Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

Г – Соберу и закопаю в яму.

Какие последствия для окружающей среды можно ожидать от ваших действий?

17. Вы автолюбитель. Меняете отработанное масло в Вашем автомобиле. Как Вы по-

ступите с отработанным маслом?

А – Сдам на нефтебазу для дальнейшей переработки

Б – Солью в ближайшую канаву

18. В зимний период времени в квартирах часто бывает холодно. Какими будут Ваши

действия по устранению данного неудобства?

А – Уплотню окна, проверю исправность радиаторов и потеплее оденусь

Б – Включу газ, электрообогреватели и останусь в легкой одежде

161

19. Однажды утром в вашем дворе Вы обнаружили странные мусорные баки. Каждый

бак имеет свой цвет и надпись: «для стекла», «для пищевых отходов», «для пластмас-

сы», «прочие отходы». Будете ли Вы ...

А - Самым добросовестным образом сортировать мусор по этим бакам.

Б - Нет, кому это надо? Все равно это все попадет на одну свалку.

В – Не задумывался.

Приложение 3

ОПРОСНИК "НАТУРАФИЛ"

Инструкция. Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на ко-

торые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные " * " можно отве-

чать "не знаю"). Отвечать на вопросы лучше быстро, так как первая реакция лучше

всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для

нас именно таким, какое оно есть. При ответе "да" на бланке ответов рядом с номером

вопроса ставьте "+", при ответе "нет" — "-", "не знаю" — "Н".

1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотеку, Вы невольно ищете

глазами книги, связанные с природой?

3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов

Вашей семьи?

4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?

5. * Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбра-

сывают свою хвою?

6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?

7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?

8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?

9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в ле-

су букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану)

10.* Алоэ относится к кактусам?

11. Мох на деревьях портит их внешний вид?

12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите

прочесть и его описание?

13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Ва-

шими руками?

14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли лан-

дышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану)

15.* Семена ели созревают осенью?

16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?

17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или за-

давать вопросы редакциям научных журналов?

18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?

19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к

природе в чем-то улучшилось?

162

20.* Окунь — это хищная рыба?

21. Вы считаете крыс противными?

22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего переключите

телевизор на другую программу?

23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то

Вы удивитесь и растеряетесь такому подарку?

24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?

25.* Паук — это насекомое?

26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?

27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, ры-

бок или других интересных Вам животных?

28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?

29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журна-

ла, газеты или стенгазеты?

30.* Спаниель — это служебная собака?

31. Вы считаете крапиву неприятным растением?

32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблю-

дениях?

33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать

и сохранять природные материалы для композиций?

34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением по-

ехать в воскресенье расчищать лес от мусора?

35.* Бамбук — это трава?

36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не

станет; нет, станет)

37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?

38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологи-

ческую коллекцию природы Вашей местности?

39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?

40. * Биология — это наука об изучении всей природы?

41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на

болоте?

42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете

внимание на статьи о природе?

43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести

наблюдения за жизнью природы?

44. Bы участвуете в работе экологических групп, движении "зеленых" и т.п.?

45.* В пустыне можно замерзнуть, простудиться?

46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?

47. Вы бы поехали специально и другой город на зоологическую выставку, в ботани-

ческий сад, музей природы?

48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?

49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше

по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?

50.* Белый медведь охотится на пингвинов?

Коэффициенты надежности по методу Кьюдера-Ричардсона опросника "Натурафил"

для школьников 16-17 лет составляет 0.774 (n=87), доверительные интервалы для определе-

163

ния значимости различий между индивидуальными результатами по параметру интенсивно-

сти 5/10/13.

Коэффициенты надежности шкал опросника "Натурафил" по методу Кьюдера-

Ричардсона и доверительные интервалы для определения значимости различий между инди-

видуальными результатами по шкалам

коэф. ПА К ПР Пс НЭ

ПА 0.404 1/4/4 1/4/5 2/5/6 2/5/6 2/4/6

К 0.581 1/3/4 2/5/6 1/4/6 1/4/5

Пр 0.306 1/4/5 2/5/6 2/5/6

Пс 0.413 1/3/4 2/4/6

Нэ 0.569 1/3/4

Примечание: Различия между индивидуальными показателями по шкале и между

шкалами несущественны (результаты рассматриваются как равные), если они меньше или

равны значению, данному слева; значимы при р < 0.05, если они равны или превышают зна-

чение в центре; значимы при р < 0.01 — если равны или превышают значение справа.

