Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

студента//Студент на пороге XXI века. М., 1990. – С. 42-47.

139. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды /

Под ред Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. – Воронеж, Институт практической пси-

хологии: НПО. МоЭЭК, 1997. –349 с.

140. Проблемы формирования экологической ответственности школьников:

Сб. науч. тр. / Редкол.: И. Д. Зверев (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во АПН СССР,

1984. — 80 с.

141. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в млад-

шем школьном возрасте // Вопросы психологии, обучения и воспитания / Под

ред. Г.С. Костюка, П.Р. Чаматы. – Киев, 1961.

142. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагоги-

ка,1983. – 488 с.

143. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педаго-

гика, 1987. – 240 с.

144. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и др. – 2е изд.,

испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

145. Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. – М.: Изд-во УДН,

1987. – 200 с.

146. Реут Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшекласс-

ников эмоционально-ценностного отношения к природе (на материале препо-

давания специальных дисциплин): Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 1996.

147. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. –

М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998. – 666 с.

148. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Про-

свещение, 1984. – 239 с.

149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957. – 310 с.

154

150. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – 157

с.

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1946. – С.152.

152. Рудаковский Э.И. Свобода и ответственность личности. – Минск: Изд-во

БГУ им. В.И. Ленина, 1970. – 152 с.

153. Саранов А.М. Проектирование системы воспитательной работы с учащи-

мися в новационном учебном заведении с позиции целостного подхода // Цело-

стный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.2. –

Волгоград: Перемена, 1992. – С. 25-29.

154. Сахарчук Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и органи-

зованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: Авто-

реф. дис… кан. пед. наук. – Л., 1988. – 22 с.

155. Сериков В.В. Без привычных канонов. – Волгоград, 1998.

156. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. –

1994. – №5. – С.16-21.

157. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и техноло-

гии. – Волгоград, 1994.

158. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования

педагогических систем: [Учеб. пособ.]. – М.: Логос, 1999. –272 с.

159. Сидорова Т.Н. Психологическое условие воспитание социальной ответст-

венности: Дис …кан. псих. наук. – М.,1988. – 178 с.

160. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного

образования: гуманитарная парадигма. – Волгоград, 2000. – 295 с.

161. Симонов В.М. Личностно-гуманитарный компонент в естественнонаучном

образовании // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция,

технологии. – Волгоград, 2000.

162. Симонов В. M. Подготовка старшеклассников к применению основ ин-

форматики и вычислительной техники при решении технико-экономических

задач: Дис... кан. пед. наук. – Волгоград, 1991.

163. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. –

М.: Педагогика, 1986. – 150 с.

155

164. Скорбилина Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в

процессе обучения гуманитарным предметам: Дис … кан. пед. наук. – Волго-

град,1990. – 205 с.

165. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Во-

просы теории и практики. – М.: Педагогика, 1984. – 104 с.

166. Слободский А.Л. Психологические проявления ответственности в различ-

ных видах отношений: Автореф. дис … кан. псих. наук. – Л.,1976. – 15 с.

167. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,

1982. – 1600 с.

168. Соколов Н.П. Соотношение оценочного и нормативного в моральной от-

ветственности: Автореф. дис … кан. филос. наук. – Свердловск, 1969. – 27 с.

169. Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах клас-

сификации психологических состояний человека // Вопросы психологии. –

1968. – №6. – С. 112-116.

170. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание – М.: Политиздат, 1972. –303 с.

171. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты, рабочая тет-

радь. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 176 с.

172. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отно-

шения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис …

кан. пед. наук. – М. – 18 с.

173. Сухомлинский В.А Мудрая власть коллектива // Изб. пед. соч.: в 3х т./

Сост. О.С. Богданова, В.З. Смоль, А.И. Сухомлинская, – М.: Педагогика, 1981.

– т.3. – С. 205-377.

174. Сухомлинский В.А Рождение гражданина // Изб. пед. соч.: в 3 х т./ Сост.

О.С. Богданова, В.З. Смоль. – М.: Педагогика, 1979. – т.1. – С. 267-537.

175. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

176. Тугаринов В.П. Личность и общество. – М.: Мысль, 1965. – 191 с.

177. Тугаринов В.П. Философия сознания (Современные вопросы). – М.:

Мысль, 1971. – 199 с.

178. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. –

М.: Междунар. пед.академия, 1995. – 368 с.

