Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:25, курсовая работа
Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.
Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.
Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:
1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;
2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся;
3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений
4) особая организация песенного материала, отобранного на основе дидактико-лингвистических критериев, а также использование специальных приёмов могут быть средствами формирования лексических навыков.
Введение
Актуальность исследования. Современная международная обстановка, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам. Современный подход к разработке содержания предмета призван обеспечить переход от механического запоминания знаний (нередко разрозненных) к активным и творческим действиям по его усвоению. В таком случае предметы школьного цикла будут переориентированы от передачи формальных знаний на формирование практического умения их использовать. Проверяется же уровень сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач.[6, c. 7]
В
средних и старших классах
вследствие появления в школе
новых учебных предметов
Вызывает трудности и объем значения слов по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер сочетаемости одних слов с другими, употребление слова, связанное с объемом значения и определяемое конкретной ситуацией высказывания. [25, c. 49]
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняют владение связями слова и образование на их основе словосочетаний.
Это
обуславливает интерес
В связи с этим, а так же для того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в основном сводились к прослушиванию, чтению и переводу, анализу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. За последнее десятилетие начали развиваться новые подходы к работе со стихотворным и песенным материалом. [9, c. 27] Суть их в том, чтобы использовать художественные произведения не только как средство обучения фонетическим, лексическим, грамматическим навыкам, но и способ выражения своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте. Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.
Выбор темы обусловлен следующими факторами:
- социальной, педагогической, психологической и методической актуальностью поставленной проблемы;
- недостаточной разработанностью проблемы в теоретическом и практическом плане, что подтверждается анализом психолого-педагогической литературы, учебных пособий;
-
практической необходимостью
Конечно помимо общих особенностей лексики как материала языка, существуют частные особенности словарного состава изучаемого языка. Характерной особенностью английской лексики является многозначность и омонимия. Совершенно очевидно, что методика обучения лексике при помощи аутентичных песен должна учитывать специфику конкретного языка.
Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова. Необходимость внедрения в практику обучения материалов, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых. В настоящее время отбор учебных материалов все чаще строится не на чисто лингвистическом, а культуроориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.[9, c. 27]
Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.
Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.
Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:
1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;
2)
учитываются психолого-
3)
происходит оптимальное
4)
особая организация песенного
материала, отобранного на
Объект и предмет исследования определили цель данной выпускной квалификационной работы: изучить и выделить значение и роль песенного материала при обучении английской лексике на старшем этапе обучения английскому языку.
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы учащихся средней школы иноязычной лексике;
-
изучить психолого-
-
рассмотреть аутентичные песни
как один из элементов
- выделить особенности песни как методического приема при формировании лексических навыков;
Решение поставленной цели и задач данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:
1.
Обсервационный. Изучение и анализ
психолого-педагогической и
2. Когнитивно-обобщающий. Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
4. Проведение пробного обучения.
Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения учащихся средней школы иноязычной лексике. Обосновываются цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике, описывается Психолого-педагогические особенности учащихся старшего возраста.
Вторая глава подробно отражает особенности использования аутентичных песен как одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения. Рассматривается методика и приемы формирования лексических навыков с помощью аутентичных песен на старшем этапе общеобразовательной школы.
Глава I.
Теоретические основы обучения учащихся
средней школы иноязычной лексике
1.1 Цели
и задачи обучения учащихся
иноязычной лексике
В
настоящее время современное
общество сталкивается с проблемами,
взаимовлияния различных
Основным средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.
Целью
обучения лексической стороне устной
речи является овладение строительным
материалом для осуществления устно-
Современная
лингвистика рассматривает язык
как иерархическую структуру, состоящую
из ряда уровней, каждый из которых
характеризуется собственным
Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности.
Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. [17, c. 89]
Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.
Из этого следует, что формальная и функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общие для многих языков коммуникативные категории (например, просьба, приказ и др.) в разных языках имеют свою специфику выражения.
Следовательно, проблема соотношения формального и функционального аспектов на лексическом уровне требует обращения, как к функциональным особенностям лексических единиц, так и к языковой системе, ибо овладение языком как средством общения немыслимо без системных знаний.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания: [40, c. 34]
а) продуктивные навыки:
б) рецептивные навыки (слушание, чтение):