Ключ опросника "Натурафил"

Растения Животные Природа

1.- 6.+ 11.- 16.+ 21.- 26.+ 31.- 36.- 41.- 46.- ПА

2.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+ 37.+ 42.+ 47.+ К

3.- 8.+ 13.+ 18.+ 23- 28.+ 33.+ 38.+ 43.+ 48.- П

4.+ 9.- 14.- 19.+ 24.+ 29. + 34.- 39.+ 44.+ 49.+ ПИ

5.- 10.- 15.- 20.+ 25.- 30.- 35.+ 40.- 45.+ 50.- НЭ

Интенсивность отношения = ПА + К + П + ПИ; Параметр интенсивности субъ-

ективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным

шкалам.

Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая

строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья —

практическая (Пр), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительная шкала

натуралистической эрудиции (НЭ).

Таблица перевода баллов по шкалам опросника "Натурафил" в станайны

исходные баллы 0123456789 10

перц.-аффект. 11123456789

Когнитивная 11234456789

Практическая 11234556789

Поступочная 11234567899

ш

к

а

л

ы

Натур. эруд. 23456789999

Приложение 4

Методика диагностики субъектификации природных объектов

(CПO)

Оцените по предложенным вопросам Ваше отношение к собакам. Здесь

нет "правильных" и "неправильных" ответов: Ваше мнение ценно для нас

именно таким, какое оно есть.

Вам будут даваться два высказывания А и Б, например, А. "Он хороший"

164

и Б. "Он плохой". Выберите то, которое ближе к Вашему мнению с помощью

шкалы от О до 4: О — уверенно А; 1 -— скорее А, чем Б; 2 — затрудняюсь ска-

зать, к чему ближе; 3 — скорее Б, чем А; 4 — уверенно Б.

1. А. Рядом с ним я могу чувствовать себя умным или глупым, весе-

лым или печальным, добрым или злым и т.д.

Б. От него в этом плане ничего не зависит.

2. А. Он похож на нас – людей.

Б. Он совсем не похож на нас.

3. А. К нему можно обратиться за сочувствием, поддержкой.

Б. Это невозможно.

4. А. Он может влиять на мое отношение к чему-либо.

Б. Такого не может быть.

5. А. С ним можно решать общую проблему.

Б. Я не могу представить его партнером.

6. А. Его желания, чувства, ценности могут стать нашими общими.

Б. Такое трудно вообразить.

Коэффициенты надежности по методу Кьюдера-Ричардсона для школьников 16-17

лет составляет 0.720 (n=135), доверительные интервалы для определения значимости разли-

чий между индивидуальными результатами несущественны, если они меньше или равны 2

"сырым" баллам.

Приложение 5

"Альтернатива"

Инструкция. В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из

двух вариантов А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если

Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть

один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше

быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок

А. с красивой окраской Б. с интересным поведением

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием

А. собирать гербарий Б. собирать растения для

лекарственных растений изготовления настоек

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольст-

вием рассказывали ученикам

А. о строении животных Б. о том, как ухаживать за животны-

ми

4. В ботаническом саду Вы скорее всего

А. будете любоваться Б. захотите получить отросток

тропическими растениями для выращивания дома

165

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание

А. на то, как они устроены Б. на то, как их лучше сохранить на зиму

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли вывести новые сорта

А. цветочных культур Б. плодовых культур

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете

А. стихи о природе Б. заметки из блокнота натуралиста

8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать

А. в лаборатории Б. на опытной станции

9. Вы бы завели собаку

А. чтобы ухаживать за ней Б. для охраны квартиры

10. Вы предпочтете прочесть

А. книгу о красоте природы Б. книгу, которая учит ухаживать за

растениями и животными

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы

А. следить за ростом Б. руководить заготовкой

и развитием деревьев ценной древесины

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым

садом, то Вы поехали бы туда

А. весной Б. осенью

Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

А Э П К Э К Э Э К П Э К Э

Б К Пг П П Пг Пг К П Пг П Пг Пг

Э – эстетический; К – когнитивный; П – практический; Пг – прагматический тип мо-

тивации.

Приложение 6

ЭЗОП

Инструкция. Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по

пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается

с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова:

"красный", "футбольный", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы запи-

сываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно бы-

стро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И).

4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).

5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено.

7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).

166

9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.

12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки от-

носится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К — природа воспринимается как объект красоты —"эстетическая" установка; И — природа

воспринимается как объект изучения — "когнитивная" установка; О — природа воспринима-

ется как объект охраны — "этическая установка"; П — природа воспринимается как объект

пользы — "прагматическая" установка

Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с

ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество

выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от мак-

симально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2,

3 и 4. Необходимо обращать внимание на количество ответов, несовпадающих

ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает,

что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты

необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально исполь-

зовать наиболее "неподходящие" ассоциации.

Приложение 7

«Ценностные ориентации»

Методика «Ценностные ориентации», разработанная M. Рокичем, служит

для исследования системы ценностей личности. Автор делит ценности на тер-

минальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности средства.

Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то ко-

нечная цель индивидуального существования (например, мир во всем мире) с

личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; ин-

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач