Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Объектом исследования: методические условия успешного обучения учащихся лексической стороне речи.

Предметом исследования: изучение роли использования песенного материала при обучении английской лексике.

Гипотеза исследования: разнообразие форм использования песен на уроках иностранного языка могут способствовать формированию лексических навыков учащихся старших классов и повышать эффективность обучения, если:

1) учитываются современные методики преподавания иностранного языка;

2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся;

3) происходит оптимальное сочетание объемов используемого материала, количества учащихся и изучаемых на уроке грамматических и лексических явлений

4) особая организация песенного материала, отобранного на основе дидактико-лингвистических критериев, а также использование специальных приёмов могут быть средствами формирования лексических навыков.

Работа состоит из  3 файла

карасаева проверенный.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

   Одним из путей решения данной проблемы может быть гуманизация образования, т. е. приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

   Особая  роль в этом принадлежит иностранному языку, с помощью которого и осуществляется непосредственный и опосредованный диалог культур — иностранной  и родной,— ставший одним из основных положений современной концепции образования.

   Гуманизация содержания образования требует  пересмотра целей, содержания и технологии обучения иностранному языку как  новому средству общения — новому способу межкультурной коммуникации и межкультурного взаимопонимания.

   Поскольку целью обучения иностранному языку  являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков  и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте.

   Никитенко З.Н. и Осиянова О.М. рассматривают весь лингвострановедческий материал, связанный с культурой страны изучаемого языка, как национально-культурный компонент содержания обучения иностранному языку.

   Данный  компонент включает в себя определенные знания (языковые и культурологические), а также навыки и умения (речевого и неречевого поведения). При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны этого языка. [24, c. 14]

   Из  всего сказанного следует, что, поддерживая  интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес  к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в  этом отношении может оказать  использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

   В жизни любой семьи постоянно  присутствует музыкальный фон, который создается передачами ТВ и радио. Кроме того, благодаря широкому распространению звуко- и видеозаписи, а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.

   Использование песен на изучаемом языке весьма актуально при обучении иностранному языку в старших класах средней школы по ряду причин.

   Во-первых, учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка.

   Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

   Этому способствует, в частности, и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей детей данного возраста. Так, например, у детей в возрасте 6—7 лет развит не только звуковысотный слух, но и музыкальный слух в целом, который позже тормозится у детей, оставшихся вне музыкальной деятельности. [22, c. 153]

   Песенный  жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального  текста способен точно и образно  отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

   Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т. е. передача заложенного ее автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т. е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

   Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может  рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка. С другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.

   С точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода (С. Ф. Шатилов) песенный материал, будучи образцом музыкальной инокультуры  и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного  компонента содержания обучения иностранному языку, является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. [24, c. 14]

   Через песни раскрываются душа народа, его  культура, и учитель выступает  как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.

   Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой  несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном  языке, ребенок может сам придумать  песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии. Это убедительно доказала своим "Jazz Chant" американский методист, преподаватель английского языка Кэрол Грэхэм. [42, c. 124]

   Однако  предпочтение следует отдать аутентичному языковому песенному материалу. При восприятии песни благодаря  наличию вербального текста, сочиненного  носителями языка, информация извлекается  из «естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем».

   Одним из условий успешного использования  песенного материала является его  отбор и типологизация. Песенный материал как один из элементов национально-культурного  компонента должен отражать страноведческую специфику и обладать культурологической ценностью. Поэтому выделенные 3. Н. Никитенко и О. М. Осияновой критерии могут оказаться приемлемыми при отборе песен на английском языке. [24, c. 15]

   Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.

   Методика  использования каждой песни предусматривает  предварительное введение, активизацию  и закрепление лексико-грамматического  материала используемых песен.

   Примерная последовательность работы с песней:

   1) краткое вступительное слово  о песне (ее характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т. д.), установка на первое восприятие песни;

   2) первое музыкальное предъявление  песни; знакомство с музыкальной  стороной песни: особенностями  мелодии, ритма, деления на  музыкальные фразы;

   3) проверка понимания содержания  песни (дословный перевод текста  общими усилиями учащихся под  руководством учителя). На более  продвинутом этапе или в более  подготовленных в языковом отношении  группах полезно обращать внимание  учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;

   4) фонетическая отработка текста  песни. На начальном этапе обучения  иностранному языку целесообразно  применять в этих целях в  основном способ имитации;

   5) повторное прослушивание песни;  работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

   6) чтение текста песни с дальнейшей  отработкой звуков и интонации,  всю работу также рекомендуется  проводить с опорой на текст  песни;

   7) разучивание мелодии в процессе  совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также ее аккомпанемента.

   На  последующих двух-трех уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы ее слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

   При введении нового грамматического материала  учащиеся легко узнают введенные  с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает  закрепление нового материала и  использование его в соответствующих  речевых ситуациях. В дальнейшем каждая из предложенных песен может быть использована как эффективное средство закрепления и повторения нового грамматического материала. 

   2.2 Песня как методический прием  при формировании лексических  навыков 
 

   Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу.

   Одним из более эффективных способов воздействия  на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой "сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания ". Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.

   Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкальных творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память. [32, c. 52]

   Сформулируем  методические преимущества песен в  обучении иностранному языку:

   1. Песни как один из видов  речевого общения являются средством  более прочного усвоения и  расширения лексического запаса, так как включают новые слова  и выражения. В песнях уже  знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации;

   2. В песнях лучше усваиваются  и активизируются грамматические  конструкции. В некоторых странах  издаются песни для обучения  наиболее распространённым конструкциям;

   3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.;

   4. Песни содействуют эстетическому  воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

   5. Песни и другие музыкальные  произведения стимулируют монологические  и диалогические высказывания, служат  основой развития речемыслительной  деятельности школьников, способствуют  развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

   Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они  различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется[32, с. 51]:

  1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;  
    2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;  
    3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;  
    4. как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

презентация диплом.ppt

— 221.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Приложение.doc

— 160.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Использование аутентичных песенных материалов при развитии лексических навыков на уроках иностранного языка в старших классах СОШ