Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.

Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.

Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:

1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;

2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся;

3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений

4) особая организация песенного материала, отобранного на основе дидактико-лингвистических критериев, а также использование специальных приёмов могут быть средствами формирования лексических навыков.

Работа состоит из  3 файла

карасаева проверенный.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

   Что касается изучения иностранного языка, то в течение данного этапа  обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими  за предыдущий период. Иноязычная устная речь как форма непосредственного общения закономерно синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.[5, c. 137]

   Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность  ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения, навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

   Подростковый  возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется  не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображения престижности.

   В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста.

   Интересы  старшеклассников становятся еще более  избирательными и устойчивыми. У многих из них наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к науке. Старшеклассники пытаются с философских позиций осмыслить окружающую действительность, испытывают серьезный интерес к мировоззренческим вопросам.

   У учащихся старших классов может наблюдаться излишний рационализм; при этом они считают нужным добросовестно изучать лишь то, что пригодится, по их мнению, в жизни для будущей профессии, и не всегда осознают роль гуманитарных предметов в развитии духовного мира человека.

   Поддержанию должного уровня познавательного интереса к предмету на данном этапе языкового образования способствуют дифференциация обучения, его профильная направленность, личностный подход к старшеклассникам, требующий, прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

   На  завершающем этапе совершенствуются все полученные школьниками знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники  и культуры. [14, c. 96]

   В целом иностранный язык на данном этапе должен выступать как эффективное  средство, способствующее удовлетворению, развитию и углублению интересов  школьников в выбранной ими области  знания, в частности как средство получения профессионально значимой информации. Этой цели в наибольшей степени отвечают различные варианты профильно-ориентированного обучения иностранному языку в 10-11-х классах (с гуманитарным, естественно-математическим и другими направлениями) со своими особыми программами; при отсутствии условий для таково обучения в тех или иных школах может быть использован на переходный период настоящий раздел программы, в которой содержание обучения отражает то общее, что должно быть в языковом курсе при любом варианте его профильной ориентации.

   В старших классах успех обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требования современной методики.

   Таким образом, отличительными сторонами  старшеклассников являются:

   1. процесс познавательного развития;

   2. активная и самостоятельная мыслительная  деятельность;

   3. социальное и личностное самоопределение;

   4. сформированность теоретического  или словесно-логического мышления;

   5. совершенствование самоконтроля  деятельности;

   6. перестройка памяти (развитие логической и произвольной памяти);

   7. процесс запоминания сводится  к мышлению, к установлению логических  отношений внутри запоминаемого  материала, а припоминание заключается  в восстановлении материала по  этим отношениям;

   8. готовность и способность ко многим различным видам обучения;

   9. повышенная интеллектуальная активность;

   10. интересы становятся еще более  избирательными и устойчивыми. 
 
 

1.4.  Критерии отбора песенного материала 
 

   Исследуя  в данной работе процесс совершенствования лексических навыков учащихся на материале аутентичных песен мы проанализировали имеющуюся методическую литературу и выделили ряд критериев, необходимых для отбора песенного материала.

   Рассмотрим  их.

   Дидактико-лингвистические  критерии отбора.

   Для реализации целей нашего исследования целесообразным считаем при отборе текстов руководствоваться следующими дидактико- лингвистическими критериями отбора: мотивационно-познавательным критерием и критерием языковой и смысловой доступности текста.

   Мотивационно-познавательный критерий.

