Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Введение
1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников
1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет
2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки
Заключение
Список используемой литературы
Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.
Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»
Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»
Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи с в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.
На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.
Музыкальное восприятие развивается
не только на занятиях. В детском
саду используются разнообразные формы
организации музыкальной
Например, проведены музыкальный досуг по произведениям Чайковского «Времена года», концерт-беседа по развитию музыкального восприятия по музыкальной сказке «Про Алису».
Вместе с детьми были поставлены музыкальные спектакли по сказкам «Щелкунчик», «Снежная Королева», «Муха-цокотуха», «Спящая красавица» (Приложение 2).
4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой , художественной, двигательной.
Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга
Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют в богатырей, когда мы знакомимся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С.С. Прокофьева «Золушка») Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.
Педагоги часто используют музыку в различных видах занятий. (Тема «Аквариум», музыка Сен-Санса, «Море» (Римский-Корсаков «Океан – море синее»), «Карнавал животных» Сен-Санса) На экологических занятиях используется музыкальный цикл по «Временам года» П.И. Чайковского, А. Вивальди.
Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа участия выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.
В разработке нашей методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями К.В. Тарасовой.
Основным показателем
художественно-эстетического
Анализ результатов
позволил выявить положительные
тенденции в художественно-
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Положительным результатом своего опыта считаю достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
К работе прилагается презентация (Приложение 1).