Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:25, курсовая работа
Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.
Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.
Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:
1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;
2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся;
3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений
4) особая организация песенного материала, отобранного на основе дидактико-лингвистических критериев, а также использование специальных приёмов могут быть средствами формирования лексических навыков.
Что касается изучения иностранного языка, то в течение данного этапа обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. Иноязычная устная речь как форма непосредственного общения закономерно синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.[5, c. 137]
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения, навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображения престижности.
В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста.
Интересы старшеклассников становятся еще более избирательными и устойчивыми. У многих из них наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к науке. Старшеклассники пытаются с философских позиций осмыслить окружающую действительность, испытывают серьезный интерес к мировоззренческим вопросам.
У учащихся старших классов может наблюдаться излишний рационализм; при этом они считают нужным добросовестно изучать лишь то, что пригодится, по их мнению, в жизни для будущей профессии, и не всегда осознают роль гуманитарных предметов в развитии духовного мира человека.
Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, его профильная направленность, личностный подход к старшеклассникам, требующий, прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.
На
завершающем этапе
В
целом иностранный язык на данном
этапе должен выступать как эффективное
средство, способствующее удовлетворению,
развитию и углублению интересов
школьников в выбранной ими области
знания, в частности как средство
получения профессионально
В старших классах успех обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требования современной методики.
Таким образом, отличительными сторонами старшеклассников являются:
1. процесс познавательного развития;
2.
активная и самостоятельная
3.
социальное и личностное
4.
сформированность
5.
совершенствование
6. перестройка памяти (развитие логической и произвольной памяти);
7.
процесс запоминания сводится
к мышлению, к установлению логических
отношений внутри
8. готовность и способность ко многим различным видам обучения;
9.
повышенная интеллектуальная
10.
интересы становятся еще более
избирательными и устойчивыми.
1.4. Критерии
отбора песенного материала
Исследуя в данной работе процесс совершенствования лексических навыков учащихся на материале аутентичных песен мы проанализировали имеющуюся методическую литературу и выделили ряд критериев, необходимых для отбора песенного материала.
Рассмотрим их.
Дидактико-лингвистические критерии отбора.
Для реализации целей нашего исследования целесообразным считаем при отборе текстов руководствоваться следующими дидактико- лингвистическими критериями отбора: мотивационно-познавательным критерием и критерием языковой и смысловой доступности текста.
Мотивационно-познавательный критерий.
Этот критерий отражает способность текстовых материалов обеспечить
поддержание
универсальной мотивации и
деятельности учащихся. Он также предполагает отбор текстов, содержащих актуальную для учащихся проблематику и способствующих поддержанию интереса к чтению и пониманию значимости изучаемых текстов для овладения иностранным языком в соответствии с возрастными особенностями и жизненным опытом читателя. Именно мотивационный и познавательный факторы определяют отношение учащихся к иностранному языку и культуре его носителей, заставляют их признать ценность владения этим иностранным языком, а интерес как фактор отбора составляет одно из важнейших условий творческого отношения к чтению [9, c. 27]
В качестве ведущего мотивационно-познавательный критерий выделяет также А. Д. Дэра, который отмечает, что "содержание книг призвано воспитывать постоянный и глубокий интерес к чтению, способствовать постепенному овладению богатством науки и культуры, накопленном человечеством, и познакомить студентов с особенностями страны, с бытом и
обычаями народа, язык которого изучается" [40, c. 5]
В любом случае текст должен отвечать определенным потребностям и запросам личности учащихся, что способствует пониманию практической пользы материала, углублению их представлений о познаваемом объекте, проявлению интереса к новым и необычным фактам. По утверждению Ю.Н.
Кулюткина, если человек с самого начала не понимает, зачем этот текст нужен, он остается безразличным и глухим к тому, о чем ему говорят. [18, c.77]
Критерий языковой и смысловой доступности текста
Этот критерий заключается, во-первых, в посильности включенного в
текст
лексико-грамматического
Если
же абстрагироваться от собственно языковых
трудностей, с которыми неизбежно
сталкиваются учащиеся в связи с
различиями лексиконов разноязычных читателя
и писателя, то можно утверждать, что
"соотношение эстетического наслаждения
и доступности релевантно для процесса
чтения на любом языке в связи с универсальностью
механизмов восприятия художественной
литературы". [33, c. 23] Согласно последним,
постижение смысла произведения напрямую
связано с интенсивностью психической
деятельности читателя, принципами коммуникативной
необходимости и достаточности, учебно-методической
целесообразности, а также тематико-ситуативным
принципом. При отборе песенного материала
необходимо также уделять внимание содержательной
ценности текста, которая определяется
его социокультурным, страноведческим
и познавательно-воспитательным потенциалом.
Выводы
по главе:
Подводя
итоги теоретической части
Качества навыков:
а) Автоматизированность
б) Устойчивость.
в) Гибкость (как способность включаться в новой ситуации и как способность функционировать на новом речевом материале)
д) Сознательность.
Виды навыков:
1)
речевые (лексические и
2) двигательные (ходьба и т.п.);
3)
двигательно-речевые (техника
а) Дидактико-лингвистические
б) Мотивационно-познавательный
в) Критерий языковой и смысловой доступности текста
Также
следует помнить, что при отборе
песенного материала необходимо
уделять внимание содержательной ценности
текста, которая определяется его
социокультурным, страноведческим
и познавательно-воспитательным потенциалом.
Глава II.
Песня как один из стимулирующих факторов
при обучении английскому языку
2.1 Аутентичные
песни как один из элементов
национально-культурного
Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу — воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.