принимающая депозиты Мербо Финанс выплатила своим вкладчикам сумму немногим меньше 700000 GBP.

В настоящее время  в Англии депозиты вкладчиков защищены только на 3/4 внесенной суммы. Максимальный размер компенсации составляет 20000 GBP (около 30000 USD). Взносы банков рассчитываются пропорционально общей сумме вкладов и составляют не более 0,3% от их суммы. Участие в английской системе защиты депозитов для банков (включая иностранные) и лицензированной организации, принимающей депозиты, является обязательным. В 1994 году с целью упорядочения защиты депозитов в Англии принята соответствующая Директива ЕС. Ее основные нововведения сводились к следующему: компенсируются депозиты, открытые во всех западноевропейских отделениях банков, расположенных на территории Англии; компенсируются депозиты, открытые не только в фунтах стерлингов, но и в других валютах; максимальный размер компенсации по депозиту на сумму не более 20000 GBP увеличивается до 90%; вкладчики иностранного (неанглийского) банка получают компенсацию, предусмотренную европейской системой защиты депозитов, которая теперь получила возможность подключиться к английской «схеме защиты депозитов» с целью получения повышенной компенсации в случае недостатка средств в гарантийном фонде страны местонахождения банка. В части, касающейся депозитов, западноевропейские банки стран ЕС получают равные права с банками, находящимися на территории Англии.

Международный опыт страхования банковских депозитов показывает, что оно оказывается эффективным только в отношении отдельных проблемных банков при стабильном и эффективном функционировании системы в целом. В случае системного банковского кризиса средств фонда страхования может оказаться недостаточно для выполнения законодательно установленных гарантий, как это случилось, например, в период банковских кризисов в США и Норвегии в 80-е и 90-е годы. Наиболее часто декларируемая цель системы страхования депозитов - избежать банковского кризиса или разрешить уже случившийся - оказывается в итоге нереалистичной. Столкнувшись с масштабным банковским кризисом, правительства зачастую предпочитают предоставить вкладчикам полные гарантии их депозитов, а систему страхования снова вводить постепенно, по мере стабилизации ситуации в банковском секторе. В то же время именно банковские кризисы подталкивают к введению систем страхования вкладов. Увеличение частоты банковских кризисов в 80-е и особенно в 90-е годы подтолкнуло значительное число стран ввести систему защиты депозитов.

Проведенный анализ показывает, что универсального механизма защиты вкладчиков не существует, однако в той или иной форме он является важной составной частью финансовой системы любой цивилизованной страны. Для более успешного решения проблем необходимо учесть и опыт западных стран со сложившейся банковской системой, творчески применив его в условиях нашей действительности.

На наш взгляд, государство  само должно быть заинтересовано в создании организации по гарантированию возврата вкладов физических лиц, которая должна стать гарантом нормального функционирования банковской системы в сфере привлечения физических лиц. Как показывает мировой опыт, при страховании вкладов государство вынуждено брать на себя в той или иной мере ответственность за негосударственные банки, если банкротство таких банков грозит подрывом устойчивости банковской системы. Взаимодействие организации-гаранта и государства в лице центрального банка, заключается в проведении совместной работы по вопросам, связанным с обеспечением стабильности банковской системы. При недостаточности средств фонда в связи с выплатой страховых сумм, фонду могут предоставляться кредиты, в том числе Правительством, а также под его гарантию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В основе формирования кредитных  ресурсов лежат экономические отношения  по поводу аккумуляции временно свободных  капиталов и сбережений и их последующего использования на возвратной и платной  основе на такие цели, в том числе  связанные с развитием производства, которые предполагают формирование новой дополнительной стоимости, обеспечивающей возврат привлеченных средств. Формы аккумуляции и последующего использования временно свободных капиталов и сбережений определяются типом существующей в обществе кредитной системы и закрепляются в национальном законодательстве. На начальных этапах развития товарно - денежных отношений господствовали простые организационные формы привлечения сбережений - сберегательные кассы, кассы взаимопомощи, ссудо - сберегательные ассоциации и т.п. Свободные капиталы, как правило, аккумулировались в руках ростовщиков, позднее - в банкирских контрах и обществах взаимного кредита. По мере развития товарно - денежных отношений, повышения нормы накопления и уровня денежных доходов различных слоев общества преобладающей формой привлечения как временно свободных капиталов, так и сбережений населения становятся банки, которые сумели сосредоточить в своих руках огромные суммы общественного капитала и направить их на развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства и других отраслей экономики.

Депозиты банков в  какой-то мере служат одним из индикаторов  состояния банков и в целом  отражают не только уровень доверия  к банковской системе, но и сигнализируют  о реакции населения на экономическую ситуацию в стране.

В текущем году по мере улучшения состояния экономики  Казахстана и банковской системы  меняются приоритеты на депозитном рынке. Главным аспектом привлекательности  сбережений становится уровень доходности по вкладам, где более высокая процентная ставка вознаграждения по вкладам в тенге выступает основным стимулом. Определенное влияние на этот рынок оказывает и деятельность Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД) в части рекомендаций банкам – участникам системы гарантирования по вопросам размеров ставок вознаграждения по вкладам.

С 21 сентября 2009 года КФГД установил максимальные ставки вознаграждения по депозитам физических лиц, привлекаемым банками: в тенге – на уровне 11,5% годовых, в инвалюте – 8%. А с 1 апреля 2010 года ставки снизились уже до 10% и 7% соответственно. В этих условиях с начала текущего года тенговые депозиты населения стали активно расти, тогда как валютные – снижаться. В результате за январь – август 2010 года депозиты населения в тенге выросли на 31,6% до 1,1 триллиона тенге, вклады в иностранной валюте снизились на 9,7% до 989,4 миллиарда тенге.

В целом за восемь месяцев 2010 года вклады резидентов в депозитных организациях увеличились на 11,9%, составив 7,4 триллиона тенге. При этом депозиты небанковских юридических лиц выросли  на 13,5%, физических лиц – на 7,9%.

Таким образом, резюмируя  все вышесказанное, можно прийти к однозначным выводам. Во-первых, на объем депозитов оказывает влияние реакция населения на экономическую ситуацию в стране, которая в кризисный период времени выражается в замедлении роста депозитов, частичном их изъятии и увеличении валютной составляющей вкладов. Во-вторых, немаловажным является уровень ставок вознаграждения по вкладам, который при стабильной экономике и при отсутствии альтернативных источников приумножения капитала становится определяющим фактором при выборе валюты вклада.

Также нельзя не отметить и еще один важный момент, оказавший  прямое влияние на уровень доверия  населения к банковскому сектору, – это увеличение суммы гарантирования по депозитам физических лиц от 700 тысяч тенге до 5 миллионов. Данная норма была законодательно утверждена в октябре 2008 года и будет действовать до 1 января 2012 года. В случае принудительной ликвидации банка – участника системы гарантирования депозитов в период действия данной нормы, КФГД обязан выплатить депозиторам – физическим лицам возмещение по гарантируемым депозитам в сумме остатка по депозиту без начисленного вознаграждения в размере пяти миллионов тенге.

На 1 июля 2010 года количество депозитов населения размером до 5 миллионов тенге превышало 99% от совокупного количества всех депозитов физических лиц, а в общей сумме депозитов физических лиц данные депозиты составили порядка 44%. Таким образом, в настоящее время подавляющее большинство депозиторов – физических лиц в казахстанских банках находятся под полной гарантией фонда, что значительно укрепляет их доверие к банковской системе страны.

Во многом благодаря  этому за период с 1 октября 2008 года по 1 июля 2010 года совокупная сумма розничных  депозитов в банковской системе  Казахстана возросла на 35%, с 1,55 до 2,04 триллиона тенге. Определенный отток депозитов наблюдался только по незначительному количеству крупных вкладов, превышающих сумму гарантийного возмещения в 5 миллионов тенге, в ряде банков.

Кроме того, благодаря  установлению фондом предельных ставок вознаграждения по привлекаемым депозитам физических лиц был минимизирован риск привлечения банками дополнительной ликвидности в виде депозитов населения за счет установления чрезмерных процентных ставок вознаграждения. В настоящее время фонд наказывает банки за превышение предельных ставок вознаграждения по депозитам населения через дифференцированную систему определения ставок обязательных календарных взносов банков.

Преобладающую часть  банковских ресурсов составляют привлеченные средства, которые формируются посредством открытие и ведение счетов юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов; привлечение во вклады денежных средств физических лиц; выпуск банком собственных долговых обязательств; привлечение кредитов и займов от других банков,

Основная стратегическая цель депозитной политики банка состоит в том, чтобы сформировать такую структуру ресурсов, которая обеспечивала бы банку возможность эффективного управления активными операциями, реализацию разработанной кредитной и инвестиционной политики. Способность банка привлекать на депозитные счета и во вклады средства физических и юридических лиц подтверждает его общественную значимость и является свидетельством выполнения возложенных на него функций. Показателями эффективности проводимой банком депозитной политики выступает стоимость привлеченных ресурсов и уровень издержек, связанных с их привлечением. Средняя стоимость привлеченных ресурсов не должна быть выше средней рыночной цены ресурсов на рынке. В противном случае банк неизбежно столкнется с проблемой низкой рентабельности своей деятельности и неоправданно больших потерь по кредитным операциям, поскольку для возмещения высокой стоимости привлеченных ресурсов он должен будет предоставлять кредиты по повышенным ставкам, что, как известно, чревато возрастанием кредитных рисков и большими потерями от невозврата кредитов. Издержки по формированию депозитной базы и управлению портфелем депозитов (затраты на маркетинг, индивидуальное обслуживание клиентов, эксклюзивное оборудование филиалов, дополнительный сервис и т.п.) должны быть сопоставимы с его доходами по текущей деятельности. Слишком высокие издержки могут обеспечить расширение депозитной базы на основе привлечения новых вкладчиков, но приведут к снижению текущей прибыли и рентабельности банка.

Информация о работе Управление депозитными ресурсами в Республике Казахстан