156

179. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития ответствен-

ной социальной позиции // Среднее специальное образование. – 1989. – №1.

180. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные

характеристики процесса развития личности. – М. МПСИ: Флинта, 1999 –670 с.

181. Философский словарь: В 3х т. – М.: Политиздат, 1964.

182. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. – М.:

Политиздат, 1972. – 300 с.

183. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичева и др. – М.:

Сов. энциклопедия,1983. – 839 с.

184. Формирование ответственного отношения подростков / Психологические

проблемы общественно-полезной деятельности подростков. Под ред. Д.И.

Фельдштейна. – М.: Изд-во АПН СССР, 1980. – с. 21-22.

185. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ решения школьниками

учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – 207 с.

186. Фромм Э. Человек для себя. Искусство любви. – М.: Республика, 1989. –

172 с.

187. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер., коммент.

и указ. В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 447 с.

188. Черемнена А.И. Проблемы ответственности в современной буржуазной

этике // Вопросы философии. – 1965. – №7. – С. 76-87.

189. Шварц С.С. Экология биосферы и экологическое прогнозирование // 250

лет Академии наук СССР. – М.: АН СССР, 1977. – 321 с.

190. Школьник Г.И. Личностно ориентированные мировоззренческие позиции

и их разновидности у школьников // Личностно ориентированное обучение и

воспитание. – Волгоград, 1994.

191. Штофф В.А. Моделирование и философия. – Л.: Наука, 1966. – 301 с.

192. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интере-

сов учения. – Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1968, т. 1 – 382 с.

193. Щукина Г.И. Надёжная основа обучения // Народное образование. – 1973.

– №2.

194. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Диалог

США. – 1979. – №1.

157

195. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 314 с.

196. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высшая школа, 1972. – 216

с.

197. Якобсон П.М. Изучение возрастных различий в сфере нравственных

чувств и оценок школьников // Советская педагогика. – 1960. – №5. – С. 55-63.

198. Яковлев Б.С. Ответственность как фактор регуляции поведения личности:

Дис … кан. филос. наук. – М., 1975. – 195 с.

199. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. – М., 1974.

200. Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников в

условиях органического единства обучения и воспитания: Дис ... кан. пед. наук.

–Волгоград, 1986. – 211 с.

201. A. Doyne Horsley. The effects of a social learning experiment on attitudes and

behavior toward environmental conservation. Environment and behavior. Vol. 9.

1977. pp.349-384.E

202. Murray Bookchin. Towards an ecological society. Quebec. 1980.

203. Richard L. Means. Public opinion and planned changes in social behavior: the

ecological crisis. In the book: Social behavior, natural recourses, and the

environment / edited by William R. Burch, Jr., Neil H. Cheek, Jr. [and] Lee Taylor.

New York, Harper & Row [1972], pp. 203-213.

204. John Black. The dominion of man; the search for ecological responsibility.

Edinburgh, University Press, 1970.

205. Environmental law and ecological responsibility: the concept and practice of

ecological self-organization / edited by Gunther Teubner, Lindsay Farmer, Declan

Murphy. Chichester; New York: Wiley, 1994.

158

Приложение 1

Анкета для учителя

С целью получения правдивой информации просим Вас дать искренние ответы

на предложенные вопросы. Заранее благодарим за сотрудничество.

(I) 1. Считаете ли Вы, что необходимы изменения современного образования ? Под-

черкните (Да, Нет)

2. Какое из направлений преобразований Вы считаете наиболее актуальным и пер-

спективным ?

- гуманитаризация

- экологизация

- дифференциация

- модулизация

3. Что Вы понимаете под экологизацией образования ?

- введение предметов «экологии»

- изучение на уроках дополнительного экологического материала

- изменение в содержании естественно научных дисциплин

- изменение в характере обучения и содержании дисциплин естественно

научного цикла

4. Приоритет в реализации экологического образования, по Вашему мнению, должен

заключаться в формировании:

- экологических знаний

- экологических умений и навыков

- экологической ответственности

1. (II) Что Вы понимаете под экологической ответственностью ?

2. Есть ли у Вас ученики, проявляющие экологическую ответственность? Какой про-

цент они составляют?

3. По каким показателям Вы судите о наличии у ученика этого качества?

4. Чем, по-вашему, вызывается экологическая ответственность? Связываете ли Вы её

развитие со способами учения?

5. Реализуете ли Вы в своей педагогической практике целенаправленное формирова-

ние экологической ответственности учащихся ? Подчеркните (Систематически,

Иногда, Целенаправленно нет) Если да, то каким образом?

6. Какие из перечисленных технологий вы используете в своей педагогической дея-

тельности ? Как часто ?

- игровая (Систематически, Иногда, Очень редко)

- задачная (Систематически, Иногда, Очень редко)

- диалоговая (Систематически, Иногда, Очень редко)

- другие (поясните какие именно)

159

7. Что Вы понимаете под задачной технологией ? Целесообразно ли, по Вашему

мнению, использовать задачную технологию в целях формирования экологической

ответственности учащихся ? (ответ обоснуйте)

8. С какими проблемами при реализации формирования экологической ответствен-

ности Вы столкнулись ? Необходимы ли Вам рекомендации по использованию за-

дачной технологии в процессе формирования экологической ответственности

школьников ?

Приложение 2

Тест-опросник

1. Насколько Вы информированы по экологическим проблемам? (Хорошо, Не слиш-

ком, Совершенно не информирован, Затрудняюсь ответить, не задумывался)

2. Вызывает ли у Вас тревогу экологическая обстановка в Вашем городе в настоящее

время? (Нет, В какой-то мере, Вызывает серьёзную тревогу, Затрудняюсь ответить, не

задумывался). Почему?

3.Чем обусловлено, по Вашему мнению, повышенное внимание в современном мире к

экологическим проблемам, изучению их причин, возможных последствий и путей ре-

шения ?

4. Зависит ли от Вас лично экологическая ситуация в городе, стране_______, мире и в какой

степени? Ответ поясните.

5. В чем Вы видите значение экологической ответственности людей (Вас лично) для

биосферы в целом и Вашей дальнейшей жизни?

6. Согласны ли Вы с высказыванием Виктора Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам.

Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на

другой – ваша ответственность?»

7. Расскажите, что Вы знаете об истории и перспективах дальнейшего развития био-

сферы; человека в ней ? О значении экологической ответственности в этом развитии ?

8. В каких сферах жизнедеятельности Вам может потребоваться экологическая ответ-

ственность? Ответ поясните.

9. Что Вы готовы сегодня предпринять с целью улучшения экологической ситуации в

городе и что Вас может к этому побудить (личное осознание необходимости этих дей-

ствий, закон, материальные выгоды, общественное уважение, самоуважение)?

10. Раскройте содержание следующих понятий: «биосфера», «природа», «ресурсы»,

«экосистема», «природопользование», «экологическая ответственность», «ноосфера».

160

11. В чём вы видите взаимосвязь следующих понятий: «человек и биосфера», «эколо-

гическая ответственность и могущество», «биосфера и техносфера», «экологическая

ответственность и здоровье населения», «безответственность и гибель цивилизации».

12. Как Вы думаете, может ли изучение природы, экологических проблем оказать

влияние на личность человека, его отношение к природе, к себе, на возможность раз-

вития его экологической ответственности ?

13. Осень. Листопад. Вы заядлый дачник и готовите свой участок к новой весне. Со-

бираете опавшие листья в кучи, перекапываете землю и т.д. Что Вы будете делать с

образовавшимися кучами листвы, веток и пр.?

А – Соберу и закопаю на компост;

Б – Соберу и сожгу;

В – Соберу и выкину в ближайший овраг, там и до меня сбрасывали.

Отразятся ли Ваши действия на экологической ситуации в регионе, мире, если да, то

каким образом?

14. Гуляя с малолетним ребенком в парке позволите ли Вы ему обрывать листья с рас-

тений?

А – Да, ничего страшного в этом нет - ребёнок познает мир;

Б – Объясню, что этого делать не следует - растение тоже живое;

В – Не придам значения.

15. Отдыхая на берегу водоема Вы замечаете плывущее мазутное пятно. Что Вы пред-

примете?

А – Сообщу контролирующим органам (комитет охраны природы, центр санитар-

но-эпидемиологического надзора, рыбохраны, органы УВД и др.);

Б – Ну и что, проплывет и уплывет, какая беда?

16. Вы проводите выходные с компанией в лесу, на берегу реки, озера. Вы хорошо

провели время, но, что делать с мусором, который образовался после Вашего отдыха?

А – Соберу и сожгу;

Б – Пусть лежит, сам дойдет до кондиции;

В – Соберу в пакет, привезу домой и выкину в мусорное ведро;

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач