Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
студента//Студент на пороге XXI века. М., 1990. – С. 42-47.
139. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды /
Под ред Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. – Воронеж, Институт практической пси-
хологии: НПО. МоЭЭК, 1997. –349 с.
140. Проблемы формирования экологической ответственности школьников:
Сб. науч. тр. / Редкол.: И. Д. Зверев (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во АПН СССР,
1984. — 80 с.
141. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в млад-
шем школьном возрасте // Вопросы психологии, обучения и воспитания / Под
ред. Г.С. Костюка, П.Р. Чаматы. – Киев, 1961.
142. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагоги-
ка,1983. – 488 с.
143. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педаго-
гика, 1987. – 240 с.
144. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и др. – 2е изд.,
испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
145. Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. – М.: Изд-во УДН,
1987. – 200 с.
146. Реут Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшекласс-
ников эмоционально-ценностного отношения к природе (на материале препо-
давания специальных дисциплин): Дис … кан. пед. наук. – Волгоград, 1996.
147. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. –
М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998. – 666 с.
148. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Про-
свещение, 1984. – 239 с.
149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: АН СССР, 1957. – 310 с.
154
150. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – 157
с.
151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1946. – С.152.
152. Рудаковский Э.И. Свобода и ответственность личности. – Минск: Изд-во
БГУ им. В.И. Ленина, 1970. – 152 с.
153. Саранов А.М. Проектирование системы воспитательной работы с учащи-
мися в новационном учебном заведении с позиции целостного подхода // Цело-
стный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.2. –
Волгоград: Перемена, 1992. – С. 25-29.
154. Сахарчук Е.И. Средства и методы воспитания ответственности и органи-
зованности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: Авто-
реф. дис… кан. пед. наук. – Л., 1988. – 22 с.
155. Сериков В.В. Без привычных канонов. – Волгоград, 1998.
156. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. –
1994. – №5. – С.16-21.
157. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и техноло-
гии. – Волгоград, 1994.
158. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования
педагогических систем: [Учеб. пособ.]. – М.: Логос, 1999. –272 с.
159. Сидорова Т.Н. Психологическое условие воспитание социальной ответст-
венности: Дис …кан. псих. наук. – М.,1988. – 178 с.
160. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного
образования: гуманитарная парадигма. – Волгоград, 2000. – 295 с.
161. Симонов В.М. Личностно-гуманитарный компонент в естественнонаучном
образовании // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция,
технологии. – Волгоград, 2000.
162. Симонов В. M. Подготовка старшеклассников к применению основ ин-
форматики и вычислительной техники при решении технико-экономических
задач: Дис... кан. пед. наук. – Волгоград, 1991.
163. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. –
М.: Педагогика, 1986. – 150 с.
155
164. Скорбилина Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в
процессе обучения гуманитарным предметам: Дис … кан. пед. наук. – Волго-
град,1990. – 205 с.
165. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Во-
просы теории и практики. – М.: Педагогика, 1984. – 104 с.
166. Слободский А.Л. Психологические проявления ответственности в различ-
ных видах отношений: Автореф. дис … кан. псих. наук. – Л.,1976. – 15 с.
167. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,
1982. – 1600 с.
168. Соколов Н.П. Соотношение оценочного и нормативного в моральной от-
ветственности: Автореф. дис … кан. филос. наук. – Свердловск, 1969. – 27 с.
169. Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах клас-
сификации психологических состояний человека // Вопросы психологии. –
1968. – №6. – С. 112-116.
170. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание – М.: Политиздат, 1972. –303 с.
171. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты, рабочая тет-
радь. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 176 с.
172. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отно-
шения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис …
кан. пед. наук. – М. – 18 с.
173. Сухомлинский В.А Мудрая власть коллектива // Изб. пед. соч.: в 3х т./
Сост. О.С. Богданова, В.З. Смоль, А.И. Сухомлинская, – М.: Педагогика, 1981.
– т.3. – С. 205-377.
174. Сухомлинский В.А Рождение гражданина // Изб. пед. соч.: в 3 х т./ Сост.
О.С. Богданова, В.З. Смоль. – М.: Педагогика, 1979. – т.1. – С. 267-537.
175. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.
176. Тугаринов В.П. Личность и общество. – М.: Мысль, 1965. – 191 с.
177. Тугаринов В.П. Философия сознания (Современные вопросы). – М.:
Мысль, 1971. – 199 с.
178. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. –
М.: Междунар. пед.академия, 1995. – 368 с.
156
179. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития ответствен-
ной социальной позиции // Среднее специальное образование. – 1989. – №1.
180. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности. – М. МПСИ: Флинта, 1999 –670 с.
181. Философский словарь: В 3х т. – М.: Политиздат, 1964.
182. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. – М.:
Политиздат, 1972. – 300 с.
183. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичева и др. – М.:
Сов. энциклопедия,1983. – 839 с.
184. Формирование ответственного отношения подростков / Психологические
проблемы общественно-полезной деятельности подростков. Под ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.: Изд-во АПН СССР, 1980. – с. 21-22.
185. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ решения школьниками
учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – 207 с.
186. Фромм Э. Человек для себя. Искусство любви. – М.: Республика, 1989. –
172 с.
187. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Сост., пер., коммент.
и указ. В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
188. Черемнена А.И. Проблемы ответственности в современной буржуазной
этике // Вопросы философии. – 1965. – №7. – С. 76-87.
189. Шварц С.С. Экология биосферы и экологическое прогнозирование // 250
лет Академии наук СССР. – М.: АН СССР, 1977. – 321 с.
190. Школьник Г.И. Личностно ориентированные мировоззренческие позиции
и их разновидности у школьников // Личностно ориентированное обучение и
воспитание. – Волгоград, 1994.
191. Штофф В.А. Моделирование и философия. – Л.: Наука, 1966. – 301 с.
192. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интере-
сов учения. – Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1968, т. 1 – 382 с.
193. Щукина Г.И. Надёжная основа обучения // Народное образование. – 1973.
– №2.
194. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Диалог
США. – 1979. – №1.
157
195. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 314 с.
196. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Высшая школа, 1972. – 216
с.
197. Якобсон П.М. Изучение возрастных различий в сфере нравственных
чувств и оценок школьников // Советская педагогика. – 1960. – №5. – С. 55-63.
198. Яковлев Б.С. Ответственность как фактор регуляции поведения личности:
Дис … кан. филос. наук. – М., 1975. – 195 с.
199. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. – М., 1974.
200. Ярикова С.Г. Формирование ответственности у младших школьников в
условиях органического единства обучения и воспитания: Дис ... кан. пед. наук.
–Волгоград, 1986. – 211 с.
201. A. Doyne Horsley. The effects of a social learning experiment on attitudes and
behavior toward environmental conservation. Environment and behavior. Vol. 9.
1977. pp.349-384.E
202. Murray Bookchin. Towards an ecological society. Quebec. 1980.
203. Richard L. Means. Public opinion and planned changes in social behavior: the
ecological crisis. In the book: Social behavior, natural recourses, and the
environment / edited by William R. Burch, Jr., Neil H. Cheek, Jr. [and] Lee Taylor.
New York, Harper & Row [1972], pp. 203-213.
204. John Black. The dominion of man; the search for ecological responsibility.
Edinburgh, University Press, 1970.
205. Environmental law and ecological responsibility: the concept and practice of
ecological self-organization / edited by Gunther Teubner, Lindsay Farmer, Declan
Murphy. Chichester; New York: Wiley, 1994.
158
Приложение 1
Анкета для учителя
С целью получения правдивой информации просим Вас дать искренние ответы
на предложенные вопросы. Заранее благодарим за сотрудничество.
(I) 1. Считаете ли Вы, что необходимы изменения современного образования ? Под-
черкните (Да, Нет)
2. Какое из направлений преобразований Вы считаете наиболее актуальным и пер-
спективным ?
- гуманитаризация
- экологизация
- дифференциация
- модулизация
3. Что Вы понимаете под экологизацией образования ?
- введение предметов «экологии»
- изучение на уроках дополнительного экологического материала
- изменение в содержании естественно научных дисциплин
- изменение в характере обучения и содержании дисциплин естественно
научного цикла
4. Приоритет в реализации экологического образования, по Вашему мнению, должен
заключаться в формировании:
- экологических знаний
- экологических умений и навыков
- экологической ответственности
1. (II) Что Вы понимаете под экологической ответственностью ?
2. Есть ли у Вас ученики, проявляющие экологическую ответственность? Какой про-
цент они составляют?
3. По каким показателям Вы судите о наличии у ученика этого качества?
4. Чем, по-вашему, вызывается экологическая ответственность? Связываете ли Вы её
развитие со способами учения?
5. Реализуете ли Вы в своей педагогической практике целенаправленное формирова-
ние экологической ответственности учащихся ? Подчеркните (Систематически,
Иногда, Целенаправленно нет) Если да, то каким образом?
6. Какие из перечисленных технологий вы используете в своей педагогической дея-
тельности ? Как часто ?
- игровая (Систематически, Иногда, Очень редко)
- задачная (Систематически, Иногда, Очень редко)
- диалоговая (Систематически, Иногда, Очень редко)
- другие (поясните какие именно)
159
7. Что Вы понимаете под задачной технологией ? Целесообразно ли, по Вашему
мнению, использовать задачную технологию в целях формирования экологической
ответственности учащихся ? (ответ обоснуйте)
8. С какими проблемами при реализации формирования экологической ответствен-
ности Вы столкнулись ? Необходимы ли Вам рекомендации по использованию за-
дачной технологии в процессе формирования экологической ответственности
школьников ?
Приложение 2
Тест-опросник
1. Насколько Вы информированы по экологическим проблемам? (Хорошо, Не слиш-
ком, Совершенно не информирован, Затрудняюсь ответить, не задумывался)
2. Вызывает ли у Вас тревогу экологическая обстановка в Вашем городе в настоящее
время? (Нет, В какой-то мере, Вызывает серьёзную тревогу, Затрудняюсь ответить, не
задумывался). Почему?
3.Чем обусловлено, по Вашему мнению, повышенное внимание в современном мире к
экологическим проблемам, изучению их причин, возможных последствий и путей ре-
шения ?
4. Зависит ли от Вас лично экологическая ситуация в городе, стране_______, мире и в какой
степени? Ответ поясните.
5. В чем Вы видите значение экологической ответственности людей (Вас лично) для
биосферы в целом и Вашей дальнейшей жизни?
6. Согласны ли Вы с высказыванием Виктора Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам.
Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на
другой – ваша ответственность?»
7. Расскажите, что Вы знаете об истории и перспективах дальнейшего развития био-
сферы; человека в ней ? О значении экологической ответственности в этом развитии ?
8. В каких сферах жизнедеятельности Вам может потребоваться экологическая ответ-
ственность? Ответ поясните.
9. Что Вы готовы сегодня предпринять с целью улучшения экологической ситуации в
городе и что Вас может к этому побудить (личное осознание необходимости этих дей-
ствий, закон, материальные выгоды, общественное уважение, самоуважение)?
10. Раскройте содержание следующих понятий: «биосфера», «природа», «ресурсы»,
«экосистема», «природопользование», «экологическая ответственность», «ноосфера».
160
11. В чём вы видите взаимосвязь следующих понятий: «человек и биосфера», «эколо-
гическая ответственность и могущество», «биосфера и техносфера», «экологическая
ответственность и здоровье населения», «безответственность и гибель цивилизации».
12. Как Вы думаете, может ли изучение природы, экологических проблем оказать
влияние на личность человека, его отношение к природе, к себе, на возможность раз-
вития его экологической ответственности ?
13. Осень. Листопад. Вы заядлый дачник и готовите свой участок к новой весне. Со-
бираете опавшие листья в кучи, перекапываете землю и т.д. Что Вы будете делать с
образовавшимися кучами листвы, веток и пр.?
А – Соберу и закопаю на компост;
Б – Соберу и сожгу;
В – Соберу и выкину в ближайший овраг, там и до меня сбрасывали.
Отразятся ли Ваши действия на экологической ситуации в регионе, мире, если да, то
каким образом?
14. Гуляя с малолетним ребенком в парке позволите ли Вы ему обрывать листья с рас-
тений?
А – Да, ничего страшного в этом нет - ребёнок познает мир;
Б – Объясню, что этого делать не следует - растение тоже живое;
В – Не придам значения.
15. Отдыхая на берегу водоема Вы замечаете плывущее мазутное пятно. Что Вы пред-
примете?
А – Сообщу контролирующим органам (комитет охраны природы, центр санитар-
но-эпидемиологического надзора, рыбохраны, органы УВД и др.);
Б – Ну и что, проплывет и уплывет, какая беда?
16. Вы проводите выходные с компанией в лесу, на берегу реки, озера. Вы хорошо
провели время, но, что делать с мусором, который образовался после Вашего отдыха?
А – Соберу и сожгу;
Б – Пусть лежит, сам дойдет до кондиции;
В – Соберу в пакет, привезу домой и выкину в мусорное ведро;