Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация
Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144
струментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то об-
раз действий (например, ответственность, рационализм) является и с личной, и
с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Доминирующая направленность ценностных ориентации дает
возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-
бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает
возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые
человек рассматривает как нормы поведения.
167
Инструкция. Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточ-
ки с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (тер-
минальные ценности) или «И» (инструментальные ценности). Карточки с на-
именованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала -
18 карточек «Т», а затем - 18 «И». Ранжируются последовательно первые, а за-
тем - вторые. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сде-
лать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, характеризую-
щую степень его уверенности в том, при повторном опыте порядок карточек
остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять де-
лается отметка уверенности.
Список «терминальных» ценностей Список «инструментальных» ценностей
Активная, деятельная жизнь Аккуратность
Здоровье Жизнерадостность
Красота природы и искусства Непримиримость к своим и чужим недостаткам
Материально обеспеченная жизнь Ответственность (экологическая)
Экологическая безопасность Самоконтроль
Познание, интеллектуальное развитие Смелость в отстаивании своего мнения
Независимость оценок и суждений Терпимость к мнениям других
Счастливая семейная жизнь Честность
Уверенность в себе Воспитанность
Жизненная мудрость Исполнительность
Интересная работа Рационализм (умение принимать обдуманные
решения)
Любовь Трудолюбие
Наличие верных и хороших друзей Высокие запросы
Общественное признание Независимость
Равенство (в возможностях) Образованность
Свобода поступков и действий Твердая воля
Творческая деятельность Широта взглядов
Получение удовольствий Чуткость
Приложение 8
Метод предельных смыслов.
Тест предоставляет возможность как качественного, так и количествен-
ного анализа смысловой структуры мировоззрения, степени интегрированности
мировоззренческих представлений, выявления смысловых ориентаций испы-
туемого.
Методическая процедура представляет собой диалог экспериментатора и
испытуемого, начинающийся с относительно простого вопроса эксперимента-
тора: "Зачем люди делают то-то? ". Исходной категорией в нашем исследова-
168
нии выступали такие понятия, как: "Изучают окружающий мир", "Повышают
свое экологическое образование", "Воспитывают экологическую ответствен-
ность", "Познают свои способности, возможности", "Изучают экологические
проблемы". В каждом последующем вопросе экспериментатора фиксируется
категория, названная испытуемым в ответе на предыдущий вопрос. В ходе диа-
лога возникает своеобразная цепочка ответов испытуемого, фиксируемых экс-
периментатором на бумаге. Цепочка может быть разной длины и разветвленно-
сти, но заканчивается она, как правило, достаточно обобщенной категорией,
представляющей для конкретного испытуемого как конечное (предельное)
основание человеческих действий. Выявленная структура смысловых
связей "позволяет дать развернутую качественную характеристику некото-
рых сторон личности", в частности личностных ценностей, выступающих в ви-
де конечной цели деятельности для каждого отдельного человека. Для
количественного анализа использовались структурные и содержатель-
ные индикаторы. Структурные индикаторы представляют собой: а) чис-
ло предельных категорий; б) число узловых категорий, т.е. категорий, фик-
сирующих как ответы на два или более вопроса "зачем", что в графическом
представлении выглядит как разветвление цепи смысловых связей от данной
категории вниз на несколько цепочек; в) индекс связности полученной струк-
туры, определяемый как отношение числа узловых категорий к числу предель-
ных. Очевидно, что минимальное значение этого индекса (О) будет соответст-
вовать наличию ряда изолированных друг от друга линейных цепей связей;
большие значения будут соответствовать обильно ветвящейся древовидной
структуре связей, сходящихся к одному предельному смыслу; г) средняя длина
цепей, исчисляемая как среднее арифметическое длин всех возможных путей (с
учетом всех разветвлений) от исходных к предельным категориям; д) продук-
тивность, определяемая как отношение общего числа различных категорий,
названных испытуемым, к числу исходных категорий. Содержательные ин-
дикаторы представляют собой: а) индекс децентрации, определяемый как
удельный вес категорий, субъектом действия в которых выступали другие лю-
ди ("чтобы другие ...", "чтобы потомки ...", "чтобы близкие ..." и т.п.); б) ин-
декс рефлексивности, определяемый как удельный вес категорий, описы-
вающих не практическое действие, а психическое отражение ("чтобы
169
ощущать ...", "чтобы знать ...", "чтобы понимать ..." и т.п.); индекс негатив-
ности, определяемый как удельный вес категорий, выражающих отрицание
("чтобы не ...").
Приложение 9
«Незаконченое предложение»
Полупроективная методика «Незаконченое предложение» для определе-
ния ведущих мотивов взаимодействия с окружающей природой и социальной
средой заключается в том, что учащиеся дома должны были завершить сле-
дующие строки: «На уроке учитель рассказал о сущности экологических про-
блем, причинах возникновения и их возможных последствий для человечества.
Он объяснил, что каждый человек причастен к их формированию и усугубле-
нию экологической ситуации в городе, стране мире (мусор, свалки, расточи-
тельность, халатность, потребительское, безответственное отношение к природе и её богатствам) и что каждый человек способен и должен её изменить (экономия воды, тепла, электроэнергии, газа, борьба с мусором на улицах и неорганизованных свалках, отказ от использования аэрозольных упаковок и др. опасных веществ, экологическая образованность и пр.). Учитель попросил учеников до следующего урока (неделю) поступать ответственно по отношению к природе, проявлять экологическую ответственность в своих действиях, обычной
жизни. Ученик пришёл домой ….». Учащиеся должны описать все, что про-
изойдет с учеником до момента окончания отведенного времени. Заканчивая
сочинение, ученики подсознательно ставят себя на место описываемого ими
героя, примеряют ситуации на себе. Методика позволяет выявить ведущие мотивы, порой скрытые и замаскированные.
170
171
172
173
174__