   Этот  критерий отражает способность текстовых  материалов обеспечить

   поддержание универсальной мотивации и дальнейшее развитие речевой

   деятельности  учащихся. Он также предполагает отбор текстов, содержащих актуальную для учащихся проблематику и способствующих поддержанию интереса к чтению и пониманию значимости изучаемых текстов для овладения иностранным языком в соответствии с возрастными особенностями и жизненным опытом читателя. Именно мотивационный и познавательный факторы определяют отношение учащихся к иностранному языку и культуре его носителей, заставляют их признать ценность владения этим иностранным языком, а интерес как фактор отбора составляет одно из важнейших условий творческого отношения к чтению [9, c. 27]

   В качестве ведущего мотивационно-познавательный критерий выделяет также А. Д. Дэра, который отмечает, что "содержание книг призвано воспитывать постоянный и глубокий интерес к чтению, способствовать постепенному овладению богатством науки и культуры, накопленном человечеством, и познакомить студентов с особенностями страны, с бытом и

   обычаями  народа, язык которого изучается" [40, c. 5]

   В любом случае текст должен отвечать определенным потребностям и запросам личности учащихся, что способствует пониманию практической пользы материала, углублению их представлений о познаваемом объекте, проявлению интереса к новым и необычным фактам. По утверждению Ю.Н.

   Кулюткина, если человек с самого начала не понимает, зачем этот текст нужен, он остается безразличным и глухим к тому, о чем ему говорят.        [18, c.77]

   Критерий  языковой и смысловой доступности текста

   Этот  критерий заключается, во-первых, в  посильности включенного в

   текст лексико-грамматического материала  и, во-вторых, в соответствии уровня смысловой трудности текста познавательным силам и возможностям учащихся с учетом уровня их обученности и их возрастными особенностями. [18, c. 78] Тем не менее, этот критерий не предполагает отбора текстов, которые построены только на освоенном учащимися языковом материале. Считаем, что не следует отказываться от текстов, частично включающих незнакомую лексику и грамматику.

   Если  же абстрагироваться от собственно языковых трудностей, с которыми неизбежно  сталкиваются учащиеся в связи с  различиями лексиконов разноязычных читателя и писателя, то можно утверждать, что "соотношение эстетического наслаждения и доступности релевантно для процесса чтения на любом языке в связи с универсальностью механизмов восприятия художественной литературы". [33, c. 23] Согласно последним, постижение смысла произведения напрямую связано с интенсивностью психической деятельности читателя, принципами коммуникативной необходимости и достаточности, учебно-методической целесообразности, а также тематико-ситуативным принципом. При отборе песенного материала необходимо также уделять внимание содержательной ценности текста, которая определяется его социокультурным, страноведческим и познавательно-воспитательным потенциалом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе: 
 

   Подводя итоги теоретической части нашей  работы можно сделать следующие выводы:

  • Целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, а владение лексикой иностранного языка и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. Следовательно, за курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения.
  • Навык определяется как упрочившийся благодаря упражнению способ действия (А.А. Смирнов), как действие, которое совершается человеком без участия сознания, т. е. автоматически.

   Качества  навыков:

   а) Автоматизированность

   б) Устойчивость.

   в) Гибкость (как способность включаться в новой ситуации и как способность  функционировать на новом речевом  материале)

   д) Сознательность.

   Виды навыков:

   1) речевые (лексические и грамматические);

   2) двигательные (ходьба и т.п.);

   3) двигательно-речевые (техника письма, произнесение звуков).

  • В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. На этом этапе обучения совершенствуются все полученные школьниками знания, навыки и умения, язык используется как действенное средство углубления знаний в разных областях науки, техники и культуры.
  • В процессе совершенствования лексических навыков учащихся на материале аутентичных песен выбранных при отборе песенного материала необходимо выделить ряд критериев:

а) Дидактико-лингвистические 

б) Мотивационно-познавательный

в) Критерий языковой и смысловой доступности  текста

   Также следует помнить, что при отборе песенного материала необходимо уделять внимание содержательной ценности текста, которая определяется его  социокультурным, страноведческим  и познавательно-воспитательным потенциалом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Песня как один из стимулирующих факторов при обучении английскому языку 

2.1 Аутентичные  песни как один из элементов  национально-культурного компонента  содержания обучения 
 

   Развитие  деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу — воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.

презентация диплом.ppt

— 221.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложение.doc

— 160.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