Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Содержание

Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эмоциональная отзывчевость..docx

— 268.41 Кб (Скачать документ)

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных  и тематических занятий. Интегрированные  занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии.  Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие  краски могут передать это настроение?» 

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось  ли его воплотить в красках?»

Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла  «Встречи с  в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова  «Океан – море синее» и рассматривают  картину «Девятый вал» Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая  Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

Музыкальное восприятие развивается  не только на занятиях. В детском  саду используются разнообразные формы  организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.

Например, проведены музыкальный  досуг по произведениям Чайковского  «Времена года», концерт-беседа по развитию музыкального восприятия по музыкальной  сказке «Про Алису».

Вместе с детьми были поставлены музыкальные спектакли по сказкам  «Щелкунчик», «Снежная Королева», «Муха-цокотуха», «Спящая красавица» (Приложение 2).

4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой , художественной, двигательной.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели  возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга

Часто основа музыкального произведения, становится основой для  организации  сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют  в богатырей, когда мы  знакомимся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»  и с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются  в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С.С. Прокофьева «Золушка») Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.

Педагоги часто используют музыку в различных видах занятий. (Тема «Аквариум», музыка Сен-Санса, «Море» (Римский-Корсаков «Океан – море синее»), «Карнавал животных» Сен-Санса) На экологических занятиях используется музыкальный цикл по «Временам года»  П.И. Чайковского, А. Вивальди.

Мониторинг эстетического  воспитания детей осуществлялся  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа  участия  выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.

В разработке нашей методики диагностирования художественно-эстетического  воспитания дошкольника мы руководствовались  положениями К.В. Тарасовой.

Основным показателем  художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его  эмоциональная отзывчивость, поскольку  она отражает интерес ребенка  к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах  деятельности.

Анализ результатов  позволил выявить положительные  тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно  слушать классическую музыку; значительно  изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном  и образном содержании музыки стали  более адекватными;

– они научились внимательно  рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать  их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые  краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных  инструментов.

Положительным результатом  своего опыта считаю достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ  на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Таким образом, можно сделать  выводы о том,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

К работе прилагается  презентация (Приложение 1).


Информация о работе Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки