Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:14, дипломная работа

Описание

Оборотные средства, управление оборотными средствами, анализ эффективности использования оборотных средств.
Объектом исследования является управленческо - хозяйственная деятельность ООО «АльянсМаркет».
Предметом исследования является процесс управления формированием и использованием оборотного капитала ООО «АльянсМаркет».
Целью дипломного проекта является оценка процесса управления оборотным капиталом ООО «АльянсМаркет» и разработка направлений его совершенствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…..…..4
1. Теоретические аспекты управления оборотными средствами организаций………………………………………………………………..….8
1.1. Сущность и структура оборотных средств организации ………….…...8
1.2. Система управления оборотными средствами: принципы и условия формирования………………………………………………………………....20
1.3. Методика анализа оборотных средств организации………….……….28
2. Оценка управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»…….………………………………………………..39
2.1. Организационно – экономическая характеристика
ООО «АльянсМаркет» ……………………………………….…………...….39
2.2. Анализ величины и структуры оборотных средств организации ...….52
2.3. Анализ эффективности использования оборотных средств
ООО «АльянсМаркет»…………………………………………………..……60
3. Обоснование мероприятий совершенствования системы управления оборотными средствами ООО «АльянсМаркет» ...……..67
3.1. Разработка политики управления оборотными средствами
ООО «АльянсМаркет»………………………………………………………..67
3.2. Использование факторинговых операций как инструмента сокращения
дебиторской задолженности ООО «АльянсМаркет» …….………..……...76
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий ..94
Заключение ………………………………….………….……………………98
Список использованной литературы……………….….…………..……103

Работа состоит из  1 файл

Диплом Шипков Михаил (правка).doc

— 723.50 Кб (Скачать документ)

К ненормируемым средствам  относятся остальные элементы фондов обращения: товары отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Однако это не означает, что их величина бесконтрольна.

В рамках проводимого  исследования предлагаем дополнить  общепринятую классификацию источников финансирования оборотного капитала (на собственные и заемные) по следующим критериям:

1. По особенностям  поступления финансовых ресурсов  на предприятие:

- типичные источники;

- нетипичные источники.

К типичным источникам относятся  авансы заказчиков, кредиты и займы  под финансирование оборотного капитала, часть прибыли предприятия и т.д. К нетипичным источникам финансирования относятся: амортизационные отчисления, доход от эмиссии акций и облигаций, лизинговая кредиторская задолженность, возникающая у лизингополучателя как рассрочка платежа и т.д.

2. По форме, в которой  финансовые ресурсы поступают  в организацию:

- денежные;

- материальные;

- ценно-бумажные.

3. По целевому признаку:

- направляемые непосредственно на финансирование элементов оборотного капитала (такие, как, сырье, материалы, дебиторская задолженность);

- направляемые на финансирование элементов, относящихся к оборотным активам в соответствии с положением по бухгалтерскому учету (например, краткосрочные финансовые вложения).

Это дополнение позволяет  более эффективно формировать структуру  источников финансирования оборотного капитала конкретного предприятия.

Таким образом, оборотный  капитал, предназначенный для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции, может быть охарактеризован как совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения. Оборотный капитал является важнейшим элементом капитала организации, способствует повышению её эффективности производственно – хозяйственной деятельности. Оборотный капитал на уровне фирмы формирует эффективный механизм управления хозяйственными процессами.

 

1.2. Система управления оборотными средствами: принципы и условия формирования

 

Изучение способов управления оборотным  капиталом необходимо начать с изучения таких ключевых понятий как управление и система управления, именно четкое представление о сущности данных понятий даст возможность получить четное представление о системе управления оборотным капиталом  в современных условиях. 

Управление - это сложная  интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и  опыта.10

Сущность управления заключается в  установлении и поддержании согласованности взаимодействия людей, участвующих в  едином процессе. Системы управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия.

Системный подход рассматривает  организацию как совокупность взаимозависимых  элементов таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.

Система управления состоит  из двух подсистем:  управляющей (субъект  управления) и  управляемой  (объект управления).11

Таким образом, управление оборотным  капиталом  представляет собой совокупность управленческих мероприятий обеспечивающих эффективность использования оборотного капитала в  рамках единого производственно  – хозяйственного процесса.

Объектом  управления  является оборотный капитал. Субъектами управления оборотным капиталом являются все  структурные звенья предприятия, причем каждому из них присущи свои задачи. Взаимосвязь объекта и субъекта управления оборотным капиталом предприятия отражена на рисунке 3.

При управлении оборотным капиталом следует  учитывать, что потребность предприятия в оборотном капитале не является неизменной величиной. Причины ее изменений могут быть следующие:

  • увеличение масштабов деятельности, когда капиталовложениям в основной капитал должны соответствовать дополнительные вложения в оборотный капитал; источники финансирования дополнительной потребности в оборотном капитале закладываются в план финансирования инвестиционного проекта;


0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.  Взаимосвязь субъекта и объекта в системе управления оборотным капиталом12

 

  • краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры, на которые фирма должна гибко реагировать, увеличивая или уменьшая объемы продаж, что требует соответствующего изменения величины применяемого оборотного капитала;
  • сезонные колебания потребности в оборотном капитале, характерные для ряда отраслей. Непостоянная потребность в оборотных активах является характерной чертой ряда видов производственной и коммерческой деятельности, связанных, в основном, с природными факторами, чередованием сезонов. Элемент сезонности наблюдается и в производствах, прямо не связанных с природой, например в швейной промышленности;
  • изменение условий снабжения факторами производства и сбыта продукции; например, потребность в увеличении оборотного капитала может изменится в следствии изменения частоты поставок (отгрузки), состава и численности поставщиков (покупателей), форм расчетов за товары, работы, услуги;
  • рыночная стратегия фирмы, которая может, например, предусматривать накопление товарных запасов для выхода на рынок в наиболее выгодный для фирмы момент;
  • чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность;
  • необходимость восполнения оборотного капитала, разъедаемого инфляцией.13

Исходя из вышеизложенного целевой установкой управления оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотного капитала,  источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

Сформулированная целевая  установка имеет стратегический  характер; не менее важным является поддержание оборотного капитала в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С этих позиций важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его  ликвидность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную  кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и  периодическими остановками производственного процесса.14

При низком уровне оборотного капитала производственная  деятельность не поддерживается должным образом, отсюда – возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и  низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне оборотного капитала прибыль становится максимальной.

Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к  тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки  финансирования, что повлечет снижение прибыли (см. рисунок 4).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.  Взаимосвязь прибыли и уровня оборотного капитала

 

При выборе модели управления оборотным капиталом следует  руководствоваться тремя основными моделями, принятыми в отечественной практике: агрессивной, консервативной, умеренной.

На этапе оптимизации  объема и структуры оборотного капитала, исходя из выбранной модели управления, учитываются вскрытые в процессе анализа возможные резервы повышения эффективности использования оборотного капитала. К числу основных из таких резервов относятся: ускорение оборачиваемости и нормирование оборотного капитала, управление денежными потоками оптимизация товарно-материальных запасов, управление движением дебиторской задолженности.

Выбор источников формирования с одной стороны затрагивает  эффективность использования собственного капитала организации, а с другой привлечение заемных и дополнительно привлеченных средств. Как правило, минимальная потребность организации в оборотном капитале покрывается за счет собственного капитала, однако в силу ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентов) финансовое обеспечение предпринимательской деятельности сопровождается привлечением заемных источников. Организации, использующие только собственный оборотный капитал, имеют наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивают темпы своего развития, так как не могут обеспечить финансирование необходимого дополнительного объема оборотного капитала в период благоприятной конъюнктуры рынка, и не используют возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Привлечение в оборот заемных средств обеспечивает рост финансового потенциала предприятия, способствует существенному расширению его активов и возрастанию темпов увеличения объемов хозяйственной деятельности. Вместе с тем, использование в обороте заемных средств связано с риском снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень риска возрастает пропорционально увеличению удельного веса заемных источников в оборотном капитале. Оборотный капитал, сформированный за счет заемных источников, генерирует меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму расходов по привлечению заемного капитала.15 

Таким образом, стратегия  и тактика управления оборотным  капиталом  должна обеспечить поиск компромисса между риском потери  ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению  двух важных задач.

1. Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, если  предприятие не в состоянии  оплачивать счета, выполнять обязательства  и, возможно, объявит о банкротстве. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

2. Обеспечение приемлемого  объема, структуры и рентабельности  активов. Известно, что различные уровни разных текущих  активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как  широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств.

Риск потери ликвидности  или снижения эффективности, обусловленный объемом и структурой оборотного капитала потенциально несет в себе следующие явления:

1. Недостаточность денежных  средств. Предприятие должно иметь  денежные средства для ведения текущей деятельности, на случай непредвиденных расходов и на случай вероятных эффективных капиталовложений. Нехватка денежных средств в нужный  момент связана с риском прерывания производственного процесса, возможным невыполнением обязательств либо с потерей возможной дополнительной прибыли.

2. Недостаточность собственных кредитных возможностей. Этот риск связан с тем, что при продаже товаров в кредит  покупатели могут оплатить их в течение нескольких дней или даже месяцев, в результате чего на предприятии образуется дебиторская задолженность. С позиции финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной  стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении  ликвидности. С другой стороны, предприятие может «вынести» не всякий размер дебиторской задолженности, поскольку неоправданная дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственного оборотного капитала, а превышение ею  некоторого предела может привести также к потере ликвидности  и даже остановке производства. Такая ситуация весьма характерна для российской экономики с ее хроническими взаимными  неплатежами.

3. Недостаточность производственных  запасов. Предприятие должно располагать  достаточным количеством сырья  и материалов для проведения эффективного процесса производства; готовой продукции должно хватать для выполнения всех заказов и  т.д. Неоптимальный объем запасов связан с риском дополнительных издержек или остановки производства.

4. Излишний объем оборотного  капитала. Поскольку его величина прямо связана с издержками финансирования, то поддержание излишних активов сокращает доходы. Возможны различные причины образования излишних активов: неходовые и залежалые товары, привычка «иметь про запас» и др.

Таким образом, соблюдая общие принципы управления оборотными активами, не нарушая их пропорций можно построить эффективно функционирующую систему управления оборотными средствами, направленную на повышение эффективности деятельности предприятия. Управление оборотным, капиталом, являясь неотъемлемой частью менеджмента организации способствует повышению конкурентоспособности фирмы на товарном рынке. Политика управления оборотным капиталом должна формироваться на высшем уровне управления предприятием и отвечать специфике и масштабам его деятельности.

 

1.3. Методика  анализа оборотных средств организации

 

Важное значение в  системе управление оборотным капиталам играет анализ. Анализ бухгалтерской отчетности в части анализа оборотных активов предполагает следующие этапы (см. рисунок 5).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Этапы анализа оборотного капитала предприятия

 

На первоначальном этапе  анализа оборотных средств необходимо провести расчет и оценку величины собственных оборотных средств и чистых активов. Наличие собственных оборотных средств (COС) определяется по данным баланса как разность между собственным капиталом и внеоборотными активами:

СОС = стр.490 - стр. 190,                                           (1)

где, стр. 490 – итог раздела III  баланса «Капитал и резервы»

        стр. 190 -  итог I  раздела баланса «Внеобороные активы» 

В процессе анализа рассматривается  динамика собственных оборотных средств, определяются абсолютные и относительные отклонения от плана и фактических данных прошлых лет. В дальнейшем при проведении анализа финансовой устойчивости проводится сравнение величины собственных оборотных средств с потребностью организации в запасах. Сравнение темпов роста этих показателей позволяет судить об обеспеченности организации собственными оборотными средствами, затем в ходе анализа дается оценка факторов, влияющих на уровень СОС. В качестве факторов выступают структурные элементы, формирующие как раздел III баланса «Капитал и резервы», так и внеоборотные активы организации. Показатель чистого оборотного капитала определяется как разность между текущими оборотными активами и текущими пассивами:

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия на примере ООО «АльянсМаркет»