Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

струментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то об-

раз действий (например, ответственность, рационализм) является и с личной, и

с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Доминирующая направленность ценностных ориентации дает

возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-

бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает

возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые

человек рассматривает как нормы поведения.

167

Инструкция. Испытуемому предлагается разложить по ранжиру карточ-

ки с наименованием ценностей и обозначением на обратной стороне «Т» (тер-

минальные ценности) или «И» (инструментальные ценности). Карточки с на-

именованием ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала -

18 карточек «Т», а затем - 18 «И». Ранжируются последовательно первые, а за-

тем - вторые. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сде-

лать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, характеризую-

щую степень его уверенности в том, при повторном опыте порядок карточек

остался бы тем же. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять де-

лается отметка уверенности.

Список «терминальных» ценностей Список «инструментальных» ценностей

Активная, деятельная жизнь Аккуратность

Здоровье Жизнерадостность

Красота природы и искусства Непримиримость к своим и чужим недостаткам

Материально обеспеченная жизнь Ответственность (экологическая)

Экологическая безопасность Самоконтроль

Познание, интеллектуальное развитие Смелость в отстаивании своего мнения

Независимость оценок и суждений Терпимость к мнениям других

Счастливая семейная жизнь Честность

Уверенность в себе Воспитанность

Жизненная мудрость Исполнительность

Интересная работа Рационализм (умение принимать обдуманные

решения)

Любовь Трудолюбие

Наличие верных и хороших друзей Высокие запросы

Общественное признание Независимость

Равенство (в возможностях) Образованность

Свобода поступков и действий Твердая воля

Творческая деятельность Широта взглядов

Получение удовольствий Чуткость

Приложение 8

Метод предельных смыслов.

Тест предоставляет возможность как качественного, так и количествен-

ного анализа смысловой структуры мировоззрения, степени интегрированности

мировоззренческих представлений, выявления смысловых ориентаций испы-

туемого.

Методическая процедура представляет собой диалог экспериментатора и

испытуемого, начинающийся с относительно простого вопроса эксперимента-

тора: "Зачем люди делают то-то? ". Исходной категорией в нашем исследова-


168

нии выступали такие понятия, как: "Изучают окружающий мир", "Повышают

свое экологическое образование", "Воспитывают экологическую ответствен-

ность", "Познают свои способности, возможности", "Изучают экологические

проблемы". В каждом последующем вопросе экспериментатора фиксируется

категория, названная испытуемым в ответе на предыдущий вопрос. В ходе диа-

лога возникает своеобразная цепочка ответов испытуемого, фиксируемых экс-

периментатором на бумаге. Цепочка может быть разной длины и разветвленно-

сти, но заканчивается она, как правило, достаточно обобщенной категорией,

представляющей для конкретного испытуемого как конечное (предельное)

основание человеческих действий. Выявленная структура смысловых

связей "позволяет дать развернутую качественную характеристику некото-

рых сторон личности", в частности личностных ценностей, выступающих в ви-

де конечной цели деятельности для каждого отдельного человека. Для

количественного анализа использовались структурные и содержатель-

ные индикаторы. Структурные индикаторы представляют собой: а) чис-

ло предельных категорий; б) число узловых категорий, т.е. категорий, фик-

сирующих как ответы на два или более вопроса "зачем", что в графическом

представлении выглядит как разветвление цепи смысловых связей от данной

категории вниз на несколько цепочек; в) индекс связности полученной струк-

туры, определяемый как отношение числа узловых категорий к числу предель-

ных. Очевидно, что минимальное значение этого индекса (О) будет соответст-

вовать наличию ряда изолированных друг от друга линейных цепей связей;

большие значения будут соответствовать обильно ветвящейся древовидной

структуре связей, сходящихся к одному предельному смыслу; г) средняя длина

цепей, исчисляемая как среднее арифметическое длин всех возможных путей (с

учетом всех разветвлений) от исходных к предельным категориям; д) продук-

тивность, определяемая как отношение общего числа различных категорий,

названных испытуемым, к числу исходных категорий. Содержательные ин-

дикаторы представляют собой: а) индекс децентрации, определяемый как

удельный вес категорий, субъектом действия в которых выступали другие лю-

ди ("чтобы другие ...", "чтобы потомки ...", "чтобы близкие ..." и т.п.); б) ин-

декс рефлексивности, определяемый как удельный вес категорий, описы-

вающих не практическое действие, а психическое отражение ("чтобы


169

ощущать ...", "чтобы знать ...", "чтобы понимать ..." и т.п.); индекс негатив-

ности, определяемый как удельный вес категорий, выражающих отрицание

("чтобы не ...").

Приложение 9

«Незаконченое предложение»

Полупроективная методика «Незаконченое предложение» для определе-

ния ведущих мотивов взаимодействия с окружающей природой и социальной

средой заключается в том, что учащиеся дома должны были завершить сле-

дующие строки: «На уроке учитель рассказал о сущности экологических про-

блем, причинах возникновения и их возможных последствий для человечества.

Он объяснил, что каждый человек причастен к их формированию и усугубле-

нию экологической ситуации в городе, стране мире (мусор, свалки, расточи-

тельность, халатность, потребительское, безответственное отношение к природе и её богатствам) и что каждый человек способен и должен её изменить (экономия воды, тепла, электроэнергии, газа, борьба с мусором на улицах и неорганизованных свалках, отказ от использования аэрозольных упаковок и др. опасных веществ, экологическая образованность и пр.). Учитель попросил учеников до следующего урока (неделю) поступать ответственно по отношению к природе, проявлять экологическую ответственность в своих действиях, обычной

жизни. Ученик пришёл домой ….». Учащиеся должны описать все, что про-

изойдет с учеником до момента окончания отведенного времени. Заканчивая

сочинение, ученики подсознательно ставят себя на место описываемого ими

героя, примеряют ситуации на себе. Методика позволяет выявить ведущие мотивы, порой скрытые и замаскированные.

170

171

172

173

174__



Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач